Версия для печати 4958 Материалы по теме
дюдина
 Югра – единственный регион страны, в бюджете которого сформирован финансовый резерв. Его цель – обеспечить сбалансированность финансового плана округа. Бюджет Югры приобретает все большую социальную направленность. В Ханты-Мансийском автономном округе реализуется более четырех десятков социальных программ, причем некоторые из них уникальны и не имеют аналогов в других субъектах Российской Федерации. Об особенностях бюджетной политики Югры рассказывает первый заместитель председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, директор Департамента финансов Вера Аркадьевна ДЮДИНА.

– Вера Аркадьевна, есть ли в Югре фонд, аналогичный Стабилизационному фонду РФ?
– Очень хорошо, что наш разговор начинается именно с этого вопроса. Если отвечать коротко, то да, в конце 2005 г. в бюджете Югры создан финансовый резерв в объеме 21 млрд рублей. Его источник – остатки средств бюджета автономного округа по состоянию на 1 января 2005 г. По сути, это часть дополнительных внеплановых доходов бюджета, которые получены от уплаты задолженности прошлых лет в результате мер, предпринятых в отношении НК «ЮКОС».
Создание финансового резерва объясняется тем, что наши среднесрочные планы на период 2006–2008 гг. просто обязывают к такому неординарному шагу, хотя наличие того или иного резерва не вписывается сегодня в нормативно-правовое поле, регулирующее бюджетные правоотношения на уровне субъекта Российской Федерации. Нельзя сказать, что таким образом удалось решить проблемы округа. На мой взгляд, это вынужденная мера, которая позволит частично сбалансировать трехлетний финансовый план Югры.
– Но как же это возможно, чтобы такой богатый регион, как Югра, бил тревогу?
– Не секрет, что в последние годы федеральные власти проводили политику централизации доходов в пользу бюджета страны, поэтому основным доходным источником окружного бюджета в 2003–2004 гг. был налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В 2005 г. норматив отчислений этого налога изменился с 20 до 5%; одновременно вступил в действие договор между Югрой, Ямалом и югом Тюменской области, согласно которому весь НДПИ подлежит зачислению в бюджет Тюменской области для обеспечения его сбалансированности. Кроме того, перечислению подлежит и налог на прибыль по нормативу 29,5% для реализации региональных проектов на территории трех субъектов. Потери бюджета автономного округа из-за централизации доходов в федеральном бюджете в 2005 г. оцениваются в 21 млрд рублей. В прошлом году налогоплательщики Югры перечислили в бюджет Тюменской области около 57 млрд рублей.
Договор между тремя субъектами будет действовать до 2010 г., плановые перечисления в 2006 г. составят более 33 млрд рублей. Поэтому план доходов и расходов бюджета Югры на 2006 г. достаточно напряженный, с дефицитом более 11,5 млрд рублей, который и предполагается покрыть за счет финансового резерва.
– Расскажите об основных характеристиках консолидированного бюджета 2006 г., распределении бюджетных расходов по целям и программам.
– Доходы консолидированного бюджета Югры на 2006 г. определены в сумме 86670,5 млн рублей, что составит 84,1% к уровню 2005 г.
Расходы сформированы в размере 100596,8 млн рублей, что меньше уровня 2005 г. на 22,8%. В основном снижение (более 50%) произведено по расходам на капитальные вложения, так как все обязательства по заработной плате работникам бюджетной сферы предусмотрены в полном объеме. Удельный вес затрат на социальную сферу в общем объеме расходов бюджета вырастет с 55,3% (в 2005 г.) до 61,5% (в 2006 г.).
Такое распределение средств закономерно, поскольку приоритетами бюджетной политики Югры, как и в предыдущие годы, остаются повышение доступности и качества бюджетных услуг, увеличение уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных граждан, рост заработной платы бюджетников.
В округе действует более четырех десятков социальных программ, все они ставят своей целью повышение качества жизни населения Югры. Здесь особо хочу отметить, что мы реализуем такие проекты поддержки отдельных категорий населения, аналогов которым в России нет. К примеру, в округе действует закон «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан», который дает право на дополнительную пенсию неработающим пенсионерам, проработавшим в автономном округе не менее пяти лет. Размер выплаты напрямую зависит от стажа: при стаже 5 лет он составит 500 рублей, при стаже 25 лет и более – до 800 рублей. Дополнительную пенсию пенсионеры получают уже шесть лет, в бюджете автономного округа она предусматривается с 2000 г.
В 2004 г. всем получателям дополнительной пенсии открыты персональные счета в Ханты-Мансийском негосударственном пенсионном фонде, дающие пожизненное право на ее получение. Вкладчиком за неработающих пенсионеров выступило правительство автономного округа.
В законе предусмотрена также возможность получения дополнительной пенсии работниками бюджетных учреждений. Здесь кроме базовой части, максимальный размер которой ограничен 800 рублями, имеется накопительная. В этом случае на каждый рубль, вложенный самим работником, из бюджета добавляется еще один, чтобы стимулировать накопление дополнительной части пенсии.
Сегодня под управлением фонда находится более 18 млрд рублей пенсионных резервов, доходность от их инвестирования за 2005 г. составила 11,2% годовых. Это неплохой показатель, если учесть, что фонд ведет консервативную политику, ставя во главу угла сохранность вложенных средств.
Правительство автономного округа, решая таким образом задачу укрепления стабильности в социальной сфере, создает институты инфраструктуры финансового рынка, способные аккумулировать значительные ресурсы и привлекать в экономику округа дополнительные инвестиции. Часть этих средств планируется направить в жилищное строительство.
– Реализован ли в Югре переход к среднесрочному финансовому планированию? Что принесет округу это нововведение?
– Как я уже говорила, мы просчитывали своеобразную трехлетку, когда обосновывали необходимость создания финансового резерва, но это были самые общие проектировки, в основе которых лежали показатели прогноза социально-экономического развития Югры на 2006 г. и на период до 2008 г.
Начиная с 2007 г. перспективный финансовый план будет утверждаться одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год. Соответствующее постановление правительства автономного округа принято, в нем утверждены положение и график разработки перспективного финансового плана и проекта закона автономного округа о бюджете на очередной финансовый год. Можно сказать, что работа над ним уже началась.
На необходимость среднесрочного планирования указывал Президент Российской Федерации в бюджетном послании на 2006 г. Это позволит рассматривать бюджет как инструмент макроэкономической устойчивости и как ориентир в достижении поставленных целей для всех участников бюджетного процесса.
– Готова ли бюджетная система округа к реализации федерального закона № 131-ФЗ?
– Федеральный закон № 131-ФЗ значительно усложнил территориальную организацию местного самоуправления в автономном округе. Сегодня на территории Югры находится 106 муниципальных образований, из них 84 – вновь образованные.
Чтобы минимизировать возможные проблемы муниципальной реформы, мы объявили 2006 г. переходным периодом и приняли окружной закон «О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований», в соответствии с которым часть полномочий поселений осуществляет муниципальный район. В законе прописано, что органы местного самоуправления муниципального района и поселений вправе заключать соглашения о передаче вопросов местного значения, установленных ст. 14 федерального закона № 131-ФЗ, как на уровень муниципального района, так и на уровень поселения. На сегодняшний день в семи из девяти муниципальных районов Югры такие соглашения заключены. Всего на 2006 г. было подписано 66 соглашений.
По состоянию на 1 апреля текущего года 98 муниципальных образований приняли свои бюджеты на 2006 г. Бюджеты оставшихся трех городских и пяти сельских поселений находятся в стадии согласования.
Анализ ситуации в муниципальных образованиях показал различную степень их готовности к реализации реформы. Среди основных причин – отсутствие налоговой и статистической отчетности по начислению и уплате всех видов налогов в разрезе поселений, недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами, отсутствие в некоторых муниципалитетах отделений банков, цифровых каналов связи. Дополнительные трудности создает тот факт, что крупные налогоплательщики, которые действуют на территории нескольких муниципальных образований, входящих в состав одного муниципального района, применяют порядок уплаты НДФЛ с указанием в платежных документах кода ОКАТО муниципального района, а не вновь образованных городских и сельских поселений.
Вместе с тем ряд поселений имеет достаточно высокую степень готовности к решению вопросов местного значения в полном объеме, что и будет реализовано начиная с 2007 г.
– Расскажите о новациях Югры, связанных с реформированием системы межбюджетных отношений.
– В вопросах регулирования взаимоотношений между окружными и муниципальными органами власти мы сделали значительный шаг вперед. Думой Югры принят закон о межбюджетных отношениях в автономном округе, согласно которому с 2006 г. финансовая помощь муниципальным образованиям распределяется через пять фондов: региональные фонды финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов), региональные фонды компенсаций, сбалансированности местных бюджетов и муниципального развития.
Задача первых двух фондов – выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов для создания равных условий доступа населения округа к основным бюджетным услугам. Через фонд компенсаций передаются субвенции для реализации делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления. Региональный фонд муниципального развития распределен в разрезе действующих целевых программ автономного округа и направляется в форме субсидий для софинансирования мероприятий, относящихся к расходным полномочиям муниципальных образований. Фонд сбалансированности местных бюджетов создан на период перехода и адаптации к новой методике расчета и распределения дотаций, в течение которого муниципальные образования, имеющие право на получение дотации, должны принять необходимые меры по оптимизации и сокращению бюджетных расходов.
Формирование и распределение этих фондов осуществляется по формализованным методикам, что делает процедуру построения межбюджетных отношений в регионе прозрачной, исключающей субъективный подход и возможность лоббирования интересов отдельных муниципалитетов. В целом финансовая помощь муниципальным образованиями на 2006 г. определена в сумме 45,7 млрд рублей, что позволяет говорить о сбалансированности местных бюджетов.
Кроме того, законом о межбюджетных отношениях предусмотрена дополнительная передача местным бюджетам средств от уплаты налогов по единым нормативам: 10% налога на доходы физических лиц, 100% транспортного налога, 90% единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
На мой взгляд, используемые в округе механизмы распределения межбюджетных трансфертов позволят повысить доходы наименее обеспеченных муниципальных образований, сохранив при этом стимулы к увеличению собственных доходов. В целом реформирование системы межбюджетных отношений внесет большой вклад в достижение главной цели, стоящей сегодня перед руководством Югры, – повышение качества жизни населения.

Справка «Бюджета»
Вера Аркадьевна ДЮДИНА, первый заместитель председателя правительства автономного округа, директор Департамента финансов
Родилась в Ханты-Мансийске. Имеет высшее экономическое и юридическое образование.
Трудовую деятельность начала в 1986 г. старшим инспектором по госдоходам окружного финансового отдела.
С 1994 г. – начальник отдела по бюджету Думы Ханты-Мансийского автономного округа, с 1996 г. – председатель Комитета по ценным бумагам и фондовому рынку администрации округа.
В 1997–1999 гг. – референт по экономическим вопросам окружной администрации, затем председатель Комитета по финансам.
В 2000 г. назначена директором Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа, в 2002 г. – заместителем председателя правительства Югры.
С декабря 2005 г. – первый заместитель председателя правительства, директор Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Награждена медалью «Отличник финансовой работы» (2002 г.).

Поделиться