Версия для печати 645 Материалы по теме
Финансовая устойчивость бюджета — ключевой фактор эффективности

О том, как расставить приоритеты в управлении муниципальными финансами, как соблюсти баланс между социально ориентированными расходами и расходами на развитие, журналу «Бюджет» рассказала Наталия Николаевна Гурьева, заместитель главы администрации — начальник Финансового управления городского округа Химки.

Город Химки — победитель XVI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в специальной номинации «За высокие позиции в управлении муниципальными финансами»

— Наталия Николаевна, Финансовое управление городского округа Химки не раз побеждало во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Что дает вам участие в этом конкурсе?

— Действительно, наше финансовое управление и становилось победителем конкурса, и отмечалось в отдельных номинациях. Но, несмотря на это, мы с удовольствием каждый год участвуем во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Анкета участника сформирована таким образом, что уже на этапе заполнения мы можем оценить, по каким направлениям «просели», по каким смогли найти правильное управленческое решение и получить положительную динамику по сравнению с прошлыми периодами.

В формировании анкеты задействован весь коллектив, ведь анкетные данные затрагивают весь спектр бюджетного цикла: начиная от планирования и заканчивая отчетностью. Командная работа над подготовкой конкурсных документов еще больше сплачивает коллектив.

Кроме того, участие в конкурсе стимулирует органы муниципального управления к развитию и улучшению своих финансовых практик и подходов к управлению. Ну и, конечно, победы — как маленькие, так и большие — укрепляют уважение граждан, коллег, повышают доверие руководства города к нам, финансистам.

Также хочу отметить, что подведение итогов конкурса проходит в рамках ежегодной Всероссийской конференции «Местные бюджеты в современных условиях». Эта конференция стала хорошей площадкой для обсуждения самых актуальных вопросов управления муниципальными финансами. Организаторы мероприятия в качестве спикеров всегда приглашают представителей федерального уровня — Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства. Таким образом, мы можем услышать о новациях в финансовой сфере непосредственно от их авторов и получать ответы по возникшим вопросам непосредственно от первоисточника.

— Вы победили в спецноминации «За высокие позиции в управлении муниципальными финансами». Скажите, что для вас означает эффективное управление муниципальными финансами?

— Конечно, в первую очередь хочу поблагодарить организаторов конкурса за столь высокую оценку нашего труда.

На первый взгляд эффективное управление муниципальными финансами — это соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Бюджетным кодексом. Казалось бы: соблюдай принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, прозрачности (открытости), участия граждан в бюджетном процессе, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов бюджетов, единства кассы — и колесо системы будет крутиться само по себе.

Однако для меня лично ключевым фактором здесь является достижение финансовой устойчивости бюджета городского округа. Это и своевременно выплаченная заработная плата, социальные выплаты и расчеты с поставщиками и подрядчиками для муниципальных нужд.

Зачастую очень тяжело балансировать между «могу» и «хочу». И здесь важно правильно расставить акценты. Эффективное управление муниципальными финансами означает оптимальное расходование средств в соответствии с задачами, целями и приоритетами, установленными для конкретной муниципальной организации.

Кроме того, важным аспектом является прозрачность и открытость финансовых процессов, а также учет и эффективный контроль всех финансовых операций, как последующий, так и предварительный. В этом плане мы широко используем автоматизацию бюджетного процесса от планирования до исполнения. Активно участвуем в инициативах Министерства экономики и финансов Московской области по расширению возможностей информационных систем.

Огромное внимание уделяется работе с нашими плательщиками в бюджет, эффективна работа межведомственной комиссии по мобилизации доходов. У нас сложилось очень тесное взаимодействие с территориальными органами прокуратуры, налоговой инспекции, службы судебных приставов.

— Бюджет городского округа на текущий год профицитный. Куда будут направлены доходы?

— Бюджет городского округа на 2023 год утвержден по доходам в сумме 17,41 миллиарда рублей, по расходам — в сумме 17,03 миллиарда рублей. Профицит составил около 380 миллионов рублей. Указанные средства будут направлены на уменьшение объема муниципального долга. Будем погашать заимствования как по бюджетным кредитам, так и по коммерческим.

— А каков объем долга сейчас?

— Объем муниципального долга городского округа на 1 января 2023 года составляет чуть более 2 миллиардов рублей, или 19 процентов от собственных доходов. Это означает, что городской округ относится к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости. Однако мы приняли решение об уменьшении муниципального долга, чтобы снизить нагрузку на бюджет городского округа по его обслуживанию. В расчете на год экономия средств бюджета составит порядка 39 миллионов рублей.

— Сегодня, как никогда, важно вкладываться в развитие экономики муниципалитета. Удается ли вам выдержать баланс между социально ориентированным бюджетом и бюджетом развития?

— Традиционно бюджет городского округа социально ориентирован, более 64 процентов бюджетных расходов социальные.

Основные акценты в расходной части бюджета на 2023–2025 годы сделаны на реализации на территории городского округа четырех национальных проектов — «Образование», «Культура», «Демография» и «Жилье и городская среда», муниципальных программ в области развития образования, физической культуры, спорта и молодежной политики, продвижении инициатив в культурной сфере, а также на социальной поддержке граждан.

Сегодня средний возраст жителя городского округа 40 лет, это молодые, амбициозные люди с высокими требованиями к уровню жизни. Считаю, что важно стремиться к балансу между социально ориентированным бюджетом и бюджетом развития, так как оба этих аспекта необходимы для удовлетворенности граждан деятельностью власти. Необходимо уделять внимание социальным программам, обеспечивающим качественную медицинскую помощь, образование и социальную защиту населения. Но также необходимо инвестировать в развитие городской среды, создавая современные школы, детские сады, объекты спорта и культуры, обустраивать общественное пространство.

Также важно избегать излишнего расходования бюджетных средств: следует фокусироваться на тех программах и проектах, которые имеют высокий эффект и потенциал для развития города. Особое внимание необходимо уделять инновациям и новым технологиям, которые удешевляют затраты на создание новых объектов.

В целом для достижения баланса между социальным бюджетом и бюджетом развития необходимо проводить анализ и оценку потенциальных результатов и возможного воздействия на стиль жизни горожан каждой программы и проекта. Ну и, конечно же, принимать во внимание текущую ситуацию, будущие вызовы и возможности для развития города.

Подготовила М. И. Кулькова

Поделиться