Версия для печати 530 Материалы по теме
Сахалинская область: всё под контролем

Финансовая система Сахалинской области раз за разом успешно проходит проверку на прочность. Устойчивость и сбалансированность бюджета удалось сохранить во время пандемии, падения мировых цен на углеводороды и остановки добычи энергоресурсов, а также вопреки натиску санкций. О рисках, с которыми приходится сталкиваться в процессе формирования и исполнения бюджета, приоритетах и перспективах развития островного региона рассказывает председатель Правительства Сахалинской области Алексей Васильевич Белик.

Министерство финансов Сахалинской области — победитель VI Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Открытый и прозрачный контроль»

— Алексей Васильевич, сказались ли санкционные давления, недружественные действия некоторых иностранных государств и международных организаций, нестабильность нефтяной отрасли на текущем бюджете Сахалинской области?

— Несомненно, все эти факторы оказали существенное влияние на бюджет Сахалинской области. В конце апреля 2022 года компания «Эксон нефтегаз лимитед» объявила форс-мажор из-за невозможности обеспечить в соответствии с отраслевыми международными стандартами страхование нефтегазовых танкеров и прекратила добычу нефти в рамках проекта «Сахалин-1». Отгрузка углеводородов возобновилась лишь в октябре — после перехода прав и обязанностей прежнего оператора проекта «Сахалин-1» к российскому оператору АО «Сахалинморнефтегаз-шельф». В результате среднегодовой объем добычи сложился ниже многолетних значений. В этом году объем еще не достиг уровня предыдущих лет.

Остановка отгрузки/добычи нефти, простой производственных мощностей, прямые финансовые потери негативно повлияли на динамику поступлений в бюджет и привели к снижению в 2022 году текущих платежей по роялти и доходов в виде доли прибыльной продукции государству по Соглашению о разделе продукции в отношении разработки месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги в рамках проекта «Сахалин-1». Это также оказало влияние на снижение поступления налога на прибыль, уплаченного за 2022 год.

— Какие риски вы видите в исполнении бюджета-2023?

— В части формирования доходов бюджета рисков недопоступления доходов в текущем году нет. Напротив, аналогично поступлениям сверхплановых доходов в 2022 году в связи со сменой оператора проекта «Сахалин-2» в 2023 году наша область получила дополнительный доход в результате перевода проекта «Сахалин-1» из международной в российскую юрисдикцию. За счет изменения порядка исчисления и уплаты налога на прибыль в 2023 году в областную казну поступил налог за 2022 год от иностранного юридического лица, а также производится уплата авансовых платежей в счет налога на прибыль за 2023 год от российского юридического лица по прибыли консорциума.

— Введение единого налогового платежа радикальным образом сказалось на ритмичности поступлений налогов в бюджеты всех уровней. Какие меры были приняты чтобы нивелировать возникшие риски?

— В первом квартале 2023 года бюджеты испытывали сложности не только в связи с нерегулярным поступлением доходов, но и их сокращением.

В связи с актуализацией налоговыми органами сальдо единых налоговых счетов налогоплательщиков с учетом переплат на 31 декабря 2022 года со счетов бюджетов были списаны средства в счет исполнения обязанности налогоплательщиков. Это привело к значительному снижению поступлений в областной и местные бюджеты.

В 2023 году по обращениям муниципалитетов из областного бюджета предоставлялись бюджетные кредиты на покрытие кассового разрыва, досрочно перечислялась дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности

Для покрытия кассового разрыва в январе 2023 года в областном бюджете и во всех муниципальных образованиях по состоянию на 1 января 2023 года были сформированы финансовые резервы в виде остатков денежных средств. В текущем году по обращениям муниципальных образований из областного бюджета предоставлялись бюджетные кредиты на покрытие кассового разрыва, а также досрочно перечислялась дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. В настоящее время ситуация с поступлением доходов в основном стабилизировалась.

— Как считаете, что нужно изменить в механизме ЕНП, чтобы впредь исключить подобные ситуации?

— Еще при рассмотрении проекта федерального закона, предусматривающего введение института ЕНП и устанавливающего единый срок для уплаты налогов, мы предлагали отказаться от единого срока для уплаты налога на доходы физических лиц. На федеральном уровне наши предложения не были поддержаны, поскольку они нарушают смысл введения механизма уплаты всех налогов единым платежом.

Вместе с тем для стабилизации ситуации с зачислением налогов в бюджет, и прежде всего НДФЛ, с учетом проблем, с которыми столкнулись бюджеты в первом квартале 2023 года, на федеральном уровне принят ряд изменений. Введена приоритизация зачисления в бюджет НДФЛ, сейчас данный налог зачисляется в бюджеты в первоочередном порядке. Кроме того, введена норма, в соответствии с которой возврат авансовых платежей по налогам осуществляется только после камеральной проверки квартальной декларации, а суммы региональных и местных налогов поступают в бюджет сразу после направления физлицу налогового уведомления, если на его едином налоговом счете имеется необходимая сумма денежных средств. Также в 2023 году налоговым агентам дается возможность представлять уведомления о начислении НДФЛ дважды в месяц, что делает возможным зачисление НДФЛ в бюджет два раза в месяц.

НДФЛ является одним из основных и стабильных источников налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципалитетов, поэтому важно продумать все нюансы его поступления. Мы предлагали федеральным законодателям рассмотреть возможность распространения нормы о предоставлении в налоговый орган промежуточного уведомления об исчисленных суммах НДФЛ не только на 2023 год, но и на последующие годы. Кроме того, считаем необходимым установить обязанность, а не право на подачу налоговыми агентами промежуточного уведомления об исчисленных суммах НДФЛ.

— Фиксируете ли вы какие-то сложности в связи с отменой КГН?

— В Сахалинской области в первом полугодии текущего года зафиксировано снижение поступления налога на прибыль организаций от налогоплательщиков, которые до 2023 года являлись участниками договора о создании КГН. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года поступления снизились на 886,7 миллиона рублей, или на 62,5 процента.

Чтобы переход на новые условия для субъектов РФ был менее болезненным, в 2023–2025 годах предусмотрена частичная «централизация» поступлений от участников КГН с последующим распределением регионам по определенным нормативам. В 2023 году распределяется 80 процентов прибыли от участников КГН, в 2024 году — 60, в 2025 году — 40. Нормативы рассчитаны исходя из средней доли платежей участников КГН в бюджет каждого региона за последние три года и для Сахалинской области на 2023–2025 годы составляют 0,119 процента.

Таким образом, осуществляется постепенный переход к уплате налога от прибыли, формируемой в рамках КГН, к налогу от деятельности организаций на территории конкретного региона.

— Какие основные приоритеты в расходовании бюджетных средств определила для себя Сахалинская область на ближайшие годы?

— Главными приоритетами Правительства Сахалинской области являются рост благосостояния граждан и устойчивое развитие экономики региона. Важнейшей составляющей бюджета являются социальные программы, направленные на поддержку населения. Также в планах сохранение высоких темпов развития транспортного и логистического сообщения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и агропромышленного комплекса. Переселение людей из ветхого и аварийного жилья, благоустройство дворов и приведение подъездов в надлежащее состояние — тоже в числе приоритетных мероприятий. Отмечу, что два года подряд наш регион удерживает рекордный результат по строительству жилья. В 2022 году введено 500 тысяч «квадратов» жилья. Треть от этого объема — социальное и арендное жилье, которое строится для переселенцев из аварийных домов и востребованных в регионе специалистов. Будет продолжена работа и над обеспечением стабильной транспортной связи с Курильскими островами.

— В непростых внешнеполитических условиях удалось сохранить задел для дальнейшего развития региона?

— Мы продолжаем реализацию ключевых для нашего региона проектов: освоение Южно-Киринского месторождения в рамках проекта «Сахалин-3», строительство нефтегазового парка. Введение в эксплуатацию последнего объекта позволит нарастить мощности по обслуживанию шельфовых и других нефтегазовых проектов, что в условиях западных санкций особенно актуально.

На этапе обоснования инвестиций находится проект по строительству нефтеперерабатывающего завода. Сегодня весь бензин и дизельное топливо в Сахалинскую область мы завозим с материка, а появление на рынке местных нефтепродуктов снизит зависимость от внешних поставок в жизненно важной сфере.

В Сахалинской области реализуются 24 концессионных соглашения и одно соглашение о ГЧП с общим объемом инвестиций более 100 млрд рублей. Они охватывают сферы образования, здравоохранения, жилищно-коммунальные хозяйства

В следующем году запускаем агропромышленный парк, что позволит увеличить переработку местной продукции, сократить потери при хранении, то есть обеспечить жителей области свежими и качественными продуктами. Закончено проектирование модернизации Корсаковского порта. Компания «Росатом» приняла решение по созданию верфи в порту. Там будут выпускаться суда из композитных материалов для рыбопромышленной и туристической сфер. Также идет проектирование строительства многофункционального морского порта в районе села Новое Макаровского района и цементного завода. Строительство объектов начнется в будущем году. Идет работа по созданию лесоперерабатывающего комплекса. Заготовка леса будет идти в центральной части Сахалина, а переработка — в Корсаковском районе. Инвестор уже закупил первую линию по переработке леса.

— Сегодня регионы особое внимание уделяют семьям военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции. Расскажите о мерах поддержки, принятых у вас в области.

— Поддержка семей защитников, выполняющих воинский долг в зоне специальной военной операции, охватывает самый широкий круг вопросов: доставка продуктов и лекарств, оказание медицинских услуг, уход за пожилыми родственниками, устройство детей в детские сады и школы, поиск работы, ремонт жилья, юридические консультации, психологическая поддержка. За каждой семьей закреплены социальные работники. Помощь получили около трех тысяч семей. Предоставляются различные социальные выплаты и льготы. Так, военнослужащие по контракту и мобилизованные получают единовременную помощь в размере 300 тысяч рублей. Предусмотрена единовременная выплата на строительство или приобретение жилья для ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших, которые в нем нуждаются. Детям военнослужащих и сотрудников, погибших при исполнении обязанностей военной службы, производится оплата за обучение в образовательных учреждениях региона. Предусмотрена ежемесячная выплата в размере 5 тысяч рублей детям ветеранов боевых действий. Предоставляются льготы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

— Алексей Васильевич, вы являетесь куратором областного Минфина. В этом году ведомство стало победителем VI Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного финансового контроля» в номинации «Открытый и прозрачный контроль». На ваш взгляд, что позволило добиться победы?

— В основе государственной политики Российской Федерации лежит создание условий для доверия государства и общества как конституционного приоритета. Доверие, в свою очередь, предполагает определенную степень осведомленности населения о той политике, которая реализуется в субъекте. Контрольная деятельность органа контроля не является исключением.

Минфин области на постоянной основе размещает на интернет-ресурсах полную информацию о контрольной деятельности, начиная с планирования контрольных мероприятий и заканчивая реализацией итогов контрольных мероприятий. Кроме этого, орган контроля ведет большую работу по запросам и обращениям граждан. Вся информация о признаках нарушений при расходовании бюджетных средств, направляемая в орган контроля, подвергается тщательной проверке, по итогам которой в обязательном порядке гражданин получает официальную обратную связь.

Немаловажной составляющей является подключение органа контроля к платформе обратной связи. Этот ресурс обеспечивает интерактивное взаимодействие органов власти напрямую с населением для решения актуальных проблем в ускоренном режиме.

Не могу тут не отметить другой уровень взаимодействия, которое также позволяет обеспечивать открытость контроля. А именно взаимодействие на уровне субъекта органов внешнего и внутреннего государственного контроля, а также органов государственного и муниципального контроля, позволяющее осуществлять обмен опытом. А также взаимодействие между органами контроля всех уровней с правоохранительными органами, что позволяет пресекать незаконные действия по расходованию бюджетных средств.

В целом публичная доступность информации о деятельности органа контроля, достигнутая и поддерживаемая сегодня на высоком уровне, является результатом общей политики региона по обеспечению принципа открытости и прозрачности при осуществлении органами власти своих полномочий.

— В структуре Минфина функционирует департамент предварительного контроля. Как давно создан этот департамент? Каковы его задачи?

— История департамента предварительного контроля началась в 2002 году, когда встал вопрос о переходе на казначейскую систему исполнения регионального бюджета. У главного финансового управления Сахалинской области был выбор: либо создать региональное казначейство, либо передать функции исполнения бюджета на обслуживание в Управление федерального казначейства по Сахалинской области. Мы выбрали первый вариант. Так и появился отдел предварительного контроля. Со временем в связи с расширением функций его переименовали в департамент предварительного контроля.

Основная задача департамента — контроль за расходованием бюджетных средств, что достигается путем санкционирования операций со средствами областного бюджета — расходы производятся после проверки наличия и соответствия подтверждающих документов. Также департамент осуществляет контроль информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, организует исполнение судебных актов и решений налоговых органов.

В условиях казначейской системы исполнения бюджета усилился контроль за расходованием средств областного бюджета, что привело к значительному снижению нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств, повысилась платежная и финансовая дисциплина учреждений.

Подготовила О. В. Изутова

Поделиться