Принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации само по себе стало фундаментальной институциональной реформой, на базе которой в последующем вырос целый «куст» бюджетных и связанных с ними реформ.
Алексей Михайлович Лавров, заместитель министра финансов РФ
В основе Бюджетного кодекса РФ (далее — Кодекс) — понятие «публично-правовое образование» (ППО), которое впервые было введено в российское законодательство в 2007 году комплексными поправками в Кодекс. Наиболее простым и, на наш взгляд, эффективным способом в составе понятия «расходные обязательства» перечислением публично-правовых образований — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Логика Кодекса состоит в следующем:
- у каждого ППО и созданных ими органов власти есть свои полномочия (функции) — права и обязанности;
- для их выполнения нужны денежные средства, поступающие в соответствующий бюджет (обязательный атрибут ППО) в виде различных видов доходов (налоговых, неналоговых, межбюджетных трансфертов), а также поступлений источников финансирования дефицита;
- в рамках регламентированных процедур (бюджетного процесса) органы власти ППО (или созданные ими юридические лица) в пределах этих средств принимают от имени ППО и исполняют расходные обязательства разных типов, необходимые для выполнения этих полномочий (функций);
- для этого денежные средства перечисляются физическим и юридическим лицам (в том числе бюджетным и автономным учреждениям, созданным и контролируемым ППО для выполнения их полномочий).
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти