Версия для печати 16968 Материалы по теме
Здание Минфина
Основные направления налоговой политики на 2008–2010 гг., разработанные в 2007 г. Министерством финансов РФ и одобренные Правительством РФ, – это первый в налоговой сфере документ на среднесрочную перспективу, доведенный до сведения субъектов РФ и рекомендованный при подготовке бюджетных проектировок на предстоящий период. Он содержит основные задачи и предлагаемые изменения налогового законодательства для использования в работе над расчетами прогнозов доходов бюджетов субъектов РФ.
Наталья КОМОВА, заместитель директора Департамента по налоговой и таможенно-тарифной политике Министерства финансов РФ

Повышенный интерес финансистов к налоговой политике постоянно ощущается по тем обращениям, которые поступают из министерств финансов и финансовых управлений субъектов РФ. Причем это не только запросы, касающиеся порядка применения специальных режимов налогообложения, налога на добавленную стоимость при получении налогоплательщиками субвенций, но и предложения конструктивного характера в части взаимосвязей всех субъектов налоговых отношений.
Следует отметить, что основные задачи, которые в свое время были заявлены как стратегические, – снижение налоговой нагрузки, прозрачность налогообложения, простота администрирования налогов – сохраняются на перспективу. Кроме того, данные направления работы активно пропагандируются бизнес-сообществом и налогоплательщиками. Однако они должны быть увязаны с задачами, поставленными в отношении бюджетных проектировок, в числе которых – обеспечение и наполнение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов и муниципалитетов. Таким образом, решение вопроса по снижению налогового бремени не должно мешать адекватному наполнению доходной части бюджетов. Это возможно за счет эффективного администрирования сбора налогов, понятных правил налогообложения и для налогоплательщиков, и для налоговых органов.
Направления работы, указанные в вышеназванном документе, являются базовыми и для тех целей, которых предполагается достичь не только в период до 2011 г., но и в дальнейшем. Это как концептуальные подходы к налогообложению по конкретным налогам (налогу на прибыль, специальным налоговым режимам, НДС, НДФЛ, НДПИ и т.д.), так и тематические подходы к решению тех или иных конкретных задач в разрезе специальных направлений: например, стимулирование инновационной деятельности, поддержка социальных программ, совершенствование работы фондовых рынков и биржевой торговли, вопросы международного налогообложения.
Таким образом, задачи, заявленные на 2008–2010 гг. в сфере налоговой политики, дополнены в основных направлениях ее развития на период 2009–2011 гг., которые уже сейчас планомерно реализуются в законопроектах, предложенных Правитель­ством РФ.
Согласно поставленным целям Минфином России подготовлены пред­ло­жения по трансфертному ценообразованию и консолидированной группе нало­го­плательщиков. Это вопросы, непосредственно влияющие на сбор налога на прибыль, который поступает в определенной части в доходы бюджетов субъектов РФ и формирует налоговую базу. Сложность здесь в том, чтобы найти баланс интересов налогоплательщиков, бюджета и соблюсти нормы администрирования. По трансфертному ценообразованию готовится серьезный пакет поправок в ст. 20 и 40 ч. 1 Налогового кодекса, чтобы насколько возможно проще сформулировать правила, которыми будут руководствоваться налогоплательщики и которые позволят налоговым органам в пределах их компетенции корректировать рыночные цены для целей налогообложения.
Проблемы российского рынка и международная ситуация в сфере ценообразования (особенно это касается биржевых товаров, таких как лес, металл, нефть) затрудняют определение зависимости справедливого налогового бремени и поступлений, ожидаемых от налога на прибыль. Поскольку сделки, которые осуществляют налогоплательщики, очень разнообразны, не всегда получается выработать универсальный подход и четко прописать в Налоговом кодексе порядок установления цен для целей налогообложения с учетом всех особенностей взаимоотношений налогоплательщиков.
Другой вопрос, который связан с трансфертным ценообразованием и касается налога на прибыль, – консолидированная уплата этого налога. В Основных направлениях налоговой политики до 2011 г. поставлена задача совершенствования порядка исчисления и уплаты налога на прибыль в виде разработки предложений по введению института консолидированного
налогоплательщика. Отдельные действующие сегодня позиции будут сохранены: например, распределение поступлений налога на прибыль – это распределение по понятным, легко подсчитываемым критериям, таким как стоимость основных производственных фондов и численность каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков. Кроме того, поскольку Россия активно интегрируется в мировое экономическое сообщество, какие-то нюансы неизбежно будут заимствоваться из мировой практики – в тех аспектах, которые подходят для российской налоговой системы. Консолидированный механизм уплаты налогов для управления оборотными средствами – достаточно эффективный инструмент, поэтому налогоплательщики стремятся реорганизовать компании с целью минимизации налоговых обязательств; в результате часть подразделений переходит на специальные режимы, а часть корректирует убытки, что при сборе налога на прибыль является сложным моментом администрирования. Институт консолидированного налогоплательщика, при котором в каждом субъекте РФ будет лицо, ответственное за уплату всех налогов, с предоставлением необходимых отчетных документов, деклараций и информации об оборотах для целей налогообложения в рамках одной группы налогоплательщиков, должен дать более прозрачный и простой механизм как для администрирования, так и для взаимоотношений с налоговыми органами.
Особое внимание привлекает налог на добавленную стоимость. Он не зачисляется в бюджеты субъектов РФ, и, возможно, поэтому одним из аргументов для получения дополнительных доходов субъектов РФ является введение вместо НДС налога с продаж. Вместе с тем сегодня одним из приоритетных направлений налоговой системы является ее стабильность, и заменить такой значимый для консолидированного бюджета налог другим налогом с совершенно иными правилами взаимодействия между субъектами налоговых отношений представляется невозможным.
Следующий вопрос, касающийся всех субъектов РФ, – специальные налоговые режимы. За последние пять лет выявились позитивные тенденции по применению упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и сельхозналога. Безусловно, это шаг навстречу малому бизнесу, и поправки, которые периодически вносятся в действующее законодательство, совершенствуют установленный порядок. Субъекты РФ активно предлагают свои поправки, и часть из них находит отражение в принимаемых законопроектах (уточнение перечня видов деятельности, по которым применяются специальные налоговые режимы, совершенствование патентного порядка уплаты налога по упрощенной системе, сокращение отчетности). Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и сельхозпроизводителей отменены налоговые декларации по отчетным периодам и расширен перечень видов деятельности для работы по патенту. По ЕНВД поступает много предложений в отношении прав субъектов РФ по определению перечней деятельности, подпадающей под этот режим налогообложения, в частности в отношении упрощения положений, вызывающих трудности у налогоплательщиков (определение доходности, терминов и понятий). Имеются и технические трудности, усложняющие работу по тем системам, которые изначально были заявлены как наиболее привлекательные для налогоплательщиков в силу простоты уплаты налогов – по сравнению с тем же налогом на прибыль или НДС.
Одним из доходных источников бюджетов субъектов РФ является налог на доходы физических лиц. В отношении НДФЛ особенно остро ощущается двойственность задачи: одновременное снижение налоговой нагрузки на граждан (особенно многодетных, больных и т.п.) и обеспечение поступлений этого налога в бюджет. Снижение налоговой нагрузки в какой-то степени достигается через налоговые вычеты, в частности через увеличение их суммы. Одно из последних решений – повышение вычета на детей с 600 до 1 000 руб. Данному вопросу посвящен специальный закон о внесении изменений в ст. 218 Налогового кодекса, определяющий правила предоставления такого вычета. Поначалу правительство планировало увеличить сумму вычета на 200 руб. и выделило на эти цели около 10 млрд руб., но, поскольку сумма возросла, выросли и потери доходов бюджетов. То же касается увеличения суммы с 20 до 40 тыс. руб. для стандартного налогового вычета.
Следующим направлением работы на период до 2011 г. и дальнейшую перспективу являются вопросы налого­обложения ценных бумаг (по налогу на прибыль и НДФЛ) и дивидендов. 1 января 2008 г. уже принято решение о нулевой налоговой ставке для целей налога на прибыль по дивидендам, которые получают организации, – правда, при соблюдении достаточно жестких условий. Соответствующая норма в гл. 25 Налогового кодекса уже есть. Особое внимание уделяется налогообложению
доходов, которые российские организации получают из-за рубежа. Минфин России уже подготовил перечень государств, которые предоставляют наиболее льготный режим налогообложения (оффшорные зоны), и они взяты под контроль.
Отдельное направление – корректировка и совершенствование норм, установленных в гл. 25 Налогового кодекса в отношении доходов иностранных организаций, и норм, содержащихся в международных соглашениях и касающихся устранения двойного налогообложения. В последнее время подписано множество международных соглашений, являющихся наиболее адекватными для целей поступления налогов именно в бюджет России.
Особое внимание уделяется и налогообложению инвестиций, причем не только инвестиций прямого назначения, но и тех, которые связаны со сферой новых технологий и инноваций. На первом этапе реализации основных направлений налоговой политики, принятых на 2008–2010 гг., в этой области решены два вопроса. Первый касается НДС, от которого освобождаются все операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере новейших технологий, все лицензии и права, которые Россия приобретает по программному обеспечению и по всем видам прав по лицензионным договорам. Второй связан с налогом на прибыль и амортизацией. Так, коэффициент амортизации, применяемый для целей налогообложения, повышен до трех по основным средствам, используемым для инновационной деятельности. Это только первый шаг, но тема амортизации очень актуальна в части налогообложения, учитывая тот факт, что в российской экономике оборудование достаточно изношенное. Поскольку налогоплательщики по налогу на прибыль стремятся к ускоренной амортизации, постоянно обсуждается оптимальная  адекватная структура формирования расходов по амортизации. В Основных направлениях налоговой политики на 2009–2011 гг. предлагается переход к амортизации основных средств по так называемым группам, или пулам, – то есть формирование основных средств по видам. Однако, чтобы перейти на амортизацию по группам, как было в советское время, требуется скорректировать базу подсчета стоимости основных средств в зависимости от их изношенности. Поэтому, чтобы установить равно напряженную налоговую нагрузку для всех участников, формирующих прибыль, нужно ориентироваться в том числе на стоимость, которая принимается за основу для определения суммы амортизации.
Интересы субъектов РФ в части получения доходных источников затрагивает и введение налога на недвижимость. Ускоренный вариант решения вопроса рыночной оценки стоимости объектов недвижимости в стране не самый лучший, поскольку он коснется непосредственно российских граждан. Это задача как минимум на период до 2011 г., а может быть, и на более далекую перспективу.
Практика взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков показывает, что нормы, определенные в ч. 1 Налогового кодекса в отношении прав налоговых органов, в ряде случаев достаточно сложны для исполнения. Большинство спорных вопросов между налоговыми органами и налогоплательщиками разрешается в судах всех инстанций. Поэтому в 2008–2009 гг. в некоторые статьи ч. 1 Налогового кодекса предполагается внести ряд изменений, регламентирующих налоговые проверки и перечень требуемых документов.
От успешной работы налоговых органов зависит стабильное поступление налогов в бюджет. Поэтому Минфин России учитывает предложения Федеральной налоговой службы по применению тех или иных налогов и режимов, хотя иногда они кажутся достаточно жесткими: именно перед налоговыми органами стоит задача сбора налогов, а чем выше их собираемость, тем больше возможностей работать с инструментами, которые в конечном счете обеспечивают успешное бюджетное планирование.
Поделиться