Говоря об открытости городского бюджета, нельзя не остановиться на его параметрах. Об этом, а также о том, какие факторы повлияли на формирование главного финансового документа города Рязани, рассказала Светлана Дмитриевна Финогенова, начальник Финансово-казначейского управления администрации города Рязани.
— Светлана Дмитриевна, каковы основные параметры бюджета на текущий год и какие факторы учтены при его формировании?
— Что касается параметров бюджета на 2023 год, то доходы составят 16,8 миллиарда рублей, в том числе межбюджетные трансферты — 10,5 миллиарда рублей, объем расходов — 17,6 миллиарда рублей.
С точки зрения формирования собственной доходной базы на 2023 год учтены такие факторы, как ситуация на рынке труда, рост заработной платы, изменение налогооблагаемой базы по земельному налогу вследствие вступления в действие с 1 января 2023 года новой кадастровой стоимости земельных участков и моратория на ее увеличение, установленного на федеральном уровне, рост жилищного строительства (как налоговой базы налога на имущество граждан), меры поддержки граждан и субъектов малого и среднего бизнеса, реализация программы приватизации и т. д.
Одним из основных подходов при формировании бюджета по расходам было безусловное исполнение всех социальных обязательств, выплата заработной платы, в том числе обеспечение достигнутых показателей по майским указам Президента РФ, обеспечение роста минимального размера оплаты труда. Расходы на эти цели увеличены по сравнению с 2022 годом на 100 миллионов рублей.
— Какие риски вы видите при исполнении бюджета по доходам?
— В числе рисков исполнения бюджета города хочется отметить нестабильность налогооблагаемой базы по имущественным налогам, формирующим почти треть собственных доходов. Нестабильность определяется двумя факторами. Первый — проведение очередных туров кадастровой оценки, результаты которой не всегда приводят к увеличению налогооблагаемой базы. Так, в Рязани в 2023 году в связи со вступлением в силу новой кадастровой стоимости земельных участков и применением нормы статьи 391 Налогового кодекса, замораживающей рост налогооблагаемой базы по итогам кадастровой оценки, сложились выпадающие доходы по земельному налогу в размере более 70 миллионов рублей.
Второй — процесс оспаривания налогоплательщиками кадастровой стоимости земельных участков, а также объектов недвижимости, облагаемых налогом от кадастровой стоимости. За истекшие два года по вынесенным положительным решениям в пользу налогоплательщиков уменьшение земельного налога составило 30 миллионов рублей. В результате оспаривания формируются выпадающие доходы в виде складывающихся переплат по ранее перечисленным налогам и одновременно снижается налогооблагаемая база применительно к новым налоговым периодам.
Социальная направленность остается главным приоритетом бюджета города Рязани на 2023 год. Доля расходов на отрасли социальной сферы составляет почти 71% в общем объеме расходов бюджета
Кроме того, риски исполнения местных бюджетов провоцируются действующим порядком нормативного правового регулирования специальных налоговых режимов. То есть решения принимаются на федеральном и региональном уровнях. Так, изменения законодательства в Рязанской области в части определения потенциально возможного дохода по объектам розничной торговли привели к снижению доходов бюджета города по патентной системе налогообложения. По оценкам налоговых органов, в 2022 году доходы муниципалитета от патентной системы налогообложения снизились на сумму порядка 20 миллионов рублей. Данная тенденция сохраняется в текущем году.
— А как сказалось на исполнение бюджета введение ЕНП?
— Однозначно введение института единого налогового платежа (ЕНП) осложнило исполнение бюджета города Рязани. Нарушилась ритмичность поступления налоговых доходов и объективность их оперативного прогнозирования. Установлен единый срок зачисления ЕНП —
В связи с изменением механизма уплаты налогов бюджет города за первый квартал 2023 года недополучил относительно плана 210,6 миллиона рублей (17,6 процента), снижение относительно прошлого года составило 176,8 миллиона рублей (15,2 процента).
Есть определенные проблемы в получении сведений в разрезе юридических лиц о принадлежности ЕНП к конкретным видам налогов, в получении данных с информационного ресурса «Расчеты с бюджетом». Пока получены сведения только по состоянию на 1 марта 2023 года. Все это усложняет аналитическую работу по оценке исполнения налоговых доходов. Очень надеемся, что предпринимаемые шаги по доработке законодательства в части ЕНП (принят закон о первоочередном зачислении в бюджет НДФЛ, разработан законопроект по срокам уплаты единого платежа) позволят исправить ситуацию с исполнением местных бюджетов.
— В связи с введением ЕНП большая часть муниципальных образований столкнулась с проблемой временных кассовых разрывов, особенно острой эта проблема была в первом квартале 2023 года. Какие инструменты были задействованы для нивелирования данной ситуации?
— Да, действительно, эта проблема остро встала перед городским бюджетом в начале его исполнения. Особый драматизм ситуация приняла после решения Минфина России не предоставлять бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на едином счете бюджета на основании статьи 93.6 БК РФ. К счастью, это решение довольно быстро было пересмотрено в пользу муниципальных образований.
На 1 января 2023 года остатки средств местного бюджета составляли порядка 397 миллионов рублей. Данные средства в полном объеме были направлены на покрытие временных кассовых разрывов. Но этого было недостаточно для финансового обеспечения расходов, включенных в кассовый план на соответствующий период. В связи с этим задействовали механизм, который и ранее активно применяли. А именно: привлекли остатки средств на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений, а также для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета, открытых финансовому органу муниципального образования. Пикового значения такое привлечение достигло к третьей декаде февраля и составило 350 миллионов рублей. Все эти мероприятия позволили до получения бюджетного кредита на пополнение остатков средств на едином счете бюджета профинансировать расходы городского бюджета в полном объеме и отсрочить привлечение заемных средств кредитных организаций, что привело к экономии бюджетных средств на обслуживание долга.
Хотелось бы обратить внимание на одну проблему, с которой мы столкнулись при осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете местного бюджета. Эта проблема заключается в том, что в настоящее время УФК по Рязанской области город не передал полномочия, указанные в статье 220.2 БК РФ, за исключением полномочий по казначейскому сопровождению средств местного бюджета. В связи с этим казначейство указывает на то, что у нас нет возможности привлекать остатки средств на казначейском счете для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, открытого финансовому органу муниципального образования, лицевые счета к которому открываются и ведутся в УФК. Так, на таком счете на 1 января 2023 года остаток средств, подлежащих казначейскому сопровождению в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 242.26 БК РФ, составил 262,6 миллиона рублей и почти три месяца не был ниже 130 миллионов рублей. При этом мы не могли привлечь эти средства для покрытия временных кассовых разрывов, поскольку у нас не переданы УФК полномочия по статье 220.2 БК РФ. По нашему мнению, федеральное законодательство не содержит прямого запрета на такое привлечение теми муниципальными образованиями, которые не передали соответствующие полномочия. Полагаем, что это обусловлено исключительно техническими моментами, в связи с этим будем развивать данную тему и надеемся, что она в ближайшее время будет решена.
— Бюджет города сверстан с дефицитом. Из каких источников планируете его покрытие? Есть ли у вас доступ к бюджетным кредитам?
— Прогнозируемый дефицит бюджета на 2023 год составляет 789,4 миллиона рублей, или 6,3 процента без учета остатков на 1 января 2023 года. Согласно программе муниципальных внутренних заимствований в текущем году планируется привлечь кредитов на общую сумму 2,40 миллиарда рублей, из них 2,39 миллиарда рублей — кредиты коммерческих банков, 10 миллионов рублей — бюджетный кредит из областного бюджета на подготовку к отопительному периоду. Погашение кредитов запланировано в сумме 2,01 миллиарда рублей. Объем муниципального долга на 1 января 2023 года составил 2,59 миллиарда рублей, из них бюджетные кредиты — 589 миллионов рублей. К сожалению, возможность привлечения бюджетных кредитов у нас крайне низка. Исключением стало принятое в 2022 году на федеральном уровне решение о предоставлении бюджетных кредитов на замещение кредитов коммерческих банков. Это позволило нам привлечь бюджетный кредит объемом 572 миллиона рублей сроком на пять лет и за счет этого сократить расходы на обслуживание долга в 2022 году на 31 миллион рублей.
Подготовила М. И. Кулькова