Версия для печати 3279 Материалы по теме
владивосток вокзал
В Хабаровске завершил работу III Дальневосточный международный экономический форум. В этом году участниками мероприятия стали около 900 человек, из них более 120 – гости из 17 стран. Форум продлился два дня – с 30 сентября по 1 октября.
Елена ВОЛКОВА

Форум прошел под эгидой Государственной Думы РФ при участии межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье», ассоциации «Сибирское соглашение» и правительства Хабаровского края.
Девиз форума – «Стратегия-2020: региональное измерение». Действительно, форум практически полностью был посвящен проработке вопросов Концепции социально-экономического развития восточных регионов России до 2020 г. Главное направление Концепции – повышение уровня жизни и закрепление населения в регионе. О том, как этого достигнуть, говорили на пленарных заседаниях и шести круглых столах, где обсуждались вопросы демографической политики, развития транспорта, топливно-энергетического комплекса, природопользования и экологии.
Особое внимание участники форума уделили развитию транспортной инфраструктуры и транзитному потенциалу Дальнего Востока. В ближайшие два года федеральный бюджет планирует вложить 23 млрд руб. в строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Кроме того, в регионе будет проведена реконструкция железнодорожных станций, участков железных дорог, перехода через Амур у Хабаровска. Заманчивые перспективы связаны с Северным морским путем, который не только является одним из главных элементов российского присутствия в Арктике, но и в свете ожидаемых климатических изменений со временем может сыграть значимую роль в транзитных потоках.
Больше всего участников собрал круглый стол, посвященный стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока России в контексте формирования новой модели национальной экономики, ориентированной на развитие человеческого капитала.
В рамках федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья на нужды региона в 2009–2011 гг. будет выделено более 315 млрд руб. Безусловно, эти инвестиции принесут намного больший эффект, если к ним прибавить вклад инвесторов на местах в рамках государственно-частного партнерства.
Всего же в Хабаровском крае до 2025 г. планируется реализовать более 300 проектов с предполагаемым объемом инвестиций более 3 трлн руб. На первый взгляд, это достаточно большие средства. Но в регионе существует много объективных барьеров, среди которых – слабая инфраструктура, плохая экология, нерациональное использование природных богатств, что объясняется обособленным положением региона, сложной демографической ситуацией.
Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев обратил внимание участников форума на заметную разницу в темпах экономического роста благополучных и дотационных регионов. Фактический разрыв в величине ВВП на душу населения между такими территориями доходит до 80 раз. Такое положение негативно сказывается на социальном развитии. Тенденции роста реальной заработной платы и денежных доходов в стране и в регионе в целом совпадают, но темпы развития на Дальнем Востоке ниже, и разрыв не сокращается. Отстает субъект и по уровню потребления основных услуг, которые отражают качество жизни, а значит, и миграционную привлекательность. Между тем, по прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 г. число жителей Дальнего Востока может сократиться на треть, уменьшившись до 4,7 млн человек.
Привлечь россиян в регион можно с помощью надбавок к заработной плате и льгот по получению жилья. Однако зарплата на Дальнем Востоке ниже среднего уровня по стране. Что касается жилья, то, по данным Росстата, в прошлом году в Дальневосточном федеральном округе было построено всего 1,3 млн кв. м – 0,2 м на человека. В такой ситуации территории нужны специальные меры финансовой поддержки, и они уже принимаются. Сравнивая объемы финансирования, спикер Госдумы Борис Грызлов отметил, что если за 2004–2007 гг. на реализацию федеральной целевой программы было выделено менее 50 млрд руб., то за один только 2008 г. – около 40 млрд. По словам Б. Грызлова, в подходе государства к проблемам Дальнего Востока произошел перелом, что нашло отражение и в бюджете, и в деятельности всех министерств и ведомств.
Сегодня стратегия развития страны, связанная с изменением инфраструктуры территорий, в подавляющих объемах направлена на Дальний Восток и Сибирь. Через несколько лет условия жизни в регионе будут сопоставимы с европейскими, что послужит стимулом к притоку населения, а значит, коренным образом изменит экономику региона.
Поделиться