Версия для печати 441 Материалы по теме
Орск: уникальные наработки в кадровой работе и привлечении доходов

Орск участвует в конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» с самого первого — 2008 — года. В 2009 году муниципалитет получил диплом I степени, а за период с 2010 по 2021 год он побывал в числе сильнейших почти во всех номинациях: нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса, высокое качество планирования и исполнения бюджета, лучшая организация работы с кадрами, высокое качество организации предоставления муниципальных услуг. В 2022 году Орск был удостоен диплома II степени. Новую победу и предпосылки к ней мы решили обсудить с начальником Финансового управления администрации города Орска Владимиром Николаевичем Богданцевым.

Город Орск (Оренбургская область) — победитель XVI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами»

— Владимир Николаевич, ваш муниципалитет — ежегодный участник муниципального конкурса ИД «Бюджет». Чем полезны, интересны подобные мероприятия муниципальным органам власти?

— Этот конкурс — один из самых значимых и престижных в сфере муниципальных финансов. Конкурсная комиссия состоит из настоящих корифеев мира финансов и бюджета, поэтому получить ее одобрение очень почетно и ценно для каждого муниципального образования. Для нас участие в конкурсе — это прежде всего возможность заявить о себе, получить квалифицированную объективную оценку своей деятельности. Ежегодные результаты конкурса показывают, в каком направлении мы молодцы и должны продолжать совершенствоваться, а где, возможно, у нас есть недочеты, над которыми надо поработать.

Кроме того, результаты конкурса ежегодно озвучиваются в рамках научно-практической конференции, на которой специалисты Министерства финансов РФ и научные эксперты поднимают темы бюджетного и налогового законодательства, межбюджетных отношений, разбирают проблемы, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при составлении и исполнении бюджетов. Мы вырабатываем совместные решения. Конечно же, планируем и в будущем принимать активное участие в данном конкурсе.

вид_города.jpg

— В 2023 году вы стали лауреатами в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами». Расскажите, пожалуйста, как развиваете это направление?

— В нашем городе с 2021 года реализуется муниципальная программа «Развитие муниципальной службы в городе Орске». Ее основная цель — создание условий для развития муниципальной службы, повышение ее престижа, а также результативности профессиональной служебной деятельности наших служащих. Поступлению на должность муниципальной службы предшествует конкурс. Благодаря ему мы можем всесторонне оценить профессиональный уровень претендентов, их соответствие установленным квалификационным требованиям.

Конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы проходит в два этапа: для младших должностей — в форме конкурса документов и собеседования, для иных должностей — в форме конкурса документов и испытания. При проведении конкурса-испытания мы проводим анкетирование либо профессиональное тестирование с решением практических задач, а затем — обязательные индивидуальные собеседования.

Во время собеседования проводим групповые дискуссии по проблемам, связанным с будущей работой. Предпочтение при прочих равных условиях отдается претендентам с опытом руководящей работы и работы с людьми, особенно в органах публичной власти, а также имеющим собственные научные разработки, тематические публикации. В этом случае на конкурс представляются опубликованные материалы, авторефераты. Учитываются отзывы, рекомендательные письма. Для привлечения на работу молодых специалистов мы тесно сотрудничаем с высшими и среднетехническими учебными заведениями города, принимаем участие в ярмарках вакансий.

Программа рассчитана не только на новых сотрудников, но и на тех, кто уже работает в муниципалитете. Для повышения квалификации ежегодно около 15 процентов сотрудников проходят дополнительные обучающие программы. Так, в прошлом году 51 муниципальный служащий повысил уровень квалификации. Основные направления обучения: управление государственными и муниципальными закупками, правовые основы и организация работы по противодействию коррупции, государственные и муниципальные финансы, цифровая трансформация экономики, управление проектами.

Наши центры обучения — это Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Оренбургский государственный университет, Орский гуманитарно-технологический институт, учебный центр «Бюджет». Если учебное заведение находится за пределами Оренбургской области, то обучение, как правило, проходит в онлайн-формате. К тому же гибкий формат онлайн-занятий позволяет специалистам проходить обучение, не отрываясь от выполнения должностных обязанностей.

— Какие результаты дает эта работа?

— Самим хвалить себя не очень удобно. Думаю, что победы в конкурсах достаточно красноречивы. Например, молодые специалисты финансового управления ежегодно попадают в список победителей и призеров конкурса «Финансовый старт», проводимого Министерством финансов Оренбургской области. Данный конкурс позволяет молодежи открыть свой потенциал, проявить свои лучшие качества.

А мы всегда поддерживаем новый, зачастую нестандартный взгляд молодого поколения на организацию работы. В соединении с опытом специалистов-наставников это способствует более эффективному решению поставленных задач. Если посмотреть кадровый состав финансового органа, то у нас одну треть от численности муниципальных служащих составляют сотрудники, проработавшие более 15 лет, еще одна треть — это специалисты со стажем работы менее пяти лет.

— Выступая на конференции в Москве, вы затронули очень важную тему — привлечение дополнительных доходных источников муниципальными учреждениями для своего развития. Чем уникален опыт Орска?

— Чтобы наши муниципальные организации развивались, повышали качество предоставляемых услуг, им необходимо улучшать свою материально-техническую базу. В настоящее время объем бюджетных средств, поступающих в распоряжение муниципальных автономных учреждений города, обеспечивает лишь первоочередные расходы. Вот и встал вопрос поиска дополнительных внебюджетных источников. Мы для себя определили такие направления, как участие муниципальных автономных образовательных учреждений и учреждений культуры в конкурсах на получение грантов, проведение мероприятий в рамках проекта «Пушкинская карта» и развитие платной деятельности. Активно работаем в этом направлении с 2021 года.

За 2022 год доходы от привлеченных грантов по отдельным учреждениям управления образования составили от 31 до 59% от суммы внебюджетных поступлений

Мы рассматриваем проекты на заседаниях балансовых комиссий, которые ежегодно проводим для организации эффективного взаимодействия администрации города и подведомственных учреждений, подведения итогов деятельности и оценки планов на предстоящий финансовый год. Кроме того, привлечение дополнительных доходов муниципальных учреждений в виде грантов, премий, вознаграждений включено в план мероприятий Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года, утвержденный в прошлом году.

Наиболее активную работу по грантовой деятельности подведомственных учреждений ведут два структурных подразделения администрации города: управление образования и отдел культуры. Для улучшения качества подаваемых заявок на получение гранта в управлении образования создан центр мониторинга и информационно-методического сопровождения образования. Его задачи — обеспечить обучение через вебинары и форсайт-сессии управленческих команд, а также оказать учебно-методическую поддержку и сопровождение участников грантовых проектов.

Мы подаем заявки как в профильные грантовые фонды — Президентский фонд культурных инициатив, так и в корпоративные благотворительные фонды — БФ «Синара», БФ «Сафмар», Фонд Владимира Потанина, Фонд Михаила Прохорова, фонд «Русский мир». Постоянный мониторинг СМИ, интернет-платформ помогает получать информацию о грантах благотворительных фондов, акциях, проектах. За 2022 год доходы от привлеченных грантов по отдельным учреждениям управления образования составили от 31 до 59 процентов от суммы внебюджетных поступлений. В области культуры успешная практика привлечения дополнительного финансирования в виде грантов сложилась у МАУК «Дворец культуры нефтехимиков» и МАУК «Централизованная библиотечная система», у которых объем поступивших грантов составил 80 процентов от общего объема собственных доходов учреждения.

— Какие вопросы удалось решить благодаря грантам? Расскажите, пожалуйста, об участии в проекте «Пушкинская карта».

— Победы в грантовых конкурсах позволили образовательным организациям улучшить техническое оснащение. Закупленное компьютерное и интерактивное оборудование помогло внедрить современные направления учебной деятельности: робототехнику, библиоковоркинг, радиоуправление, анимацию, экокультуру. Мы усовершенствовали спортивную инфраструктуру, а в ряде учреждений создали новые спортивные площадки. В лучшую сторону изменилась образовательная среда для детей с особыми образовательными потребностями. Я имею в виду детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы внедряем проекты профессиональной направленности совместно с градообразующими предприятиями города. Это действительно серьезный шаг вперед.

Гранты, которые получили учреждения культуры, идут на пошив костюмов и изготовление реквизита, приобретение оборудования и инвентаря для расширения спектра оказываемых платных услуг, а также организацию культурно-массовых мероприятий.

Проект «Пушкинская карта» — еще одно направление, используемое в городе в качестве дополнительного источника финансовых ресурсов муниципальных учреждений культуры и образования. Отправной точкой проекта стал прошлый год. Всего за один сезон в проект «Пушкинская карта» вошли 100 процентов учреждений, подведомственных отделу культуры. В конце года к перечню участников присоединилось и одно учреждение дополнительного образования, подведомственное управлению образования.

В 2022 году 11 муниципальными учреждениями было проведено 258 мероприятий, которые посетили более 10 тысяч участников. Задача текущего года — обеспечить 100-процентный охват проектом «Пушкинская карта» мероприятий, проводимых учреждениями дополнительного образования, подведомственными управлению образования.

— Реализуются ли в городе уже за счет бюджетных средств какие-то масштабные социальные проекты?

— Естественно, наиболее масштабные проекты реализуются именно в рамках бюджетного финансирования. В этом году мы планируем завершить реконструкцию стадиона «Локомотив», которая началась в 2022 году. Площадь нового физкультурного комплекса составит более 1,5 тысячи квадратных метров. Введение стадиона в эксплуатацию позволит заниматься спортом более чем 20 тысячам жителей города. Общий объем инвестиций — порядка 350 миллионов рублей.

Кроме того, на капитальном ремонте еще два спортивных объекта: дворец спорта «Юбилейный» и спортшкола «Надежда». Общая сумма вложений — 173 миллиона рублей. Во дворце спорта подходит к концу ремонт физкультурно-оздоровительного комплекса с искусственным ледовым покрытием. В планах работы по замене хоккейных бортов и освещения ледового поля. В спортшколе «Надежда» также заканчивается капитальный ремонт плавательного бассейна. В его рамках мы полностью меняем чашу бассейна, воздуховоды и вентиляционное оборудование. Все эти проекты стали возможны благодаря содействию губернатора и Правительства Оренбургской области и предоставленной финансовой помощи из областного бюджета.

— В каких национальных проектах участвуете? Каковы результаты этой работы?

— Да, конечно, начиная с 2010 года Орск участвует в пяти национальных проектах. Это серьезное подспорье в реализации крупных проектов, улучшающих качество жизни наших горожан. Мы принимаем участие в реализации мероприятий нацпроектов «Культура», «Образование», «Демография», «Безопасные и качественные дороги» и «Экология».

В результате мы ежегодно проводим капитальный ремонт автомобильных дорог. За период с 2019 года было отремонтировано 34 участка дорог местного значения на общую сумму 975,2 миллиона рублей. Благоустроены общественные пространства: парки Строителей, Северный, Пищевик, сад Шевченко, а также 19 дворовых территорий. В этом году благоустраивается сквер Богдана Хмельницкого, как победитель Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. За время реализации нацпроекта на благоустройство территорий нами направлено 646,3 миллиона рулей.

Отдельно хочу остановиться на переселении граждан из аварийного жилищного фонда. Масштаб действительно впечатляет. За время реализации адресной программы нами расселено около 1,9 тысячи граждан из 35 тысяч квадратных метров аварийного жилья.

Что касается социальной сферы, то за счет средств, поступивших в рамках национального проекта «Культура», нами отремонтированы четыре здания детской школы искусств № 1, две школы искусств обновили музыкальные инструменты, создан виртуальный концертный зал, модельная библиотека, в этом году ушел на капитальный ремонт Музей имени Т. Г. Шевченко. В рамках проекта «Демография» мы оборудовали площадку для сдачи норм ГТО, две спортивные школы, «Зенит» и «Надежда», оснащены новым спортивным оборудованием и инвентарем. За все время реализации проектов на территории нашего города объем бюджетных средств, направленных на достижение национальных целей, составил 3,5 миллиарда рублей.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться