XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
Итоги
№ 5 май 2023 — 10 мая 2023

Контроль муниципальных закупок — опыт Хабаровска

город Хабаровск

Версия для печати 322 Материалы по теме
Контроль муниципальных закупок — опыт Хабаровска

В Хабаровске 116 заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения муниципальных нужд. В прошлом году их заказы в рамках Федерального закона № 44‑ФЗ составили 7,5 миллиарда рублей — это 37,5% бюджета города. Естественно, что контроль этой сферы — приоритетная задача. Характер основных нарушений, последние тенденции и сложности цифровизации муниципальных закупок мы обсудили с заместителем мэра города — директором Финансового департамента администрации города Хабаровска Сергеем Леонидовичем Голиком.

— Сергей Леонидович, фиксируете ли вы рост нарушений в сфере муниципальных закупок?

— Нет, мы такой тенденции не видим. Это легко подтвердить цифрами. Если в 2021 году мы выявили нарушений на общую сумму 201 миллион рублей, то в прошлом — на 131,5 миллиона рублей. Правда, не могу не отметить, что отчасти такая значительная разница связана с уменьшением количества проверок. Более показательная тут может быть сумма нарушений на один объект контроля: в 2021 году она составила 6,6 миллиона рублей, а в 2022 году — 6,5 миллиона. То есть мы также видим снижение, но уже более реалистичное.

— Какие нарушения чаще всего допускают заказчики Хабаровска?

— Чаще всего благодаря внутреннему контролю мы выявляли закупки, не предусмотренные планом-графиком, а также превышение объема закупок по сравнению с выделенными ассигнованиями. Как вы понимаете, и то и другое — это нарушения бюджетного законодательства. На огрехи в планах-графиках в 2022 году пришлось 58 процентов от общей суммы нарушений в рамках 44‑ФЗ.

Как правило, заказчики не включают в план-график закупки, которые планируют осуществить у единственного поставщика, например, когда речь идет о малом объеме. Однако отсутствие такой информации может привести к превышению предельной стоимости как одной закупки, так и всего годового объема. Зачастую заказчики включают в план-график то, что им не нужно. Это нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств. Завышают начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) при расчете. В результате тоже неправомерно и неэффективно используют средства, выделенные из бюджета. При расчете НМЦК на предоставление коммунальных услуг забывают учитывать энергоресурсы, что является требованием закона об энергосбережении. Кстати, обоснование НМЦК — это 36 процентов от общей суммы нарушений по итогам 2022 года.

Также заказчики грешат подтверждением исполнения контракта на условиях, отличных от объявленных. Контролеры фиксируют факты оплаты работ, выполненных подрядчиками, с применением коэффициентов, не предусмотренных условиями контрактов и документацией о закупке. Это тоже нарушение бюджетного законодательства.

Чаще всего благодаря внутреннему контролю мы выявляли закупки, не предусмотренные планом-графиком, а также превышение объема закупок по сравнению с выделенными ассигнованиями

В ходе «процедурного» контроля мы выявляли несоблюдение заказчиками порядка ведения реестра контрактов: невнесение или несвоевременное внесение информации и документов о заключении контрактов, дополнительных соглашений к контрактам, о приемке и оплате по контрактам. Контролеры видят расхождения в отчетах об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Часто заказчики неправомерно выбирают способ определения поставщика, превышают допустимый годовой объем закупок у единственного исполнителя. Содержание контрактов порой не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Практикуют заключение контрактов с единственным исполнителем без направления в контрольный орган соответствующего уведомления. Закупки проводятся в отсутствие ответственного должностного лица. Денежные средства, полученные заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются несвоевременно.

— На ваш взгляд, в чем основная причина нарушений?

— На ошибки напрямую влияет слабая квалификация работников контрактных служб и отсутствие системы внутреннего контроля. Поэтому руководителям организаций, осуществляющим закупки, так важно иметь квалифицированные кадры, планировать их своевременную профессиональную переподготовку. Кроме того, особое внимание нужно уделять организации надежного и непрерывного процесса внутреннего контроля, а на уровне главных распорядителей бюджетных средств — повышать качество ведомственного контроля, предусмотренного 44‑ФЗ.

— Заказчики все больше переходят на электронный документооборот внутри ЕИС. Какие плюсы и минусы этого процесса вы можете отметить?

— Конечно, хорошо, что проверка конкретной закупки проводится оперативно. Контролер сразу видит на портале документы. Но, увы, не все так однозначно. По закону не все документы подлежат обязательному размещению. Например, те, что обосновывают расчет НМЦК или подтверждают использование приобретенного товара, работы, услуги, не подпадают под это требование. Поэтому проверка обоснованности формирования цены контракта, предусмотренная законодательством, бывает невозможна.

Также размещенные в ЕИС документы не всегда являются на 100 процентов надежным источником информации. Выводы ревизора не могут основываться исключительно на них, хотя по закону электронные документы имеют приоритет над бумажными. Так, например, в ходе проведения одного из контрольных мероприятий установлено расхождение информации о факте хозяйственной деятельности, содержащейся в документах на бумажном носителе и в электронном варианте, размещенном в ЕИС. Как итог, контрольная работа усложняется из-за запросов поставщикам, подрядчикам для установления достоверности информации и целевого использования бюджетных средств.

Еще один нюанс — при введении электронной приемки выяснилось, что проблемы вызывает процесс проведения оплаты и отражение ее в ЕИС. Это связано с внутренними противоречиями: бухгалтерская и контрактная служба — это два государства, которые живут разными жизнями. Контрактники зачастую не имеют бухгалтерского образования, не могут оценить документы, поступающие в рамках электронной приемки, на соответствие бухгалтерскому и бюджетному законодательству. В результате может произойти отказ в оплате с риском дополнительных расходов на пени и штрафы за просрочку. Если оплата нелегитимных документов прошла, то для контрольного органа такие расходы будут неподтвержденными, а использование денежных средств — необоснованным.

— Скажите несколько слов о ваших планах развития контроля муниципальных закупок.

— Цифровизация закупок дала нам единообразие подходов к квалификации нарушений, а также возможность мониторинга в режиме реального времени. То есть она ускорила своевременность принятия управленческих решений. Контролеры используют информацию официального сайта zakupki.gov.ru для ознакомления с опытом других контрольных органов, мониторинга планов-графиков, получения информации по отдельным закупкам и реестрам контрактов.

Однако органы муниципального контроля не наделены правами формирования каких-либо обобщенных данных по информации из ЕИС в силу положений постановления Правительства РФ от 27 января 2022 года № 60. То есть мы не можем оптимизировать процесс планирования контрольной деятельности в соответствии с принципами отбора объектов контроля на основании оценки рисков. А ведь такой инструмент необходим. Поэтому если говорить о наших планах, то финансовый департамент готовит предложения о предоставлении органу внутреннего муниципального финансового контроля такого доступа.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно