Юбилей Бюджетного кодекса — хороший повод вспомнить, как формировалась финансовая система страны в ее нынешнем варианте, а также посмотреть в будущее. По вехам истории мы прошлись с министром финансов Российской Федерации Антоном Германовичем Силуановым.
— Антон Германович, до разработки Бюджетного кодекса в России не было кодифицированного акта, регулирующего бюджетные правоотношения. На чем это сказывалось в действительности? Какие сложности возникали?
— Начнем с того, что закон РСФСР об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР был принят в 1991 году, а закон об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов — в 1993 году. Но к концу девяностых годов они уже существенно устарели и перестали отвечать потребностям участников бюджетного процесса. Объем этих двух базовых законодательных актов составлял всего каких-то 30 страниц — нормы для бюджетных отношений и бюджетного процесса в РФ в них были прописаны лишь в общих чертах. Многие положения нельзя было использовать как самостоятельные — их нужно было конкретизировать на уровне подзаконных актов.
Какое-то время, начиная с 1995 года, вопрос решался путем временных решений. На каждый финансовый год принимались «разовые» законы. Они и регулировали процесс рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
В тот же период действовало несколько законов по частным вопросам бюджетного права. Одним нормативным актом регулировался внутренний долг РФ, другим — деятельность Счетной палаты, третьим — бюджетная классификация. В этих актах хватало недостатков, некоторые из них вообще содержали взаимные противоречия.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти