Одной из приоритетных задач органов власти является укрепление финансовой независимости бюджетов территорий. Для этого необходима их заинтересованность в самостоятельном исполнении своего бюджета. Для координации действий, направленных на формирование и увеличение собственной доходной базы, требуется оперативная, качественная и достоверная информация. Создание единого цифрового пространства данных о доходах, поступающих в бюджет, которое позволяет проводить детальный анализ для принятия обоснованных управленческих решений, позволяет решить эту задачу.
Наталья Евгеньевна Лепская, заведующая финансовым отделом администрации Бугурусланского района Оренбургской области
Два источника информации о доходах
В соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов и других платежей зачисляются на казначейские счета. Органы Федерального казначейства по запросу финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований предоставляют информацию из расчетных документов о поступивших платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета. Но с учетом нововведений с 1 января 2023 года сведения о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа по налогам, сборам, страховым взносам, являющимся источником формирования доходов бюджета, аккумулируются на счетах Федеральной налоговой службы, которая является единственным поставщиком информации об их распределении. А это значит, что теперь информацию по запросу финансового органа о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, предоставляет ФНС посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). УФК же представляют сведения по неналоговым доходам в соответствии с требованием к форматам файлов Федерального казначейства по своим каналам связи.
Если подвести базу под вышесказанное, то фактически начиная с 1 января 2023 года финансовый орган имеет два источника информации о доходах бюджета:
1 Федеральное казначейство — для информирования о зачисленных платежах на счет 03100 «Средства поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в системе казначейских платежей», подлежащих дальнейшему распределению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
2 Федеральная налоговая служба — для информирования о распределении единого налогового платежа, зачисленного в счет уплаты налогов, страховых взносов, сборов, штрафов, пеней с единого налогового счета.
Каждый из них требует собственных подходов в анализе и обработке. Но формируемая аналитическая отчетность должна иметь совокупную информацию по обоим источникам, что является немаловажным моментом.
Автоматизированное решение
В июне 2015 года финансовый отдел администрации Бугурусланского района приобрел у ООО «Кейсистемс-Урал» право на пользование подсистемой «Плательщики и уплаченные доходы» программного комплекса «Бюджет-СМАРТ». («Бюджет-СМАРТ» — программный комплекс для автоматизации процессов составления, анализа и исполнения бюджетов субъектов и муниципальных образований). Основная цель такого решения — создание единого пространства данных о доходах, поступающих в бюджет, которое позволяет проводить детальный анализ для принятия обоснованных управленческих решений. Подсистема «Плательщики и уплаченные налоги» как раз предназначалась для автоматизации процессов приема и обработки сведений о поступивших платежах, являющихся источниками формирования доходов бюджетов от УФК, и имела необходимые для этого возможности (рисунок 1).
В этом году подсистема была дополнительно доработана разработчиками в части запросов и получения сведений о ЕНП в ФНС посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. То есть расширена необходимым функционалом в рамках формирования запроса и получения ответа по сведениям о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа. Процедура выполняется в автоматизированном режиме, получение и обработка информации полностью возможны без участия оператора.
Для получения сведений финансовому органу субъекта РФ или муниципального образования потребуется дополнительно запросить доступ в продуктивной среде СМЭВ 3 и уникальный регистрационный номер (УРН), который выдает ФНС (рисунок 2). Его впоследствии необходимо указывать при подаче заявок на получение сведений о распределении ЕНП.
Главным преимуществом автоматизированной обработки данных является то, что сформированная отчетность позволит проводить детальный анализ, сравнивать показатели за разные периоды, а также поддерживать в актуальном виде необходимые справочные данные (таблица). При этом информация аккумулируется из двух источников (УФК и ФНС) одновременно.
Таблица. Сформированный отчет «Сравнение поступлений по плательщикам за три последних года», руб.
Плателыщик |
Выбранный период с 01.01.2022 пo 01.01.2023 |
Сумма поступлений по периоду за 3 года |
Средний показатель поступлений за период в год |
|||
наименование |
инн |
за период 2022 |
за период 2021 |
за период 2020 |
||
Итого |
138 250 899,92 |
129 501 426,27 |
112 843 216,10 |
280 595 542,29 |
126 865 180,76 |
|
Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБУК «ЦКС») |
5602022410 |
2 659 556,00 |
2 326 394,00 |
2 066 085,00 |
7 052 035,00 |
2 350 678,33 |
Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБОУ «Пилюгинская СОШ») |
5624002960 |
1 839 756,82 |
1 699 851,00 |
1 598 253,00 |
5 137 860,82 |
1712620,27 |
Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБОУ «Михайловская СОШ») |
5624003072 |
1 800 809,49 |
1 683 885,00 |
1 425 469,00 |
4 910 163,49 |
1 636 721,16 |
Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБОУ «Благодаровская СОШ») |
5624003033 |
1 265 791,64 |
1 165 414,00 |
1 044 846,71 |
3 476 052,35 |
1 158 684,12 |
Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБОУ «Елатомская СОШ») |
5624003001 |
1 146 800,15 |
1 060 255,00 |
917 087,00 |
3 124 142,15 |
1 041 380,72 |
Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБУ «СШ Бугурусланского района») |
5624020769 |
1 017 679,18 |
1 058 327,00 |
1 045 636,00 |
3 121 642,18 |
1 040 547,39 |
Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБУК «ЦМБ» Бугурусланского района) |
5624020984 |
1 131 267,00 |
1 005 922,00 |
912 952,68 |
3 050 141,68 |
1 016 713,89 |
Финансовый отдел администрации Бугурусланского района Оренбургской области (МБОУ «Полибинская СОШ») |
5624003080 |
1 047 752,00 |
942 736,00 |
885 435,00 |
2875923,00 |
958 641,00 |