Версия для печати 781 Материалы по теме
Лучший опыт оказания муниципальных услуг: практика Коломны

Опыт в предоставлении муниципальных услуг городской округ Коломна нарабатывал более 12 лет. За это время разработаны и утверждены все необходимые нормативные правовые акты, в том числе стандарты, регламенты. Результатом системной работы в данном направлении стала победа Коломны в XVI Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг». Подробнее об успешном опыте округа журналу «Бюджет» рассказала Ольга Валентиновна Любезная, начальник Финансового управления администрации городского округа Коломна.

— Ольга Валентиновна, расскажите, реализация каких принципов, подходов помогла вам качественно организовать процесс предоставления муниципальных услуг и, как следствие, победить в этой номинации?

— В Коломне практика по предоставлению муниципальных услуг нарабатывается на протяжении 12 лет: с момента вступления в силу федеральных законов № 83‑ФЗ и № 210‑ФЗ. Они, как мы знаем, предусматривают создание правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг. Кроме указанных законов, организацию муниципальных услуг регламентируют Конституция РФ, другие федеральные и региональные законы, нормативные правовые акты муниципального образования.

Не могу не сказать о том, что городской округ Коломна дважды преобразовывался в соответствии с законами Московской области. В 2018 году город Коломна объединился с Коломенским муниципальным районом, а в 2021 году — с городским округом Озеры Московской области. Безусловно, данные преобразования также повлияли на практику и подходы к организации предоставления муниципальных услуг.

Что позволило нам добиться результатов? Ну прежде всего то, что при организации муниципальных услуг мы использовали cистемный подход, когда муниципальные услуги рассматриваются как элемент системы муниципального управления, включающий в себя кадровое, ресурсное, нормативно-правовое и другое обеспечение. Также мы применяем процессный подход, когда оказание муниципальных услуг производится на основании административных процедур, утвержденных регламентами предоставления услуг.

Особое внимание уделяем принципам, положенным в основу деятельности администрации городского округа и выполнения конкретных обязательств.

Во-первых, это стандартизация и регламентация муниципальных услуг, которые мы рассматриваем как совокупность последовательных административных процессов и процедур. Процессы и процедуры включают в себя условия оказания муниципальной услуги, основания, промежуточный и конечный результаты, а также эффект оказания муниципальной услуги. На сегодняшний день в Коломне утверждены стандарты услуг, в том числе в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта. Всего разработано и утверждено в этих сферах 25 стандартов.

В рамках Федерального закона № 210‑ФЗ оказание муниципальных услуг регулируют административные регламенты. В Коломне оказывается 60 муниципальных услуг, соответственно, разработано и утверждено 60 регламентов. Кроме того, оказывается 25 государственных услуг, которые также регламентированы.

Важно отметить, что в 2022 году финансовый орган разработал и утвердил постановлением администрации регламент по предоставлению такой муниципальной услуги, как «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросу применения нормативных правовых актов городского округа Коломна Московской области о местных налогах и сборах». Ответственным за предоставление данной услуги является администрация Коломны, а непосредственное предоставление услуги осуществляет Коломенское финансовое управление. Не секрет, что у налогоплательщиков возникает много вопросов по местным налогам и сборам, и мы постарались систематизировать и регламентировать работу в этой части.

Во-вторых, это открытость деятельности органов, предоставляющих услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении услуг, и полнота информации об организации и оказании услуг. Данный принцип реализуется с помощью использования официальных сайтов администрации города и организаций, оказывающих услуги, официального сайта МФЦ, информационных систем «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области» (РПГУ), а также благодаря СМИ.

В-третьих, это доступность обращения за услугой и непосредственно ее предоставления, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья. То есть граждане имеют возможность получить услугу в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выбор формы осуществляет заявитель.

— В рамках номинации оценивается такой показатель, как привлечение негосударственных некоммерческих организаций к оказанию муниципальных услуг. Как выстроена эта работа в вашем городе?

— В городском округе на сегодняшний день муниципальные услуги оказывают три частные некоммерческие организации в сфере образования. Это православная гимназия и две частные дошкольные образовательные организации.

В 2022 году в Коломне из 136 муниципальных учреждений муниципальные задания были доведены 117 учреждениям, что составляет 86%. Из них полностью выполнили задание 96% учреждений

Для привлечения негосударственных некоммерческих организаций к оказанию муниципальных услуг мы используем традиционный механизм предоставления субсидий на возмещение затрат. В связи с этим у нас разработаны и утверждены все необходимые нормативные правовые акты. В частности, принято постановление администрации округа, регулирующее вопросы предоставления субсидии частным дошкольным образовательным организациям округа, утвержден порядок предоставления частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, субсидии на возмещение затрат.

Главный распорядитель бюджетных средств предоставляет субсидии организациям по итогам отбора в форме запроса предложений в пределах открытых бюджетных ассигнований при соблюдении определенных критериев и требований, установленных условиями отбора.

— Сегодня нередко слышится критика в адрес механизма государственных и муниципальных заданий. Считается, что муниципальное задание — это не что иное, как смета, переименованная в задание. Вы можете согласиться с такой позицией? Расскажите о вашем опыте работы по формированию муниципальных заданий.

— Нет, я не могу согласиться с такой позицией. Муниципальное задание — это документ, который определяет деятельность учреждения по оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), а также является основанием для финансового обеспечения учреждения. Оно включает в себя наименование услуги (работы), показатели объема и качества услуги (работы), порядок оказания услуги, обеспечение контроля за выполнением задания, требования к отчетности и иные показатели.

В соответствии с положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, утвержденным постановлением администрации округа, муниципальные задания учреждениям формируют главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся учреждения. Проекты муниципальных заданий формируются с учетом предложений муниципальных учреждений. В частности, предложения касаются: контингента потребителей муниципальной услуги (работы) (категории и численность потребителей); мощности муниципального учреждения, в том числе необходимой для выполнения муниципального задания; балансовой стоимости имущества, закрепленного за муниципальным учреждением, с выделением стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества; штатной и фактической численности персонала, задействованного в организации и выполнении муниципального задания, и другие показатели.

Главные распорядители бюджетных средств для своих подведомственных учреждений утверждают методику расчета показателей объема и качества муниципальной услуги и выполнения работы. Методика применяется при утверждении плановых показателей и формировании отчетности.

Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания определяется с учетом нормативных затрат на оказание услуг (работ) и затрат на уплату налогов. Порядок определения нормативных затрат на оказание услуг утверждается постановлением администрации. Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в муниципальном задании, на основе базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги и корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат.

Контроль за выполнением муниципального задания учреждениями осуществляют, соответственно, главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся данные учреждения, а также органы финансового контроля. Сводные отчеты о выполнении муниципального задания и об использовании субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания представляются в финансовый орган в установленные сроки. Невыполнение муниципального задания, кроме возврата средств, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц (статья 15.15.5-1 КоАП РФ).

— Представить какую-либо сферу без цифровизации сегодня невозможно. Это касается и сферы оказания муниципальных услуг. Расскажите, какое количество муниципальных услуг предоставляется сегодня в округе в электронном виде?

— В настоящее время в Коломне полностью или частично в электронном виде предоставляется 40 муниципальных услуг. Например, в 2022 году полностью в электронном виде услуги оказаны почти 35 тысячам заявителей.

Электронные услуги оказываются на базе МФЦ в государственной информационной системе Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области». Это закреплено соглашением о взаимодействии между администрацией Коломны и ГКУ Московской области «Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Также соглашением утвержден порядок взаимодействия, который определяет правила организации государственных и муниципальных услуг администрации округа. Так, правилами установлено предоставление бесплатного доступа к РПГУ для подачи запроса на предоставление услуги, в том числе консультирование заявителей работниками МФЦ и т. д.

Безусловно, основными преимуществами получения услуг в электронной форме являются: оперативность — сокращаются временные расходы на оказание электронных услуг; минимум документов — исключается необходимость предоставления тех документов, которые уже есть в органах власти; мобильность — услуги могут быть получены посредством сети интернет в любое время, не выходя из дома; контроль — заявитель может контролировать процесс получения услуги через личный кабинет на РПГУ. Поэтому в наших планах в дальнейшем развивать оказание услуг в электронном формате.

Подготовила М. И. Кулькова

Поделиться