Версия для печати 488 Материалы по теме
Екатеринбург: эффективная реализация бюджетной политики

Екатеринбург — перспективный современный мегаполис, привлекательный для инвестиций. Интенсивный экономический рост позволяет проводить взвешенную бюджетную политику, на основе которой формируется бюджет города. О развитии финансовой системы муниципалитета рассказал заместитель главы Екатеринбурга Андрей Александрович Корюков.

Город Екатеринбург (Свердловская область) — победитель XVI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг»

— Андрей Александрович, Екатеринбург в этом году готовится отметить свое 300-летие. Совсем недавно, в 2019 году, департамент финансов города отметил 100-летний юбилей. Расскажите, как начиналось становление финансового органа столицы Урала?

— История финансового органа Екатеринбурга начинается с августа 1919 года, когда в структуре Екатеринбургского губисполкома был создан Екатеринбургский финансовый отдел. Затем он трансформировался в отдел исполкома Уральского областного совета рабочих и крестьянских депутатов, а в 1927 году — в финансовый отдел городского Совета рабочих и крестьянских депутатов. Решением сессии Екатеринбургского городского Совета народных депутатов в 1992 году городской финансовый отдел переименован в финансово-бюджетное управление. Оно вошло в перечень подразделений государственных органов, взаимодействующих с городской администрацией для обеспечения жизнедеятельности Екатеринбурга.

На протяжении многих лет финансовый орган города был основой для формирования кадрового состава финансовых, налоговых и надзорных служб. В 1990 году была создана налоговая инспекция по городу Свердловску, в 1992 году учреждено Управление Федерального казначейства по Свердловской области. Штат этих организаций в основном был укомплектован работниками финансового управления города.

В 1998 году из состава финансового-бюджетного управления выведен аппарат Контрольно-ревизионного управления Министерства РФ по городу Екатеринбургу и передан в аппарат КРУ Минфина России по Свердловской области. С 2010 года на базе ФБУ создан функциональный орган администрации города Екатеринбурга — главное финансово-бюджетное управление администрации города. Ныне оно переименовано в Департамент финансов города Екатеринбурга.

— Расскажите, пожалуйста, как изменился бюджет муниципалитета за последние годы.

— Если сравнивать с 2014 годом, то параметры бюджета и по доходам, и по расходам выросли более чем в два раза. Причем в 2017 году плановый объем расходов превысил 40 миллиардов рублей, в 2019 году — 50 миллиардов рублей, а в 2022 году мы перешагнули планку 60 миллиардов рублей. Бюджет города в 2023 году утвержден с параметрами по доходам 66 миллиардов рублей, по расходам — 69 миллиардов рублей.

— В основу развития экономической политики России положена цифровая трансформация. Реформируются ли в этом плане бюджетные процессы в Екатеринбурге?

— В 2022 году между главой Екатеринбурга и Екатеринбургской городской думой было заключено соглашение об обмене электронными документами, утверждены изменения в муниципальные правовые акты и проект бюджета города на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов был внесен на рассмотрение в Екатеринбургскую городскую думу в электронном виде.

Эффективная реализация бюджетной политики любого муниципального образования невозможна без широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений. В Екатеринбурге в основе этих решений, направленных на обеспечение прозрачности и открытости бюджетных данных, лежит создание отдельных порталов. Все они связаны с официальным сайтом муниципального образования — екатеринбург.рф.

Хочу отметить, что Екатеринбург высоко оценен на областном и федеральном уровнях за достижения в этой сфере. Был проведен анализ показателей, характеризующих уровень открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области. По результатам этой оценки Екатеринбург входит в первую группу с очень высоким уровнем открытости. А по итогам XV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» город награжден дипломом «За эффективное применение цифровых технологий в развитии системы управления муниципальными финансами».

На сегодняшний день функционирует три таких портала: «Публичный бюджет», «Национальные проекты» и «Екатеринбург, предлагай». Несколько слов о каждом из них.

Портал «Публичный бюджет» (бюджет.екатеринбург.рф) действует с 2014 года и представляет собой единое информационное пространство, в котором размещается информация о бюджете и бюджетном процессе города. Портал интегрирует и анализирует данные из информационных систем по планированию и исполнению бюджета муниципального образования и из других открытых источников. Он предоставляет информацию различным группам пользователей в удобной и доступной форме — в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков. Портал содержит не только правовые акты об утверждении бюджета города и отчеты о его исполнении. На нем публикуются аналитические материалы об исполнении бюджета, информация о приоритетах бюджетной политики, параметрах бюджета. Размещаются данные о доходах и расходах в режиме реального времени, показателях социально-экономического развития Екатеринбурга и городов-аналогов — Казани, Перми, Нижнего Новгорода, Челябинска.

Портал «Национальные проекты» (нацпроекты.екатеринбург.рф), внедренный в марте 2022 года, содержит информацию о мероприятиях национальных проектов, реализуемых на территории города, об их финансовом обеспечении, сроках реализации мероприятий. Представлена карта объектов с указанием адресов и плановых сроков окончания работ, а также фотоматериалы.

Портал «Екатеринбург, предлагай!» (инициатива.екатеринбург.рф) посвящен реализации механизмов инициативного бюджетирования. На нем размещается информация о реализации инициатив екатеринбуржцев, об этапах рассмотрения и реализации проектов, победивших в конкурсных отборах. По данным НИФИ за 2022 год, в разных регионах и муниципалитетах России функционирует только 21 специализированный портал по инициативному бюджетированию. Сайт «Екатеринбург, предлагай!» — один их них.

— В чем заключается уникальность практик Екатеринбурга в реализации механизмов инициативного бюджетирования?

— Надо сказать, что это одно из наиболее актуальных направлений развития бюджетных отношений. Оно дает жителям возможность поучаствовать в решении важных, по их мнению, проблем. Используя этот механизм, они предлагают идеи по развитию городской среды и могут влиять на эффективность расходования бюджетных средств, повышать качество жизни в городе.

В Екатеринбурге этот инструмент применяется с 2018 года. Сегодня городские власти организуют три конкурсных отбора проектов. Это муниципальный и региональный конкурсы, а также конкурс инициативных проектов. За пять лет участия в инициативном бюджетировании в Екатеринбурге реализовано 199 проектов на общую сумму более 75 миллионов рублей, в том числе более 35 миллионов рублей — за счет средств инициативных групп граждан. Организатором всех конкурсов инициативного бюджетирования в городе является департамент финансов.

— Какие направления расходования бюджетных средств имеют приоритетное значение для жителей города?

— Большая часть проектов, реализованных за эти годы, направлена на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений социальной сферы. В сфере образования реализован 61 проект, в сфере физической культуры и спорта — 21 проект, в сфере культуры — 58 проектов. Еще 53 проекта направлены на оснащение детских клубов по месту жительства. В рамках четырех проектов обустроены спортивные площадки.

По итогам 2021 года, согласно результатам мониторинга Министерства финансов РФ, Екатеринбург занял второе место среди городов России по количеству реализованных проектов инициативного бюджетирования. Тогда в городе было реализовано 58 проектов.

— В заключение хочется отметить, что Екатеринбург второй год подряд получает высокую оценку за управление общественными финансами...

— Успешная реализация бюджетной политики обеспечивается повышением результативности и эффективности бюджетных расходов. И конечно, результат этой работы зависит от профессиональной команды финансистов. Добиваться больших успехов в вопросах эффективного управления общественными финансами позволяет слаженная и компетентная работа сотрудников финансовых органов.

Подготовила М. С. Михайлова

Поделиться