25 апреля 2024 года
Версия для печати 3895 Материалы по теме
барканов
Стремительный подъем в последние несколько лет одного из красивейших городов России, крупнейшего туристического центра, динамично развивающегося мегаполиса, важного транспортного узла – свидетельство успешной работы всех ветвей власти Санкт-Петербурга. При этом постоянное совершенствование законодательных основ жизнедеятельности города является необходимым условием его дальнейшего устойчивого роста.
Владимир БАРКАНОВ, председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга

В области экономической и бюджетной политики за последние четыре-пять лет Санкт-Петербург добился существенных и очевидных успехов. Валовый региональный продукт за последние три года увеличился почти на 65% (в сопоставимых ценах), его ежегодные темпы роста значительно превышают средний показатель по России. Объем иностранных инвестиций повысился в 4,5 раза и достиг в 2007 г. 6,3 млрд долл.
Ежегодные темпы роста городского бюджета в последние пять лет держатся на уровне 30–40%. По сравнению с 2004 г. бюджет Санкт-Петербурга увеличился в 4 раза и составил по расходам в 2008 г. 365 млрд руб. Нам удалось существенно сократить отставание в бюджетной обеспеченности на душу населения по сравнению с Москвой: если в 2003 г. разрыв составлял 1,8 раза, то в 2008 г. он уменьшился до 1,4.
Безусловно, все вышеперечисленное – результаты совместной конструктивной работы законодательной и исполнительной ветвей власти Санкт-
Петербурга, заложившей фундаментальные основы устойчивого экономического роста региона. И в первую очередь это относится к эффективной законодательной базе, которую удалось сформировать за последние несколько лет.
Санкт-Петербург одним из первых среди российских регионов обеспечил переход к четкой законодательно регламентированной системе планирования социально-экономического развития субъекта РФ, складывающейся из утвержденного законом Санкт-Петербурга долгосрочного генерального плана, концепции социально-экономического развития города, среднесрочной программы социально-экономического развития, трехлетнего бюджета и утверждаемых правительством Санкт-Петербурга отраслевых нормативов и стандартов.
Программа социально-эконо­мичес­кого развития утверждает в форме закона Санкт-Петербурга основные целевые ориентиры, характеризующие уровень жизни населения и развитие городской экономики на ближайшие три-четыре года, и является базой для формирования бюджета города.
Для достижения названных целевых ориентиров должны быть выполнены задачи и стандарты по огромному количеству показателей в каждой отрасли городской экономики и социальной политики. Показатели (или стандарты) утверждаются правительством Санкт-Петербурга в рамках исполнения программы социально-эко-
номического развития. Именно они и закладываются в основу тех или иных расходных статей бюджета города. Например, одним из стандартов проживания в Санкт-Петер­бурге, который заложен в основу программы и характеризует повышение уровня благосостояния горожан, является отношение средней заработной платы к величине прожиточного минимума. К 2011 г. он должен вырасти на 40%, а заработная плата будет превышать прожиточный минимум в 5 раз.
Однако стратегические задачи, какими бы правильными они ни были, требуют эффективного инструментария и ресурсов, обеспечиваю­щих их реализацию. Санкт-Петербург определил для себя ключевые точки устойчивого экономического роста, увеличения доходов горожан и качества жизни в целом.
Во-первых, это развитие определенных секторов экономики, способных дать долгосрочный экономический и социальный эффект. Это инновации, высокие технологии, крупные промышленные и инфраструктурные проекты, обеспечивающие приток в город значительных инвестиционных средств, создание высокооплачиваемых рабочих мест, налоговые поступления в бюджет. Примером здесь служит создание автомобильного кластера в Санкт-Петербурге, развитие внешней транспортной инфраструктуры города, судостроительной и машиностроительной промышленности.
С другой стороны, мы должны максимально использовать традиционные геополитические преимущества Санкт-Петербурга как туристического и культурного центра мирового значения, существенно увеличивая доходы города от внешнего и внутреннего туризма. Именно эти приоритеты, зафиксированные в стратегических документах долгосрочного планирования, и ложатся в основу законотворческой деятельности, бюджетной и налоговой политики.
Был принят специальный закон Санкт-Петербурга, предоставляющий налоговые льготы так называемым стратегическим инвесторам. Установлены дифференцированные льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для организаций, вкладывающих  в развитие производства более 150 млн руб.
Также по налогу на прибыль установлены льготы для предприятий, занимающихся высокотехнологичным производством (например, производством компьютеров, передающей аппаратуры для радиотелефонной и радиотелеграфной связи, радиовещания или телевидения и т.д.).
Правительство города утвердило ряд среднесрочных программ и планов мероприятий по поддержке и развитию определенных отраслей экономики, максимально возможные средства бюджета направляются на инженерную подготовку территорий, предназначенных для размещения новых производственных и инфраструктурных объектов.
В конце 2005 г. Санкт-Петербург стал одним из победителей федерального конкурса на право создание особых экономических зон технико-внедренческого типа. ОЭЗ в Санкт-Петербурге расположена на двух площадках: в Стрельне – «Нойдорф» (площадью порядка 20 га) и в районе Ново-Орловского парка (порядка 180 га).
Выбранный тип зоны в максимальной степени соответствует потенциалу и интересам Санкт-Петербурга. На территории технико-внедренческой ОЭЗ планируется разработка программных продуктов, средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, авионики, медицинской техники; разработка аналитических приборов и производство опытных партий.
ОЭЗ создается на 20 лет, а ее режим позволяет в упрощенном порядке производить экспорт-импорт за счет введения особого таможенного режима, значительно снизить налоги. Особая экономическая зона обеспечит наиболее привлекательные условия для инвестирования в сферу высоких технологий, будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, а следовательно, повышению конкурентоспособности Санкт-Петер­бурга.
Одними из ключевых аспектов инвестиционной привлекательности тех­нико-внедренческой зоны являются налоговые льготы, полная инженерная подготовка территории, особый таможенный режим, наличие высококвалифицированной рабочей силы. Существенные налоговые послабления важны для компаний, работающих в сфере хай-тек. Федеральные и региональные власти выделяют государственные инвестиции на инженерную подготовку территорий ОЭЗ, решение транспортных проблем, подготовку квалифицированного персонала. Финансирование из федерального бюджета и бюджета города производится в равных долях.
Создание ОЭЗ становится естественным продолжением политики Санкт-Петербурга по развитию промышленных территорий, широкому привлечению ведущих мировых
производителей, активной поддержке научно-исследовательского сектора.
В отношении развития туристического потенциала Санкт-Петербурга за последние несколько лет также достигнуты существенные результаты. Проблема, связанная с недостаточным количеством гостиничных мест, особенно в сегменте гостиниц среднего класса и мини-отелей, сейчас решается: поставлена задача за ближайшие пять лет довести число мест в гостиницах Санкт-Петербурга до стандартов мировых туристических центров. Строится новый морской пассажирский терминал и новый терминал аэропорта.
Реализуется программа по размещению наружной рекламы Санкт-Пе­тербурга за рубежом. Плакаты о городе появились в аэропортах, на центральных улицах, в метро Парижа, Франкфурта, Праги, Токио. Мы очень рассчитываем на поддержку на федеральном уровне нашей законодательной инициативы об упрощении визового режима для пассажиров паромных судов, прибывающих в Санкт-Петербург на небольшой срок. Если говорить о посещаемости города, то в 2007 г. количество туристов составило 2,2 млн человек, в 2008 г. ожидается 3 млн, а к 2011 г. – около 5 млн.
За последние несколько лет городским властям удалось мобилизовать практически все возможные доходные источники, которые обеспечивали привлечение в экономику Санкт-Пе­тер­бурга существенных финансовых ресурсов и увеличение доходной базы, благодаря чему достигнуты высокие темпы роста городского бюджета. Ожидать столь же значительного в процентном отношении повышения доходов бюджета в перспективе трудно. Утвержденный бюджет Санкт-Петербурга на 2008–2010 гг. спланирован с ежегодным ростом порядка 10–12%. При этом город принял на себя значительное количество новых расходных обязательств, в первую очередь в социальной сфере.
В этой ситуации основной задачей бюджетной политики города становится повышение качества бюджетного планирования и непосредственного исполнения бюджета главными распорядителями бюджетных средств. Важно подчеркнуть, что роль законодательной власти, осуществляющей в Санкт-Петербурге в том числе и функции независимого бюджетного контроля, является исключительно важной и в рамках законодательного обеспечения бюджетного процесса, и в рамках организации контрольной работы.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно