Версия для печати 567 Материалы по теме
Лучшие практики увеличения неналоговых доходов от лидера

Все мы прекрасно знаем, что поступления основных налогов по большей части регулируются федеральными и региональными нормативными правовыми актами. То есть местное самоуправление не может заметно увеличить налоговый потенциал городского бюджета. Другое дело — неналоговые доходы.

Сергей Борисович Горбатюк, начальник Финансового управления города Новороссийска Краснодарского края

Конечно, доля неналоговых доходов в структуре муниципальных бюджетов не так велика. Для примера, в общем объеме доходов Новороссийска в 2022 году они составили 11,99%. Но именно в наращивании данного вида бюджетных финансовых ресурсов кроются потенциальные резервы увеличения доходов без усиления давления на экономику.

В Новороссийске реализовано более 10 практик, направленных на увеличение неналоговых доходов, что сделало наш город лидером в этом направлении среди муниципалитетов Краснодарского края. Эти решения помогли нам привлечь в городской бюджет с 2014 года дополнительно 334,2 миллиона рублей. Об основных из них я бы и хотел рассказать.

Опоры.jpg

Плата за использование опор наружного освещения

С 2014 года мы взимаем плату с операторов проводной и беспроводной связи за размещение оборудования и линий связи на объектах муниципального имущества — опорах наружного освещения. Ее размер составляет 2525 рублей в год за одну опору. Дополнительные поступления за весь период действия услуги составили 92,7 миллиона рублей. В 2022 году доход города от использования опор наружного освещения не по прямому назначению составил 17,6 миллиона рублей, динамика сборов положительная. Это достигнуто за счет увеличения количества заключенных договоров и проведения претензионной работы с операторами, допустившими бездоговорное использование.

В этом году структурные подразделения администрации и привлеченные на аутсорсинг сторонние организации начали инвентаризацию существующих линейных объектов, выявление бесхозных опор для установления собственников или принятия объектов в муниципальную собственность. На основании проведенных мероприятий были выявлены нарушители, которые использовали опоры без заключения договоров. Все это позволило увеличить поступления в местный бюджет в том числе за счет подачи исковых заявлений в суды.

Инвентаризация 2023–2024 годов разделена на пять этапов по количеству внутригородских районов. Ее итогом станет интерактивная цифровая карта системы опор наружного освещения, которая позволит вести постоянный мониторинг, позволяющий в том числе не допустить бездоговорное использование.

Впрочем, увеличение доходов бюджета — это не единственный эффект, который получил город от реализации программы использования осветительных опор. Мы смогли добиться улучшения архитектурно-эстетического облика города за счет реализации типовых инженерных решений. Не менее важно и то, что мы договорились с операторами связи о предоставлении ими трафика своих волоконно-оптических линий связи для обеспечения функционирования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на безвозмездной основе.

PHOTO-2023-08-25-19-44-16.jpg

Плата за размещение нестационарных торговых объектов

Развитие нестационарной торговли — мера поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако и здесь есть потенциал для увеличения доходов бюджета.

С 2017 года мы стали заключать договоры на предоставление мест арендаторам под нестандартные торговые объекты. Ранее они выделялись на безвозмездной основе, однако в связи с внесением изменений в федеральное законодательство, регламентирующее взимание платы за предоставление мест для НТО, мы смогли утвердить порядок и методику расчета платы. Она включает в себя кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с государственной оценкой земель населенных пунктов. Для максимальной прозрачности процессов выставляем места на электронные торги, победители которых и получают право на размещение нестационарных торговых объектов.

Мы постоянно работаем над актуализацией информации о потенциальных площадках для размещения. Как и в предыдущей программе, использование типовых инженерных решений положительно сказывается на облике города. Еще одно обязательство арендаторов — надлежащее санитарное содержание прилегающей территории.

Плата за прием поверхностных сточных вод

В 2018 году мы начали брать деньги за прием поверхностных сточных вод. Эта услуга предусмотрена постановлением Правительства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения. На данном этапе мы взимаем утвержденную администрацией города плату с владельцев крупных площадей земельных участков, используемых под коммерческие услуги. Ее размер мы рассчитываем исходя из сведений Гидрометеобюро о среднем объеме выпавших осадков на территории муниципального образования, площади и качественных характеристик (грунтовое или асфальтобетонное покрытие) земельного участка, с которого идет сброс поверхностных сточных вод в городскую систему ливневой канализации.

С момента введения отдельной платы к настоящему моменту дополнительные поступления в бюджет составили 19,8 миллиона рублей. Сбор постепенно растет, так как специалисты администрации обследуют земельные участки, точки врезки сброса вод в городскую систему ливневой канализации, то есть держат ситуацию под постоянным контролем. В 2022 году услуга принесла муниципальному бюджету 5,9 миллиона рублей.

В связи с совершенствованием законодательства о водоснабжении и водоотведении мы параллельно вносим изменения в городскую нормативно-правовую базу по заключению договоров на прием сточных вод.

parkovka-4.jpg

Муниципальное платное парковочное пространство

Платные парковки — общепризнанный инструмент регуляции трафика современного города. Введение платы за парковку способствует разгрузке улично-дорожной сети города и созданию комфортных условий для передвижения пешеходов и городского транспорта. А еще это порядок благодаря разметкам и регулярным объездам служб фиксации нарушений, уменьшение нарушений правил парковки, а также удобные проезды для экстренных служб в парковочных зонах.

К открытию платных парковок мы приступили в 2019 году. На сегодняшний день в городе 12 таких площадок, в том числе четыре плоскостные парковки закрытого типа (с огороженной территорией и пропускной системой через шлагбаум) и восемь придорожных парковок открытого типа. За время реализации проекта бюджет города дополнительно получил 54,2 миллиона рублей. Конкретно за прошлый год доход составил 18,8 миллиона рублей. В этом году сумма должна вырасти, так как в декабре 2022 года были открыты новые парковочные пространства открытого типа.

Введение платы за парковку способствует разгрузке улично-дорожной сети города и созданию комфортных условий для передвижения пешеходов и городского транспорта

В наших планах на ближайшее будущее:

1 Внедрение платной услуги технического присоединения к городской системе ливневой канализации, то есть врезки частных ливневок. Она позволит нам взимать плату за прием стока с владельцев индивидуальных жилищных строений и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. На данный момент мы уже провели паспортизацию системы ливневой канализации для будущего расчета платы за оказание услуги и предстоящих затрат.

2 В связи с введением в правила дорожного движения понятия «средство индивидуальной мобильности» произошло отделение электротранспорта от велосипедов, приводящихся в движение мускульной силой людей. Соответственно, точки кикшеринга больше не подпадают под пункт 25 постановления Правительства РФ от 3 декабря 2014 года № 1300, в котором указан запрет на взимание арендной платы с пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря. Так как в какой-то мере каждый электросамокат является самостоятельным пунктом проката, мы решили рассмотреть вопрос взимания платы с представителей прокатных организаций за брошенные самокаты вне парковочных мест, на территории зеленых насаждений или в местах массового скопления людей, где они мешают проходу граждан.

3 Для развития парковых территорий города Новороссийска мы разработали нормативные правовые акты для утверждения порядка и схем размещения нестационарных торговых объектов, в том числе аттракционов, в парках и скверах города. В перспективе это позволит привлечь еще больше дополнительных средств в доход городского бюджета.

С увеличением количества платных городских парковок остро встал вопрос неплательщиков. Для решения этой проблемы в 2019 году мы создали информационную систему коллегиальных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях в сферах благоустройства территорий и смежных сферах. В результате работы системы в 2021 году административная комиссия взыскала 15,6 миллиона рублей, а в 2022 году в бюджет города поступило уже 57,6 миллиона рублей. Такой прирост неслучаен и связан с работой новой системы автоматической фиксации нарушений по неуплате за размещение транспортного средства на парковочном месте. У нас работают комплексы «Дозор — М3», установленные на автомобилях, и стационарные камеры «Страж».

В настоящее время идет совершенствование программного комплекса. В частности, мы внедряем автоматическую фиксацию нарушений правил перевозки сыпучих и пылящих грузов. Ответственность за отсутствие специального укрывного материала предусмотрена местными правилами благоустройства. На сегодняшний день мы уже начали отправлять первые административные материалы нарушителям.

Не стоим на месте

В июне 2023 года в связи с планируемым масштабным строительством дорог местного значения в Новороссийске появилась новая платная муниципальная услуга — подключение объектов придорожного сервиса (магазины, кафе, рестораны, пункты обслуживания автомобилей, рынки, автозаправочные станции, мотели, торговые комплексы) к автодорогам. То есть если у предпринимателя есть желание разместить на дорогах местного значения объекты придорожного сервиса, ему необходимо соблюсти требования действующего законодательства. Речь идет о соответствии проектной документации требованиям технических условий, требованиям безопасности при примыкании к автомобильным дорогам и так далее. А также при заключении договора — внести разовый платеж в бюджет. Он рассчитывается в соответствии с тарифами, прописанными в отдельном нормативном правовом акте. На данном этапе мы надеемся, что поступления в бюджет составят более 2 миллионов рублей.

Поделиться