В Саранске состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по бюджету. Обсуждались вопросы законодательного обеспечения межбюджетных отношений.
Тамара ТЕРЕШИНА
С 1 января 2009 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вступает в силу на всей территории России. В Мордовии система межбюджетных отношений, практически полностью соответствующая требованиям Федерального закона № 131-ФЗ, успешно действует уже 12 лет. Поэтому вполне закономерно, что именно в Саранске было решено провести совместное выездное заседание Комитета Совета Федерации по бюджету, Министерства финансов РФ и Министерства регионального развития РФ, в котором участвовали представители практически всех регионов страны – от Ставрополя до Камчатки. В Мордовию приехали председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е. Бушмин, заместитель министра регионального развития РФ А. Ракова, директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ А. Юрин.
Новую систему предоставления субсидий регионам разъяснила заместитель министра регионального развития РФ А. Ракова: «Главная цель новой системы – сократить разрыв в уровне и качестве жизни как в разных регионах, так и между жителями мегаполисов и сельских поселений. Существовавший механизм распределения субсидий работал неэффективно. Не было четких приоритетов, не существовало ясных правил их распределения. С 2008 г. на федеральном уровне началось реформирование механизмов предоставления субсидий, чтобы придать ему максимальную объективность, сконцентрироваться на приоритетах, предоставить регионам большую самостоятельность в распределении средств. Приоритетными признаны 12 направлений, а самым важным – развитие сельского хозяйства и сельских территорий. В числе приоритетов также образование, здравоохранение, ЖКХ, дорожное строительство».
Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ А. Юрин отметил, что на 2009 г. в федеральном бюджете предусмотрено 1,2 трлн руб. межбюджетных трансфертов. «Однако любая субсидия, – подчеркнул он, – это не пожизненное благо. Она предусматривает финансирование на определенный срок. Например, в течение пяти лет регион должен вывести конкретное направление на качественно новый уровень».
Кроме того, за субъектами РФ будет закреплено право формировать финансовые резервы и размещать их в надежных высоколиквидных активах. «В стране за последние годы очень многое сделано для развития и укрепления финансовой системы, – отметил в своем докладе Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин. – Что касается системы межбюджетных отношений, то у регионов, представителей органов власти на местах по-прежнему существуют разные точки зрения. Поэтому важно вести диалог, вырабатывать общие позиции». Н. И. Меркушкин подчеркнул: «Мы разделяем ту точку зрения, что регионы, которые активно работают, динамично развивают производство, социальную инфраструктуру, должны иметь реальную бюджетную поддержку федерального центра. Безусловно, позитивным считаем предложение о переходе на субсидирование по приоритетным направлениям, в рамках которых регионы сами смогут решать, куда именно и в каком объеме направлять средства». Глава республики выступил с рядом инициатив, которые призваны дать возможность реально помогать селу, стимулировать экономическое развитие сельских территорий. В частности, он предложил внести в Бюджетный кодекс изменения, дающие регионам право устанавливать дифференцированные нормативы отчислений от регулированных налогов в местный бюджет. Применение подобного принципа и к самим регионам способствовало бы выравниванию уровня и качества жизни территорий с разным экономическим и бюджетным потенциалом.
Председатель бюджетного Комитета Совета Федерации Е. Бушмин пообещал рассмотреть данные предложения. «Мордовия – это особый регион, – сказал он. – Я не раз бывал здесь, работая на разных должностях. И каждый раз удивлялся, как умеют тут проявлять инициативу, ищут современные подходы к решению проблем, как динамично развивается республика. И конечно, мощным рычагом развития во всех сферах жизни, особенно в сфере АПК, социальной инфраструктуры сельских территорий, стала продуманная и эффективная система межбюджетных отношений».
Тамара ТЕРЕШИНА
С 1 января 2009 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вступает в силу на всей территории России. В Мордовии система межбюджетных отношений, практически полностью соответствующая требованиям Федерального закона № 131-ФЗ, успешно действует уже 12 лет. Поэтому вполне закономерно, что именно в Саранске было решено провести совместное выездное заседание Комитета Совета Федерации по бюджету, Министерства финансов РФ и Министерства регионального развития РФ, в котором участвовали представители практически всех регионов страны – от Ставрополя до Камчатки. В Мордовию приехали председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Е. Бушмин, заместитель министра регионального развития РФ А. Ракова, директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ А. Юрин.
Новую систему предоставления субсидий регионам разъяснила заместитель министра регионального развития РФ А. Ракова: «Главная цель новой системы – сократить разрыв в уровне и качестве жизни как в разных регионах, так и между жителями мегаполисов и сельских поселений. Существовавший механизм распределения субсидий работал неэффективно. Не было четких приоритетов, не существовало ясных правил их распределения. С 2008 г. на федеральном уровне началось реформирование механизмов предоставления субсидий, чтобы придать ему максимальную объективность, сконцентрироваться на приоритетах, предоставить регионам большую самостоятельность в распределении средств. Приоритетными признаны 12 направлений, а самым важным – развитие сельского хозяйства и сельских территорий. В числе приоритетов также образование, здравоохранение, ЖКХ, дорожное строительство».
Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ А. Юрин отметил, что на 2009 г. в федеральном бюджете предусмотрено 1,2 трлн руб. межбюджетных трансфертов. «Однако любая субсидия, – подчеркнул он, – это не пожизненное благо. Она предусматривает финансирование на определенный срок. Например, в течение пяти лет регион должен вывести конкретное направление на качественно новый уровень».
Кроме того, за субъектами РФ будет закреплено право формировать финансовые резервы и размещать их в надежных высоколиквидных активах. «В стране за последние годы очень многое сделано для развития и укрепления финансовой системы, – отметил в своем докладе Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин. – Что касается системы межбюджетных отношений, то у регионов, представителей органов власти на местах по-прежнему существуют разные точки зрения. Поэтому важно вести диалог, вырабатывать общие позиции». Н. И. Меркушкин подчеркнул: «Мы разделяем ту точку зрения, что регионы, которые активно работают, динамично развивают производство, социальную инфраструктуру, должны иметь реальную бюджетную поддержку федерального центра. Безусловно, позитивным считаем предложение о переходе на субсидирование по приоритетным направлениям, в рамках которых регионы сами смогут решать, куда именно и в каком объеме направлять средства». Глава республики выступил с рядом инициатив, которые призваны дать возможность реально помогать селу, стимулировать экономическое развитие сельских территорий. В частности, он предложил внести в Бюджетный кодекс изменения, дающие регионам право устанавливать дифференцированные нормативы отчислений от регулированных налогов в местный бюджет. Применение подобного принципа и к самим регионам способствовало бы выравниванию уровня и качества жизни территорий с разным экономическим и бюджетным потенциалом.
Председатель бюджетного Комитета Совета Федерации Е. Бушмин пообещал рассмотреть данные предложения. «Мордовия – это особый регион, – сказал он. – Я не раз бывал здесь, работая на разных должностях. И каждый раз удивлялся, как умеют тут проявлять инициативу, ищут современные подходы к решению проблем, как динамично развивается республика. И конечно, мощным рычагом развития во всех сферах жизни, особенно в сфере АПК, социальной инфраструктуры сельских территорий, стала продуманная и эффективная система межбюджетных отношений».