Комитет по финансам и налоговой политике администрации Белоярского района отмечает
Ирина Анатольевна Плохих, заместитель главы Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, председатель Комитета по финансам и налоговой политике
В период перехода СССР от плановой экономики к рыночной — 8 сентября 1988 года — в исполкоме Белоярского городского Совета народных депутатов на правах самостоятельного подразделения был образован финансовый отдел. Кстати, свое нынешнее название Комитет по финансам получит лишь в 2006 году, когда администрация муниципального образования города Белоярского превратится в администрацию Белоярского района.
Несмотря на то что в конце
История в лицах
Первым руководителем финансового органа города Белоярского стала Галина Евгеньевна Демина. Она была назначена на этот пост в 1988 году Белоярским городским Советом народных депутатов и исполняла свои обязанности до 1996 года.
Следующим руководителем отдела стала Ирина Юрьевна Гисс. Она пробыла у руля финансового органа более 25 лет. За годы своей работы получила множество наград, среди которых почетное звание «Заслуженный экономист Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», ведомственная награда Министерства финансов РФ «Отличник финансовой работы».
С 2022 года коллектив возглавляет Ирина Анатольевна Плохих — молодой инициативный руководитель, готовый к любым переменам.
Финансовый орган Белоярского района регулярно получает высокую оценку Департамента финансов ХМАО — Югры. В рейтинге муниципальных образований район уже на протяжении десятилетия занимает лидирующие позиции по качеству организации и осуществления бюджетного процесса. Наряду с этим, финансовый орган является активным участником конкурсов, направленных на оценку социально-экономического развития района, качества управления общественными финансами и открытости бюджетных данных. Муниципальные служащие комитета регулярно принимают участие в окружном конкурсе «Лучший муниципальный служащий Югры» и часто занимают призовые места.
От прошлого к будущему
Основной целью деятельности финансового органа как тогда, так и сейчас является проведение единой политики для решения вопросов местного значения в области финансов. Наша работа направлена на поддержание экономической и финансовой стабильности, обеспечение сбалансированности бюджета Белоярского района и поселений в его границах. Мы обеспечиваем необходимый уровень доходов бюджетов, мобилизуем дополнительные финансовые ресурсы для полного и своевременного исполнения расходных обязательств, осуществляем внутренний муниципальный финансовый контроль. Финансовый орган ежегодно разрабатывает основные направления бюджетной и налоговой политики Белоярского района и поселений. Однако сегодня у нас уже совсем другие возможности, чем это было раньше. Из года в год в процессе эволюции бюджетного права, совершенствования законодательного регулирования бюджетного процесса менялся и сам Комитет по финансам. По мере возникновения новых потребностей совершенствовалось техническое и программное обеспечение нашей деятельности, усиливались квалификационные требования к муниципальным служащим и расширялся кадровый состав. В результате автоматизации оптимизированы процедуры организации составления и исполнения бюджета. Мы модернизировали процессы обработки бюджетных данных, контроль за расходованием средств, формирование отчетности, усовершенствовали методики расчета показателей бюджета. С введением новых разработок качество обеспечения бюджетного процесса вышло на новый уровень.
Для обеспечения более эффективной работы мы широко применяем информатизацию на всех стадиях бюджетного процесса. В настоящее время комитет осуществляет полный переход на веб-платформу. Для повышения финансовой грамотности жителей района мы разрабатываем единый системный подход к проведению обучающих мероприятий на территории всего района с охватом жителей сельских поселений.
Нашей отличительной особенностью является непрерывный мониторинг текущих тенденций развития в области финансов, анализ лучших практик, оценка возможностей их адаптации к нашим условиям, отличающимся северным климатом и удаленностью территории.
Передовой опыт
Сейчас во многих регионах активно пропагандируется централизация полномочий для единого подхода к решению стратегических задач и исполнению возложенных обязанностей.
Это логично, ведь для устойчивого социально-экономического развития важна финансовая стабильность, которая возможна только при условии проведения единой финансовой, бюджетной и налоговой политики при составлении и исполнении бюджета как района, так и бюджетов поселений, входящих в его состав. С этой целью в Белоярском районе изначально не создавались отдельные финансовые органы в поселениях. С 2006 года в соответствии с заключенными соглашениями о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления района Комитет по финансам реализует полномочия финансовых органов всех населенных пунктов Белоярского района. Посредством единого счета бюджета финансирование осуществляется через лицевые счета, открытые в отделе казначейского исполнения бюджета финансового органа. Внедрение казначейского исполнения бюджета позволило усилить контроль за исполнением средств, повысить качество планирования расходов и доходов, сделать полную прозрачность операций с бюджетными средствами, получать ежедневную информацию о финансировании расходов бюджетополучателей как района, так и поселений, входящих в его состав.
Исполнение полномочий района и поселений специалистами одного финансового органа имеет ряд преимуществ. Во-первых, единый подход способствует четкому формулированию единых системных целей, принятию быстрых, адекватных решений. Во-вторых, он позволяет обеспечить существенную экономию в масштабах консолидированного бюджета благодаря оптимизации штатной численности. И в-третьих, в удаленных регионах не так много высокопрофессиональных финансистов, готовых пойти на муниципальную службу, так что консолидация сняла очень острый вопрос подбора кадров. Уверена, что это правильное направление развития для всех субъектов России.