Версия для печати 706 Материалы по теме
Основа устойчивости бюджета: мобилизация доходов и качественное управление

Хайбуллинский район стал победителем XVI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество планирования и исполнения бюджета». О процессе формирования бюджета, его исполнении и других вопросах мы поговорили с Альмирой Фатиховной Шаяхметовой, заместителем главы администрации Хайбуллинского района по финансовым вопросам, начальником финансового управления.

— Альмира Фатиховна, сейчас для финансового управления наступила ответственная пора — планирование бюджета на следующий год. Как организован у вас данный процесс?

— Да, действительно, в данное время идет работа по формированию проекта бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Процесс организован, можно сказать, по классической модели. Прежде всего определяем все факторы, влияющие на доходную и расходную части бюджета, стараемся сохранять уровень первоочередных и социально значимых расходов, устанавливаем приоритеты по расходам. Также рассматриваем предложения об изменении показателей муниципальных программ, о повышении эффективности бюджетных расходов и др.

Кроме того, ежегодно постановлением администрации утверждается план-график разработки проекта бюджета на очередной год и на плановый период. В документе предусмотрен срок предоставления проекта бюджетной сметы с обоснованиями (расчетами) плановых показателей. При составлении проекта бюджета используем реестр расходных обязательств. Реестр помогает нам учитывать все расходные обязательства и оценивать объем средств бюджета, необходимый для их исполнения. Ведение реестра осуществляется путем внесения в единую информационную базу данных сведений о расходных обязательствах, обновления и (или) исключения этих сведений.

— Не менее важный этап бюджетного процесса — исполнение главного финансового документа. Каковы особенности данного этапа в текущем году?

— В начале текущего года исполнение консолидированного бюджета муниципального района осуществлялось в непростых условиях. С введением с 1 января 2023 года единого налогового счета налогоплательщика и единого налогового платежа изменились все сроки уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации и, соответственно, поступления платежей в бюджет по налоговым доходам. Установленный единый срок, 28-е число, не улучшил ситуацию с доходной базой бюджета.

К тому же в феврале Федеральное казначейство по распоряжению налоговых органов, ссылаясь на переплату, списало с единых счетов бюджетов муниципального района и сельских поселений 50,3 миллиона рублей. Однако информация о том, по каким налогам имеются переплаты и у каких налогоплательщиков, не была предоставлена. По нашему мнению, никогда по предприятиям нашего района переплат на такие значительные суммы, как, например, по налогу на доходы физических лиц — 48,8 миллиона рублей, не было.

Отсутствие информации однозначно усложнило работу. Если раньше в ежедневном порядке мы получали информацию от Федерального казначейства о расшифровке зачисленных доходов в бюджет района в разрезе юридических лиц (информация по индивидуальным предпринимателям и физическим лицам не предоставлялась), то с 2023 года мы этого ничего не видим. Вследствие чего отсутствует возможность мониторинга достижения показателей ежегодного роста налоговых доходов крупнейшими предприятиями, а также контроль обособленных предприятий в части уплаты налогов.

В настоящее время ситуация выравнивается. По состоянию на 1 августа 2023 года поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района увеличились почти на 53 миллиона рублей, или 13,6 процента к аналогичному периоду 2022 года. На указанную дату в консолидированный бюджет поступило 441,5 миллиона рублей (67,4 процента к годовому плану).

Также стоит добавить, что на протяжении последних лет исполнение бюджета осуществляется с профицитом. Профицит, отсутствие долгов у муниципалитета позволили нам сформировать подушку безопасности. Даже при дефицитном исполнении бюджета в течение года (прогнозируем дефицит более 400 миллионов рублей) накопленный запас нам позволяет достаточно оперативно решать проблемы и выполнять расходные обязательства района.

Вместе с тем район остается дотационным. Для решения всех проблем в районе, касающихся улучшения качества жизни жителей деревень и сел, средств бюджета недостаточно. Проблема финансового обеспечения муниципальных образований доходными источниками неоднократно и периодически обсуждается на различных уровнях. И мы очень рассчитываем, что предложения муниципалитетов о законодательном закреплении доли НДФЛ, передаваемой местным бюджетам, хотя бы на уровне 50 процентов будут услышаны. Кроме того, мы считаем, что необходимо изменить перераспределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в пользу местных бюджетов. Так, например, необходимо передать муниципалитетам поступления от налога на профессиональный доход, транспортного налога физических лиц, и хотя бы часть налога на прибыль предприятий.

— Пока вопрос о перераспределении налоговых доходов находится в стадии острой дискуссии, муниципалитетам приходится изыскивать дополнительные источники для пополнения своих бюджетов. Какие меры предпринимаете вы?

— Для обеспечения запланированных поступлений в бюджет, сбалансированности и устойчивости бюджета района у нас разработана дорожная карта по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов и увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов.

В результате выполнения всех мероприятий в 2022 году экономический эффект составил 41,5 миллиона рублей (при плане 34,7 миллиона рублей). За первое полугодие текущего года экономический эффект составил 18,6 миллиона рублей.

Дорожная карта включает в себя 41 мероприятие, направленное на поиск эффективных механизмов увеличения доходов бюджета, выполнение плана мобилизации налоговых и неналоговых доходов, качественное управление финансовыми ресурсами и имущественным комплексом.

Работаем по снижению недоимки — регулярно проводим индивидуальные беседы с неплательщиками-недоимщиками. Благодаря таким встречам в прошлом году дополнительно взыскано налогов 23 миллиона рублей. Регулярно проводим анализ по всем поступлениям. Из них наиболее ощутимые — НДФЛ, доходы от использования муниципального имущества, налоги на совокупный доход.

Работаем с индивидуальными предпринимателями по легализации трудовых отношений с работниками, по своевременной оплате налоговых и неналоговых платежей во все уровни бюджета.

— Как вы сказали, Хайбуллинский район — дотационный, бюджетных средств на решение всех вопросов местного значения не хватает. Но сегодня есть такие интересные инструменты, как инициативное бюджетирование, программа поддержки местных инициатив, с помощью которых к решению проблем привлекаются непосредственно сами жители. Вы используете в своей практике такие инструменты?

— Да, конечно. Мы с 2014 года реализуем мероприятия по поддержке местных инициатив. Такая практика показала свою эффективность, она позволяет объединить бюджетные ресурсы разных уровней бюджетной системы, средства физических и юридических лиц и направить их на решение приоритетных социально значимых проблем. За девять лет в районе реализован 101 проект общей стоимостью более 72 миллионов рублей. Из этой суммы средства бюджета республики составили порядка 47 миллионов рублей, муниципального — 14 миллионов, средства населения и спонсоров — 11,5 миллиона рублей.

В текущем году все 14 проектов нашего района прошли республиканский конкурсный отбор программ поддержки местных инициатив и успешно реализуются. Общая стоимость проектов в этом году составляет 17,3 миллиона рублей.

Подготовила М. И. Кулькова

Поделиться