В. А. Абрукин, начальник управления по работе с бюджетной системой департамента государственных финансов АО «СМП Банк»
Согласно данным Минфина России, объем совокупного внутреннего субфедерального долга (т. е. долговых обязательств региональных и местных бюджетов) по результатам первого квартала 2023 года не претерпел значительных изменений. Так, по состоянию на 1 апреля задолженность субъектов и муниципалитетов РФ увеличилась всего на 5,89% относительно значений, достигнутых по результатам 2022 года. Однако в разрезе видов долговых обязательств динамика существенна.
Наиболее значительным изменением в абсолютном выражении (250 миллиардов рублей) стал рост задолженности по бюджетным кредитам. В качестве главного драйвера такого роста выступает федеральный проект «Инфраструктурное меню» с широким набором инструментов, направленных на развитие социально значимого и жилищного строительства. Наиболее востребованным участниками проекта инструментом стало получение бюджетных и специальных казначейских (с марта 2023 года) кредитов на срок до 15 лет.
Кроме того, предусмотренная проектом возможность реструктуризации имеющихся и получения новых бюджетных кредитов на замещение коммерческого долга привела к еще одному существенному изменению. А именно сокращению доли кредитов, предоставленных кредитными организациями, более чем на 25%. Безусловно, говоря об этих изменениях, необходимо также учитывать фактор сезонности. Однако в данном случае речь идет скорее о сохранении сложившегося в последние годы тренда на постепенное замещение коммерческого долга бюджетными кредитами в целях снижения расходов на обслуживание долга.
Приведенные в статье и графике данные рассчитаны на основе сведений, опубликованных на официальных сайтах Министерства финансов РФ minfin.ru, Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, а также Банка России cbr.ru.