Версия для печати 4549 Материалы по теме
Место на карте
бревна
Есть на карте Калужской области место, где природа и человеческая фантазия сплетаются в одно целое, составляют неразрывное единство, дополняя и обогащая друг друга. В пойме живописнейшего отрезка реки Угры, в том самом месте, где, по преданию, в судьбоносном для страны 1480 г. русские дружины встретились с татарскими ордами и свергли ненавистное чужеземное иго, ныне высится завораживающая ажурная конструкция под названием «Маяк», сложенная из массивных стволов отживших вязов. На нее можно подняться по бревенчатой винтовой лесенке и осмотреть потрясающе красивые окрестности. Невдалеке слушает тишину «Николино ухо», появившееся на картине приугорского ландшафта двумя годами позже – в 2006 г.
Пройдя чуть дальше, можно на­ткнуться на сарай-обсерваторию, дом из шишковых стен и шишкового пола, а также двуглавого орла, пробуждающегося на масленицу и извергающего языки пламени. Рядом с орлом – жутковатая столбовая дорога, названная автором «Границы империи», с деревянными двуглавыми птицами и бородавчатыми богатырскими шлемами на вершинах столбов.
Все эти чудеса можно увидеть в полутора часах езды от Калуги в деревне Никола-Ленивец. Деревня практически умерла к концу прошлого тысячелетия. Заново открыли ее в начале 1990-х гг. московские художники Василий Щетинин и Николай Полисский, решившие устроить в этом отдаленном от суеты цивилизации уголке русского мира художественно-архитектурную артель. Вооружившись принципом «Искусство без бетона», новые никола-ленивецкие обитатели совместно с жителями окрестных деревень организовали партнерство «Никола-Ленивецкие промыслы» и стали возводить на лоне природы произведения ленд-арта, не нарушающие экологического равновесия. (Последнее очень важно, так как с 1997 г. часть этой территории входит в состав национального парка «Угра», сотрудники которого тщательно следят за сохранением природного и историко-культурного богатства области.)

Тленные шедевры
К 2006 г. возникла идея масштабного фестиваля, название которому придумать было не так уж сложно. К слову «Стояние», которым именуется про­изошедшее в этих местах великое историческое событие, добавилась приставка «арх», что означает «архитектурное».
После победы проекта в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» и оказанной Фондом Потанина в связи с этим материальной поддержки 17 архитектурных бюро представили в Никола-Ленивце свои тленные шедевры. Именно тленные (в материальном, а не в духовном отношении), ведь Никола-Ленивец – это зона онлайновой архитектуры. Объекты рождаются из природных материалов, уже отживших свой век, и гибнут, как живые существа, со смертью того, из чего они состоят. Прежние шедевры не восстанавливаются – на смену им каждый раз приходят новые.
Например, от фестиваля-2006 в Никола-Ленивце осталось далеко не все: давно нет поляны с гамаками, осенним ветром разрушило эффектный «Полумост надежды». Но зато летний фестиваль 2007 г. подарил новые произведения, выросшие в самых разных уголках 45-гектарного ленд-арт-парка и объединенные общим девизом «Граница». Шедевр «Шишкин дом» построили голландцы, в то время как студенты из разных стран мира проводили исследования относительно будущего столь интенсивно развивающегося архитектурного
парка.
Новые архобъекты появились в ленд-арт-парке этой зимой: теперь фестиваль проводится два раза в год. Ледяные столы и горки растаяли, зато «Дом над лесом» Анны Щетининой и «Базилика, Изба» Александра Константинова по-прежнему украшают окрестности. К сожалению, прилетевшая к весне и украсившая пейзаж в районе деревенской церкви во имя Святой Троицы сотня грачей к лету рассеялась, а вот воспламеняющаяся птица феникс (она же двуглавый орел) Николая Полисского, похоже, простоит еще долго.

Ковчег до потопа доведет
Всем этим многообразием ленд-арт-парк «Никола-Ленивец» был привлекателен до минувшего лета. Теперь он уже не такой, как был прежде. На его теле, словно изъеденном коро­едом (из-за разбросанности произведений по территории парка приходится ходить разными тропами, неминуемо возвращаясь на центральную дорогу), появляются все новые объекты. На сей раз это дома, основное предназначение которых не стоять, а плыть.
19 июля флотилия из пяти ковчегов под звуки музыки победной отплыла от Никола-Ленивецкого берега аккурат под самым «Маяком». Сопроводил это экстравагантное плавание в безгрешное будущее греховного человечества проливной дождь, подобный тому, что затопил землю в незапамятные времена ветхозаветного Ноя. Таким образом, обстановка весьма соответствовала теме нынешнего Архстояния: «Ноев ковчег».
Свои силы в изготовлении прогрессивного плавсредства, способного спасти живой мир от нависшей угрозы, в этом году попробовали пять архитектурных мастерских: три из России и по одной из Франции и Финляндии. Наиболее уютным гостям фестиваля показалось трехэтажное сооружение Владимира Плоткина с жилой цилиндрической частью. В ней все как в хорошем доме: кровать, книжные полки. Верхняя и нижняя палубы тоже не будут лишними при хорошей погоде. Современному Ною здесь все должно напоминать о его родном жилище: комфорт – дело первостепенной важности.
Совсем иной была художественно-инженерная конструкция французских участников (Francois Roche, Stephanie Lavaux). Их сложная спираль из белой парусины выглядела чем-то совсем неземным. По замыслу авторов, при движении по воде она должна была вращаться как межпланетная космическая станция. Можно представить себе состояние обитателей этой постоянно движущейся спирали, случись им действительно преодолевать бескрайние водные просторы.
На предмет практичности соревновались два плота – «Кондодом» Тотана
Кузембаева и финский B RAFT от Sami Rintala, Dagur Eggertsson, Vibeke Jenssen. Стены кондодома состоят из множества контейнеров, полых изнутри и поставленных друг на друга в шахматном порядке. Наружные стенки контейнеров выполнены из прозрачного пластика и заодно выполняют функции окон. Удобство данной конструкции в том, что в ящики можно положить сколько угодно вещей. Спать же обитателям кондодома придется на многоярусных кроватях, выстроенных вдоль двух стен. Дом очень вместителен. Финский B RAFT – это ладное деревянное строение, похожее на финскую сауну с бассейном. На его плоской крыше не то чтобы искусственный сад, но деревце все же растет. Скорее всего, зелень здесь символизирует продолжение жизни, напоминая об оливковой ветви, принесенной Ною голубем, впервые нашедшим заветную сушу после долгих месяцев скитаний по воде.
Еще один ковчег исполнен в устрашающем черном цвете. Скорее всего, вместе с потопом его автор ждет и похолодания, в условиях которого черный цвет, притягивающий солнечные лучи, окажется самым подходящим. Это плавсредство напоминает танк и подлодку одновременно. Александр Пономарев разработал конструкцию максимально герметичного плота, который снаружи может быть обит и крашеной фанерой, и железом, и черной резиной. Как на подлодке, здесь имеется люк, иллюминатор, спасательная шлюпка. Отвлекает от страшных мыслей лишь то, что на палубе устроено специальное место для салюта. Значит, радоваться жизни все же при­дется!

Мир этому дому, где человек лишь гость
Но пока дожди на планете Земля – явление временное, временны и обитатели этих пяти суденышек. В день плавания многим хотелось отправиться в опасное путешествие вниз по течению Угры от деревни Никола-Ленивец до соседних Звизжей. Правда, опасным его, похоже, сочли не столько сами путешественники, сколько сотрудники МЧС, на моторных лодках и байдарках кружившие вокруг кораблей этой слишком необычной флотилии. Однако плоты не сразу набрали подходящую для передвижения скорость. Пришлось шестами отталкиваться от прибрежных мелей, чтобы, выбравшись на стремнину, наконец-то отдаться воле стихии.
Николай Полисский сказал о фестивале так: «Главное в нашем искусстве – это сама жизнь. Она была здесь до нас и продолжается сейчас. Человек – часть жизни природы, и потому он вправе с ней сосуществовать. Ну не лосям же сохатым и волкам лохматым здесь все время ходить! Человек тоже имеет право. Место это населено с древнейших времен. Здесь жили, сено косили, предков хоронили и не испортили его. Но человек прав лишь тогда, когда смотрит и восхищается красотой, не нарушает ее, а дополняет. Гораздо хуже было бы, если бы вместо наших произведений здесь стояли коттеджи и ходили люди, которые чувствуют себя хозяевами жизни. Нет, здесь хозяйка – сама природа. И единственный способ спасти эту уникальную территорию – привить людям мысль о том, что они, люди, здесь только гости. Туристы приедут, посмотрят и уедут, а природа так и останется хозяйкой. Огромная благодарность от меня национальному парку “Угра” и лично его директору Валерию Петровичу Новикову...»

Дверца в детство

Интерес к летнему Архстоянию-2008 был огромным. Однако выражалось это не столько в числе гостей (из соображений сохранности уникальных ландшафтов поймы Угры широко фестиваль не рекламировался), сколько в количестве прибывших СМИ: «Вести», «НТВ», «Рен-ТВ», «Культура» – от телекамер приходилось прятаться. Кстати, гости отнеслись к увиденному по-разному. Эмоциональная оценка колебалась от восторга до ужасного разочарования.
Но если приехать в Никола-Лени­вец с хорошим настроем и задаться целью найти позитивные стороны ленд-арт-парка, то можно столкнуться с массой интереснейших вещей, которыми на самом деле парк богат. Думается, только здесь можно так безмятежно наблюдать за облаками, лежа или сидя на этих же облаках. (Подобная ассоциация сработает, разумеется, лишь в том случае, если вы обладаете богатой фантазией.) Созданная в этом году куратором фестиваля Антоном Кочуркиным «Площадка для наблюдения за облаками» с посадочными местами из белой сетки, натянутой таким образом, что издалека вся эта конструкция похожа на спустившиеся с неба белоснежные шапки или сугробы снега, – самое настоящее воплощение заветной детской мечты. Так что для тех, кто готов открыть в своем сердце волшебную дверцу в давно забытое детство, ленд-арт-парк Никола-Ленивец – самое подходящее место.

Материл подготовила Наталия Ливанова
Поделиться