В России начат эксперимент по созданию системы кредитования обучения, которая, с одной стороны, может существенно повысить доступность наиболее качественного высшего образования, а с другой – позволит государству мягкими рыночными средствами перенаправить поток абитуриентов на получение наиболее востребованных в России профессий. Не зря о запуске данной программы было заявлено именно в МГТУ им. Баумана – ведущем техническом университете страны.
Виктор РУСАКОВ, заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ
Год назад вышло постановление Правительства РФ № 534 о проведении до 2010 г. эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам вузов. Согласно этому постановлению формирование системы образовательного кредитования в России решено начать с создания экспериментальной программы льготного кредитования.
Приказом Рособразования от 29 апреля 2008 г. № 397 утвержден перечень высших учебных заведений для участия в эксперименте. Все 112 вошедших в перечень вузов – известные и престижные институты и университеты, имеющие свои научные и образовательные школы, серьезные традиции, многократно подтвердившие свою возможность готовить специалистов высшей квалификации. Среди них – Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Финансовая академия при Правительстве РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, ГУ – Высшая школа экономики, МГИМО (университет); Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Московский государственный университет путей сообщения, Самарский государственный медицинский университет, Северный государственный медицинский университет…
Для получения кредита на обучение в этих вузах необходимо успешно сдать вступительные экзамены и стать студентом платного отделения (исключение – сопутствующий кредит, предоставляющийся и студентам-бюджетникам). То есть эксперимент касается лишь тех студентов, которые действительно хотят учиться в лучших российских вузах, но по какой-либо причине не сумели набрать нужное количество баллов для поступления на бюджетное отделение. Не секрет, что уровень подготовки школьников не всегда одинаково хорош. Зачастую преимущество получают выпускники школ из крупных городов, где качество образования более высокое и есть возможность посещать подготовительные курсы при вузе. Понятно, что нацеленные на серьезную учебу абитуриенты готовятся к вступительным экзаменам сами. Но ни тщательная самостоятельная подготовка, ни напряженная работа с репетиторами не дают гарантии поступления, тем более при серьезном конкурсе, который всегда есть в лучших вузах. Потому и процент абитуриентов, недобравших одного-двух баллов до проходного, среди жителей «глубинки» наивысший.
Именно они являются основной целевой аудиторией эксперимента в его нынешнем виде. После оглашения результатов экзаменов все, кто недобрал небольшое количество баллов и при этом не имеет необходимых средств для самостоятельной оплаты обучения, могут подать в банк заявление о предоставлении образовательного кредита.
Основная задача такого абитуриента – выбрать из утвержденного Рособразованием списка поручителя, то есть такую организацию, которая поручится перед банком за выплату образовательного кредита. Если абитуриент действительно серьезен в своих намерениях относительно получения знаний, диплома и профессии, поручитель заключает с банком-кредитором договор поручительства, обязуясь погасить долг студента перед банком в случае, если тот не сделает этого сам. Во многих вузах – участниках эксперимента процесс еще более упрощен, и убеждать абитуриенту никого ни в чем не придется. Поручителю достаточно знать, что абитуриент получит диплом вуза, выпускник которого может рассчитывать на хорошую работу и высокую зарплату, из которой он и выплатит свой образовательный кредит.
По замыслу создателей эксперимента, поручителями могут быть как компании, которые делают образовательное кредитование основным направлением своей деятельности, так и работодатели, нуждающиеся в квалифицированных кадрах и готовые помочь студентам и выпускникам вузов выплатить кредит на их образование.
Государство в лице Рособразования, в свою очередь, гарантирует поручителю возврат не более 10% от суммы всех кредитов, по которым он выступил в качестве поручителя. По предварительным расчетам, этой суммы должно хватить на погашение действительно безвозвратных потерь поручителя.
В роли кредитора в соответствии с условиями эксперимента вправе выступать все банки, имеющие лицензии Центробанка РФ, а поручителями могут быть юридические лица, срок деятельности которых составляет не менее трех лет, с удовлетворительными результатами финансово-хозяйственной деятельности, подтвержденными аудиторскими заключениями.
Поручителями, согласно приказу Рособразования от 29 апреля 2008 г. № 397, на сегодняшний день могут стать: ООО «Крэйн» (разрешено в рамках эксперимента выдать 3 100 образовательных кредитов), ОАО «Холдинговая компания “Главмосстрой”» (четыре кредита), ОАО «Домостроительный комбинат № 3» (20 кредитов), ЗАО «Строительное управление № 155» (10 кредитов), ОАО «ВМП “АВИТЕК”» (четыре кредита), ОАО «Электропривод» (девять кредитов), ОАО «Кировский завод “Маяк”» (один кредит).
Все отношения в связи с предоставлением образовательных кредитов в порядке эксперимента оформляются серией договоров:
1. Договор образовательного кредита – кредитный договор, который заключают банк – участник эксперимента и студент. Единственным способом обеспечения исполнения заемщиком обязательств является поручительство, предоставляемое банку поручителем.
2. Договор поручительства (заключают поручитель и банк – участник эксперимента), в соответствии с которым поручитель обязуется отвечать за исполнение студентом его обязательств по договору образовательного кредита перед банком.
3. Договор о предоставлении поручительства (заключают поручитель и студент), в соответствии с которым поручитель предоставляет поручительство в обеспечение обязательств студента по договору образовательного кредита, заключенному заемщиком с указанным банком, а заемщик обязуется погасить все требования поручителя, возникающие в случае исполнения поручителем его обязательств по договору поручительства.
4. Соглашение о возмещении за
счет средств федерального бюджета
части расходов поручителя по договорам поручительства по образовательным кредитам, предоставленным
студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, согласно которому Федеральное агентство по образованию возмещает поручителю в форме субсидии часть его расходов, связанных с исполнением таких договоров.
Кроме того, поручитель и вуз подписывают соглашение об информационном сотрудничестве, в соответствии с которым устанавливается порядок осуществления совместных действий при проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам этого вуза.
В результате студенту предоставляется возможность получить лучшее в России высшее образование с помощью недорогих (по условиям эксперимента ставка образовательного кредита не может быть более 10%) заемных средств. Типовые правила предусматривают льготные условия возврата студентом суммы кредита: выплаты начинаются только после окончания обучения. Понятно, что чем выше окажется полученная квалификация, тем больше будут заработки молодого специалиста и тем быстрее он расплатится за кредит.
Предприятия получают высококвалифицированных специалистов, которых они могут привлечь на работу, содействуя выплате образовательного кредита. У вузов появляется дополнительное финансирование – за счет оплаты студентами обучения с помощью образовательных кредитов.
Оценка первых результатов данного эксперимента будет проведена уже к следующему учебному году. Возможно, эксперимент послужит первым этапом в создании на государственном уровне системы образовательных кредитов, доступных для студентов, выгодных для бизнеса и способных дать государству качественных специалистов.
Виктор РУСАКОВ, заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ
Год назад вышло постановление Правительства РФ № 534 о проведении до 2010 г. эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам вузов. Согласно этому постановлению формирование системы образовательного кредитования в России решено начать с создания экспериментальной программы льготного кредитования.
Приказом Рособразования от 29 апреля 2008 г. № 397 утвержден перечень высших учебных заведений для участия в эксперименте. Все 112 вошедших в перечень вузов – известные и престижные институты и университеты, имеющие свои научные и образовательные школы, серьезные традиции, многократно подтвердившие свою возможность готовить специалистов высшей квалификации. Среди них – Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Финансовая академия при Правительстве РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, ГУ – Высшая школа экономики, МГИМО (университет); Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Московский государственный университет путей сообщения, Самарский государственный медицинский университет, Северный государственный медицинский университет…
Для получения кредита на обучение в этих вузах необходимо успешно сдать вступительные экзамены и стать студентом платного отделения (исключение – сопутствующий кредит, предоставляющийся и студентам-бюджетникам). То есть эксперимент касается лишь тех студентов, которые действительно хотят учиться в лучших российских вузах, но по какой-либо причине не сумели набрать нужное количество баллов для поступления на бюджетное отделение. Не секрет, что уровень подготовки школьников не всегда одинаково хорош. Зачастую преимущество получают выпускники школ из крупных городов, где качество образования более высокое и есть возможность посещать подготовительные курсы при вузе. Понятно, что нацеленные на серьезную учебу абитуриенты готовятся к вступительным экзаменам сами. Но ни тщательная самостоятельная подготовка, ни напряженная работа с репетиторами не дают гарантии поступления, тем более при серьезном конкурсе, который всегда есть в лучших вузах. Потому и процент абитуриентов, недобравших одного-двух баллов до проходного, среди жителей «глубинки» наивысший.
Именно они являются основной целевой аудиторией эксперимента в его нынешнем виде. После оглашения результатов экзаменов все, кто недобрал небольшое количество баллов и при этом не имеет необходимых средств для самостоятельной оплаты обучения, могут подать в банк заявление о предоставлении образовательного кредита.
Основная задача такого абитуриента – выбрать из утвержденного Рособразованием списка поручителя, то есть такую организацию, которая поручится перед банком за выплату образовательного кредита. Если абитуриент действительно серьезен в своих намерениях относительно получения знаний, диплома и профессии, поручитель заключает с банком-кредитором договор поручительства, обязуясь погасить долг студента перед банком в случае, если тот не сделает этого сам. Во многих вузах – участниках эксперимента процесс еще более упрощен, и убеждать абитуриенту никого ни в чем не придется. Поручителю достаточно знать, что абитуриент получит диплом вуза, выпускник которого может рассчитывать на хорошую работу и высокую зарплату, из которой он и выплатит свой образовательный кредит.
По замыслу создателей эксперимента, поручителями могут быть как компании, которые делают образовательное кредитование основным направлением своей деятельности, так и работодатели, нуждающиеся в квалифицированных кадрах и готовые помочь студентам и выпускникам вузов выплатить кредит на их образование.
Государство в лице Рособразования, в свою очередь, гарантирует поручителю возврат не более 10% от суммы всех кредитов, по которым он выступил в качестве поручителя. По предварительным расчетам, этой суммы должно хватить на погашение действительно безвозвратных потерь поручителя.
В роли кредитора в соответствии с условиями эксперимента вправе выступать все банки, имеющие лицензии Центробанка РФ, а поручителями могут быть юридические лица, срок деятельности которых составляет не менее трех лет, с удовлетворительными результатами финансово-хозяйственной деятельности, подтвержденными аудиторскими заключениями.
Поручителями, согласно приказу Рособразования от 29 апреля 2008 г. № 397, на сегодняшний день могут стать: ООО «Крэйн» (разрешено в рамках эксперимента выдать 3 100 образовательных кредитов), ОАО «Холдинговая компания “Главмосстрой”» (четыре кредита), ОАО «Домостроительный комбинат № 3» (20 кредитов), ЗАО «Строительное управление № 155» (10 кредитов), ОАО «ВМП “АВИТЕК”» (четыре кредита), ОАО «Электропривод» (девять кредитов), ОАО «Кировский завод “Маяк”» (один кредит).
Все отношения в связи с предоставлением образовательных кредитов в порядке эксперимента оформляются серией договоров:
1. Договор образовательного кредита – кредитный договор, который заключают банк – участник эксперимента и студент. Единственным способом обеспечения исполнения заемщиком обязательств является поручительство, предоставляемое банку поручителем.
2. Договор поручительства (заключают поручитель и банк – участник эксперимента), в соответствии с которым поручитель обязуется отвечать за исполнение студентом его обязательств по договору образовательного кредита перед банком.
3. Договор о предоставлении поручительства (заключают поручитель и студент), в соответствии с которым поручитель предоставляет поручительство в обеспечение обязательств студента по договору образовательного кредита, заключенному заемщиком с указанным банком, а заемщик обязуется погасить все требования поручителя, возникающие в случае исполнения поручителем его обязательств по договору поручительства.
4. Соглашение о возмещении за
счет средств федерального бюджета
части расходов поручителя по договорам поручительства по образовательным кредитам, предоставленным
студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, согласно которому Федеральное агентство по образованию возмещает поручителю в форме субсидии часть его расходов, связанных с исполнением таких договоров.
Кроме того, поручитель и вуз подписывают соглашение об информационном сотрудничестве, в соответствии с которым устанавливается порядок осуществления совместных действий при проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам этого вуза.
В результате студенту предоставляется возможность получить лучшее в России высшее образование с помощью недорогих (по условиям эксперимента ставка образовательного кредита не может быть более 10%) заемных средств. Типовые правила предусматривают льготные условия возврата студентом суммы кредита: выплаты начинаются только после окончания обучения. Понятно, что чем выше окажется полученная квалификация, тем больше будут заработки молодого специалиста и тем быстрее он расплатится за кредит.
Предприятия получают высококвалифицированных специалистов, которых они могут привлечь на работу, содействуя выплате образовательного кредита. У вузов появляется дополнительное финансирование – за счет оплаты студентами обучения с помощью образовательных кредитов.
Оценка первых результатов данного эксперимента будет проведена уже к следующему учебному году. Возможно, эксперимент послужит первым этапом в создании на государственном уровне системы образовательных кредитов, доступных для студентов, выгодных для бизнеса и способных дать государству качественных специалистов.