В рамках муниципальной повестки сегодня на первый план выходят вопросы обеспечения доступности, транспарентности и прозрачности деятельности органов местного самоуправления. И одной из значимых составляющих этого процесса является открытость данных о местных финансах. То, что для Рязани данная повестка — важное направление, доказывает победа города в XVI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами». Подробнее об этом «Бюджет» поговорил с Виталием Евгеньевичем Артемовым, исполняющим обязанности главы администрации города Рязани.
— Виталий Евгеньевич, для того чтобы ознакомить граждан с бюджетом города, предоставить им возможность непосредственно участвовать в бюджетном процессе, сегодня есть различные инструменты: это и инициативное бюджетирование, ведение портала «Бюджет для граждан», публичные слушания, создание общественного совета при финансовом органе и т. д. Какие формы вы используете?
— Мы развиваем различные формы участия населения в бюджетном процессе. Однако одним из наиболее эффективных инструментов считаю публичные слушания. За последние пять лет у нас значительно увеличился объем предложений, поступивших от участников слушаний. Например, в 2017 году таких предложений было 17, а в 2022 году — 130. Это говорит о том, что горожане видят результат своих обращений. В основном граждан интересуют вопросы ремонта дорог и дворовых территорий, благоустройство города, увеличение количества мест в школах и детских садах, то есть все, что непосредственно связано с жизнью каждого конкретного человека.
На публичных слушаниях, посвященных утверждению отчета об исполнении бюджета, администрация города подробно отчитывается о реализации поступивших предложений. Понятно, что с учетом возможностей бюджета не все из них получается выполнить, но в то же время могу констатировать, что объем расходов на реализацию предложений граждан с каждым годом растет. Так, в 2022 году на эти цели было направлено 2,8 миллиарда рублей.
С 2013 года для ознакомления жителей города с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики муниципалитета, планируемыми и достигнутыми результатами освоения бюджетных средств на сайте администрации города организован раздел «Бюджет для граждан». Там в доступной для широкого круга пользователей форме публикуем информацию об основных положениях сначала проекта, а затем утвержденного бюджета, решения о его исполнении.
В 2020 году при финансовом органе муниципального образования создан общественный совет. Сейчас работает уже второй состав совета, в который входят представители общественности, работники социальной сферы, образования, банковского сектора, молодежной администрации города Рязани. В год проводим
— Проявляют ли граждане интерес на публичных слушаниях к более сложным вопросам, например долговой политике муниципалитета, межбюджетным отношениям?
— Вопросы долговой политики, межбюджетных отношений интересуют депутатов представительного органа — Рязанской городской думы, которые также участвуют в публичных слушаниях. Депутаты более погружены в бюджетный процесс и обладают специальными знаниями и информацией по этой проблематике.
— Как вы думаете, когда гражданин понимает, что он как налогоплательщик участвует в формировании доходной части бюджета, меняется у него отношение к неоплаченным налогам, к зарплате в конвертах и т. д.?
— Думаю да, меняется. И мы стараемся этому способствовать. Повышаем осведомленность, правовое сознание граждан и субъектов малого и среднего бизнеса. Для этого организуем различные публичные мероприятия. Совместно с УФНС России по Рязанской области проводим семинары по налоговой тематике. Такие мероприятия стали уже хорошей традицией. В рамках деятельности межведомственной комиссии по укреплению финансовой дисциплины, созданной при администрации, работаем на площадках работодателей по информированию граждан о задолженности по местным налогам и необходимости и значимости ее погашения.
— С 2021 года на федеральном уровне установлен правовой механизм реализации инициатив граждан по расходованию средств местного бюджета на решение вопросов местного значения — инициативный проект (инициативное бюджетирование). Рязань использует данный механизм?
— Да, конечно, мы внедряем в нашу практику инициативное бюджетирование. Для этого у нас установлены все правовые основы для внесения гражданами (инициативной группой) проектов инициативного бюджетирования в администрацию. Разработан порядок работы администрации с поступившими инициативными проектами, их конкурсного отбора, финансового и иного обеспечения их реализации. В 2022 году было реализовано 29 инициативных проектов (в том числе 13 проектов на территориях ТОС). Проекты были осуществлены по таким направлениям, как благоустройство детских и спортивных площадок, небольших скверов, организация дорожно-тропиночной сети, ремонт участков дорог и освещения, устройство площадок для выгула собак.
На каждом этапе исполнения проекта заявители инициативы, активисты ТОС города Рязани, общественные жилищные инспекторы осуществляют контроль. По итогам реализации проектов проводится общественная приемка работ. В 2022 году на инициативные проекты направлено более 50 миллионов рублей, в текущем году количество проектов достигнет 50, на реализацию которых в бюджете города заложено более 150 миллионов рублей. Данные цифры свидетельствуют о том, что горожане активно включились в бюджетный процесс посредством инициативного бюджетирования.
Подготовила М. И. Кулькова