Сергей Борисович Сиваев, кандидат технических наук, профессор Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского, факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ
Александр Максимович Абдуллаев, младший научный сотрудник, аспирант Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского НИУ ВШЭ
Если посмотреть на экономические предпосылки оказания услуги ливнеотведения, то следует понимать, что водоотведение поверхностных стоков требует, помимо базовых капитальных расходов на ее создание, также регулярных расходов на поддержание инфраструктуры водоотведения в работоспособном состоянии (операционные расходы). Кто-то из стейкхолдеров города должен нести такого рода расходы. В части публичных пространств было установлено: водоотведение — часть деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг, и оплачивать эту деятельность должны органы власти за счет бюджетных средств.
А если речь идет о земельном участке в частной собственности? Должен ли бюджет оплачивать услуги поверхностного водоотведения с данной территории? Ответ представляется очевидным — услуги отвода атмосферных осадков с земельного участка, не предназначенного для оказания публичных услуг, должен оплачивать собственник этого участка, который является в этом случае ключевым выгодоприобретателем. При этом собственником земельного участка могут выступать как физические лица, так и юридические. На сегодняшний день практика взимания платы с предприятий и организаций города все еще слабо распространена в российских городах, основным источником финансирования ливневой канализации остается бюджет городов. Таким образом, можно говорить о том, что расходы бюджета приводят к росту уровня благосостояния отдельных собственников земельных участков в результате снижения скорости износа их основных фондов под воздействием поверхностных стоков.
Будет ли при платном основании предоставления услуги ливневой канализации выполняться неисключаемость и что делать, если платежи за пользование услугой не будут производиться — эффект безбилетника? Будет ли возможность исключить централизованное водоотведение для недобросовестных пользователей? Теоретически подобные варианты возможны и, наиболее вероятно, будут побуждать собственников земельных участков к созданию собственной локальной системы отвода поверхностных стоков и их использования. В международной практике стимулируется сокращение нагрузок на централизованную систему отвода поверхностных вод путем повышения водопроницаемости земельных участков, создания элементов зеленой инфраструктуры.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти