19 сентября 2008 г. Госдума в первом чтении приняла проект федерального бюджета на 2009–2011 гг. При разработке основных параметров бюджета были использованы следующие макроэкономические показатели: ежегодные темпы роста ВВП 6,7–6,2%; постепенное снижение мировых цен на нефть, соответственно 95, 90 и 88 долл. за баррель; снижение уровня инфляции до 8,5% в 2009 г. и до 6,8% в 2011 г.
Доходы федерального бюджета на 2009 г. определены в сумме 10,9 трлн руб., на 2010 г. – 11,7 трлн и на 2011 г. – 12,8 трлн. За три года доходы федерального бюджета должны возрасти на 3 трлн руб.
Общий объем расходов федерального бюджета в 2009 г. предусмотрен в сумме 9 трлн руб., в 2010 г. – 10,3 трлн, в 2011 г. – 11,3 трлн. При этом в течение трех лет прогнозируется снижение темпов роста расходов по отношению к предыдущему году.
На финансирование национальной экономики в 2009–2011 гг. будет ежегодно выделяться более 1 трлн руб. Основную часть расходов планируется направить на финансирование долгосрочных федеральных целевых программ: в 2009 г. – 624,0 млрд руб., в 2010 г. – 763,0 млрд, в 2011 г. – 935,7 млрд. В составе расходов федерального бюджета впервые выделены средства на финансирование вновь принимаемых расходных обязательств: в 2009 г. – 1,6 трлн руб., в 2010 г. – 2,0 трлн, в 2011 г. – 2,2 трлн. Значительная часть принимаемых расходных обязательств будет направлена на развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной. Произойдет качественное изменение характера расходов на национальную оборону: значительно увеличены расходы, связанные с технической оснащенностью вооруженных сил РФ. В 2009–2010 гг. на эти цели дополнительно будет направлено около 130 млрд руб.
Также значительные средства пойдут на исследования и использование космического пространства; обеспечение конкурентоспособности гражданской авиационной техники отечественного производства; развитие научно-технологического потенциала страны; формирование инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья; ускоренное развитие атомного энергопромышленного комплекса; создание современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети.
По предложению Государственной Думы финансирование программы развития сельского хозяйства увеличено на 21,0 млрд руб. ежегодно: для поддержки АПК и развития села в 2009 г. будет выделено 120 млрд руб., в 2010 г. – 140 млрд, в 2011 г. – 146 млрд. Впервые за последние годы в федеральном бюджете на 2009 г. предусмотрено повышение финансирования культуры на 24,6% (13,2 млрд руб.).
Увеличен объем фонда финансовой поддержки регионов: в 2009 г. он составит 374 млрд руб., в 2010 г. – 400,0 млрд. Прирост межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов в 2009 г. составит 187 млрд руб. Среди социальных расходов бюджета – предоставление трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ. Эти средства будут в основном направлены на увеличение базовой части трудовой пенсии за три года в 1,7 раза.
На финансирование новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, которая вводится с 1 декабря 2008 г., в федеральном бюджете на 2009 г. предусмотрены средства в размере 114,1 млрд руб. исходя из увеличения фонда оплаты труда этой категории работников на 30%.
На финансирование образования в 2009 г. будет выделено 423 млрд руб., в 2010 г. – 469 млрд, в 2011 г. – 485 млрд. При этом расходы на образование в 2011 г. по сравнению с 2008 г. вырастут почти в полтора раза. На финансирование здравоохранения в 2009 г. будет направлено 341 млрд руб., в 2010 г. – 360 млрд, в 2011 г. – 365 млрд. Финансирование физической культуры и спорта будет существенно увеличено и составит в 2009 г. 13,8 млрд руб., в 2010 г. – 12,2 млрд, в 2011 г. – 9,8 млрд.
Объем Резервного фонда на конец 2009 г. прогнозируется в размере 5,1 трлн руб., объем Фонда национального благосостояния – 3,3 трлн руб.
Доходы федерального бюджета на 2009 г. определены в сумме 10,9 трлн руб., на 2010 г. – 11,7 трлн и на 2011 г. – 12,8 трлн. За три года доходы федерального бюджета должны возрасти на 3 трлн руб.
Общий объем расходов федерального бюджета в 2009 г. предусмотрен в сумме 9 трлн руб., в 2010 г. – 10,3 трлн, в 2011 г. – 11,3 трлн. При этом в течение трех лет прогнозируется снижение темпов роста расходов по отношению к предыдущему году.
На финансирование национальной экономики в 2009–2011 гг. будет ежегодно выделяться более 1 трлн руб. Основную часть расходов планируется направить на финансирование долгосрочных федеральных целевых программ: в 2009 г. – 624,0 млрд руб., в 2010 г. – 763,0 млрд, в 2011 г. – 935,7 млрд. В составе расходов федерального бюджета впервые выделены средства на финансирование вновь принимаемых расходных обязательств: в 2009 г. – 1,6 трлн руб., в 2010 г. – 2,0 трлн, в 2011 г. – 2,2 трлн. Значительная часть принимаемых расходных обязательств будет направлена на развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной. Произойдет качественное изменение характера расходов на национальную оборону: значительно увеличены расходы, связанные с технической оснащенностью вооруженных сил РФ. В 2009–2010 гг. на эти цели дополнительно будет направлено около 130 млрд руб.
Также значительные средства пойдут на исследования и использование космического пространства; обеспечение конкурентоспособности гражданской авиационной техники отечественного производства; развитие научно-технологического потенциала страны; формирование инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья; ускоренное развитие атомного энергопромышленного комплекса; создание современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети.
По предложению Государственной Думы финансирование программы развития сельского хозяйства увеличено на 21,0 млрд руб. ежегодно: для поддержки АПК и развития села в 2009 г. будет выделено 120 млрд руб., в 2010 г. – 140 млрд, в 2011 г. – 146 млрд. Впервые за последние годы в федеральном бюджете на 2009 г. предусмотрено повышение финансирования культуры на 24,6% (13,2 млрд руб.).
Увеличен объем фонда финансовой поддержки регионов: в 2009 г. он составит 374 млрд руб., в 2010 г. – 400,0 млрд. Прирост межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов в 2009 г. составит 187 млрд руб. Среди социальных расходов бюджета – предоставление трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ. Эти средства будут в основном направлены на увеличение базовой части трудовой пенсии за три года в 1,7 раза.
На финансирование новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, которая вводится с 1 декабря 2008 г., в федеральном бюджете на 2009 г. предусмотрены средства в размере 114,1 млрд руб. исходя из увеличения фонда оплаты труда этой категории работников на 30%.
На финансирование образования в 2009 г. будет выделено 423 млрд руб., в 2010 г. – 469 млрд, в 2011 г. – 485 млрд. При этом расходы на образование в 2011 г. по сравнению с 2008 г. вырастут почти в полтора раза. На финансирование здравоохранения в 2009 г. будет направлено 341 млрд руб., в 2010 г. – 360 млрд, в 2011 г. – 365 млрд. Финансирование физической культуры и спорта будет существенно увеличено и составит в 2009 г. 13,8 млрд руб., в 2010 г. – 12,2 млрд, в 2011 г. – 9,8 млрд.
Объем Резервного фонда на конец 2009 г. прогнозируется в размере 5,1 трлн руб., объем Фонда национального благосостояния – 3,3 трлн руб.
Елена КОЛНООЧЕНКО