Версия для печати 3677 Материалы по теме
олифиренко
В рамках реализации учетных функций государства Казначейство Франции применяет политику обновления своих контрольных функций в целях улучшения качества и эффективности санкционирования расходов. Начиная с 2002 г. в процессе казначейского исполнения бюджета параллельно с иерархическим контролем расходов применяется облегченный партнерский контроль.
Юлия ОЛИФИРЕНКО, главный казначей отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов УФК по Архангельской области, инспектор-стажер Казначейства Франции

Суть облегченного партнерского контроля (Сontrôle Аllégé en Рartenariat, CAP), внедренного в органах Казначейства Франции, заключается в замене традиционного текущего контроля последующим выборочным контролем. Внедрению последующего выборочного контроля предшествует серьезная подготовительная работа, включающая в себя:
•выявление направлений расходования средств, по которым при проведении текущего контроля не было обнаружено нарушений;
•проведение комплексной провер­ки у распорядителя бюджетных средств и в органе казначейства, чтобы оценить методы и механизмы организованного у них внутреннего контроля и убедиться в удовлетворительном и продолжительном управлении рисками, связанными с расходованием средств.
Если предварительная оценка качества отдельных расходов и проведенная комплексная проверка не выявили никаких значительных сбоев, орган казначейства может в пределах своей компетенции принять решение о применении последующего выборочного контроля в отношении конкретных расходов.
Внедрение облегченного партнерского контроля осуществляется при тесном взаимодействии органов Казначейства Франции и распорядителей бюджетных средств. Юридически это оформляется соглашением между распорядителем бюджетных средств и органом казначейства о взаимных обязательствах. В соответствии с таким соглашением распорядители бюджетных средств контролируют законность и обоснованность своих расходов, качество подготовки расчетно-платежных документов. Их задача – исключить риск потенциальных нарушений.
При этом функция органов казначейства – не столько выявлять ошибки в ходе текущего контроля, сколько провести предварительную работу по оценке эффективности контроля за расходами, осуществляемого непосредственно у распорядителя бюджетных средств. В результате органы казначейства получают достоверную и точную информацию о налаженном у распорядителей бюджетных средств контроле, а установленный затем минимальный последующий контроль позволяет убедиться в качестве процесса расходования денежных средств.
В отличие от иерархического контроля (CHD), применяемого в отношении расходов, которые представляют наибольший риск возникновения нарушений, облегченный партнерский контроль затрагивает те направления расходов, по которым нарушения практически отсутствуют, что позволяет свести надзор со стороны органов казначейства к минимуму.
Последующий выборочный контроль за расходами осуществляется органом казначейства по отношению к 1% годового объема платежных операций, проводимых распорядителем бюджетных средств, с обязательным минимумом в 30 и максимумом в 100 платежных операций и основан на календарном плане контроля. Согласно действующим нормативным документам, регламентирующим применение органами Казначейства Франции облегченного партнерского контроля, результаты последующего выборочного контроля должны находить отражение в годовом отчете о проведенном контроле. Все выявленные в ходе проверки нарушения незамедлительно доводятся до сведения распорядителя бюджетных средств.
В качестве примера можно привести соглашение, подписанное 27 декабря 2005 г. между Управлением казначейства по Валь д’Оаз и Информационным центром таможни и основанное на заключении о результатах комплексной проверки, которая была проведена в октябре 2004 г. В соответствии с упомянутым соглашением облегченный партнерский контроль распространяется лишь на командировочные расходы, а также на расходы по государственным контрактам, заключенным на сумму менее 4 тыс. евро. Указанные направления расходов и размер платежей определены по методике оценки потенциальных рисков, применяемой при иерархическом контроле расходов. Предварительная комплексная проверка, выполненная совместно аудиторами органа казначейства и таможни, была направлена на то, чтобы удостовериться в качестве процедур, проводимых Информационным центром таможни по отношению к осуществляемым им расходам.
В результате процедура оплаты упомянутых расходов предусматривает исполнение органом казначейства соответствующих платежных документов в день их представления вместе с оправдательными документами без предварительной проверки (то есть без осуществления текущего контроля) со стороны отдела расходов органа казначейства. Вместо этого начальником отдела расходов ежеквартально проводится последующий выборочный контроль в отношении 10% исполненных в истекшем квартале платежных документов указанного распорядителя бюджетных средств. Результаты такого контроля отражаются в специальной карточке, содержащей как общую информацию (количество и распределение платежных документов, на которые распространяется и не распространяется облегченный партнерский контроль), так и результаты выявленных либо не выявленных в ходе проверки нарушений.
Согласно условиям заключенного с Информационным центром таможни соглашения Управление казначейства по Валь д’Оаз взяло на себя обязательство ежегодно по окончании финансового года предоставлять партнеру итоговые сведения о своей деятельности в отношении контролируемых расходов с указанием количественных и качественных показателей, а при осуществлении последующего выборочного контроля незамедлительно сообщать о выявленных нарушениях для их устранения в кратчайший срок.
Таким образом, применение облегченного партнерского контроля:
•возлагает на распорядителей бюджетных средств большую часть ответственности, связанной с законностью и обоснованностью осуществляемых ими расходов, а также качеством подготовки расчетно-платежных документов;
снижает нагрузку на сотрудников подразделений органов казначейства, ответственных за осуществление текущего контроля за расходами;
•сокращает период прохождения платежей благодаря незамедлительному исполнению расчетно-платежных документов;
способствует повышению качества организации процедур посредством совместной предварительной проверки, позволяющей выявить сильные и слабые стороны, образцовые расходы и потенциальные риски возникновения нарушений;
•обеспечивает постоянное взаимодействие органов Казначейства Франции с распорядителями бюджетных средств, обмен оперативной и отчетной информацией на договорной основе.

Такая форма контроля считается во Франции наиболее эффективной, направленной на оценку и усиление процедур, которые выполняются непосредственно у распорядителя бюджетных средств. Она позволяет оценить потенциальный риск путем не просто констатации фактов нарушений при текущем контроле, но и анализа применяемых процедур, выявляющего отсутствие, недостаточность или излишек взаимосвязей в цепочке контроля. Сами процедуры представляются более гибкими, поскольку дают возможность ускорить сроки исполнения расчетно-платежных документов и избежать излишнего контроля.
Поделиться