25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5159 Материалы по теме
игорь ковалев
Применение передовых инновационных технологий и инструментов управления позволяет без существенного увеличения финансовых затрат обеспечить формирование муниципального задания.
Игорь КОВАЛЕВ, начальник управления экономического развития администрации города Рязани

При реализации законодательных новаций и внедрении новых механизмов финансового и административного управления мы неоднократно сталкивались с проблемой адекватного отображения не только буквы, но и духа нововведений. Причины могут быть различны – начиная с неприспособленности механизма к местным особенностям и заканчивая различными трактовками способов реализации нормативных актов непосредственными исполнителями.
Сегодня перед нами стоит задача завершить внедрение результативных механизмов управления бюджетными средствами города Рязани. Основные этапы бюджетной реформы по выделению муниципальных услуг, стандартизации и регламентации процессов предоставления услуг, а также расчету стоимости этих услуг для городского бюджета уже пройдены. Логическим завершением процесса реформирования станет объединение всех элементов результативного управления в единую систему муниципальных заданий и нормативное закрепление ориентации на результат каждого бюджетного рубля.
С другой стороны, никто не отменял задачи повышения эффективности работы администрации в рамках проводимой административной реформы. Практика показала преимущества внедрения административных регламентов и автоматизации управленческих процессов. Так, в администрации города Рязани жестко регламентирован и автоматизирован процесс формирования адресной инвестиционной программы. Первые результаты позволяют говорить о повышении производительности труда непосредственных исполнителей, сокращении объема документооборота.
Практическое внедрение процессного подхода в муниципальную систему управления дает возможность гарантированно решать управленческие задачи. Поэтому при формировании единой системы муниципальных заданий мы решили соединить направления бюджетной и административной реформы в целях повышения эффективности и жизнеспособности процесса результативного управления.
Прежде чем перейти к описанию результатов процесса формирования муниципальных заданий, отмечу две группы проблем, с которыми мы столк­нулись. Первая группа – методологические проблемы, связанные с отсутствием четких принципов разработки заданий, типовых рекомендаций или типовых примеров. Все, что предлагается в качестве исходной информации, – это определение задания (ст. 6 Бюджетного кодекса) и требования к структуре задания (ст. 69.2). В таких условиях муниципальные задания превратятся в набор формальных нежизнеспособных документов, что неприемлемо.
Вторая группа – организационные проблемы. Основная сложность, с которой мы столкнулись, – необходимость донести идею бюджетирования, ориентированного на результат, до каждого исполнителя. Администрация города, экономический и финансовый органы воспринимают внедрение уп­рав­ления по результатам как единственный вектор модернизации системы муниципального управления, поскольку они на себе «прочувствовали» все преимущества этого механизма. При этом нужно приложить много усилий, чтобы обучить специалистов эффективно, своевременно и качественно разрабатывать муниципальные задания, поскольку такое поручение сотрудники часто воспринимают как дополнительную нагрузку. Результат предсказуем: либо будут сорваны сроки, либо пострадает качество выполнения не только поставленной задачи, но и текущей работы.
Мы сделали решительный шаг и сформировали систему муниципальных заданий на основе процессного подхода. Прежде всего был регламентирован сам процесс формирования муниципального задания, четко определены все его элементы, а также формализован результат, нормативно закрепляющий задание. Необходимо отметить, что учет всех тонкостей данного процесса в различных отраслях хозяйства достаточно трудоемок, поэтому ответ на вопрос об автоматизации процесса был однозначным. Оставалось лишь решить, автоматизировать его самим или воспользоваться готовыми программами.
Анализ рынка программного обеспечения показал, что выбора особого нет, если не считать эксклюзивные дорогостоящие предложения. Мы остановились на типовом решении, представленном в виде веб-сервиса «Калькулятор муниципальных заданий» на сайте www.mzservice.ru. Функционал веб-сервиса отвечал требованиям регламента формирования муниципальных заданий, а по отдельным элементам предоставлял даже больше возможностей, чем нам требовалось. Это касается и формы муниципального задания, и методов расчета как по объемным, так и по финансовым показателям.
Но самой ценной для практической работы оказалась возможность методологического сопровождения непосредственного исполнителя на каждом этапе процесса формирования муниципального задания, а также возможность доступа к примерам лучшей практики на территории России. Когда видишь, как выделены муниципальные услуги в другом городе за тысячи километров или как сформированы задания для отраслей социальной сферы и отдельно для отраслей городского хозяйства, лучше понимаешь особенности этого процесса и можешь выбрать наилучший вариант решения для своего города.
Ниже я подробнее остановлюсь на организации процесса в администрации города Рязани. С точки зрения системы управления выстраивание единой пошаговой технологии процесса формирования муниципального задания, с одной стороны, способствует быстрому обучению непосредственных исполнителей, с другой – обеспечивает жесткую дисциплину выполнения этих процессов. Если исполнитель не ввел необходимые данные на какой-либо критической точке процесса формирования муниципального задания, он не сможет работать дальше и не получит ожидаемого результата.
Здесь возможны два варианта: либо исполнитель не до конца освоил технологию процесса и возвращается к анализу и изучению примеров правильного выполнения процесса, либо он прибегает к помощи группы специалистов-разработчиков веб-сервиса по телефону «горячей линии» или электронной почте. В любом случае исполнитель доходит до конечного состояния процесса и получает гарантированный результат – сформированное муниципальное задание. Как показывает практика, при повторном прохождении всех этапов процесса трудностей у исполнителя уже не возникает, напротив, начинает проявляться творческий подход, и качество муниципальных заданий существенно возрастает.
Но как оценить эффективность выбранного пути? Прежде всего критерием служит соответствующий требованиям уровень квалификации специалистов, отвечающих за формирование муниципального задания. Отмечу, что нужного уровня нам удалось достичь без существенных финансовых затрат, затрат собственного времени и административного ресурса. Другой важный аспект – существенное сокращение временных затрат специалистов на формирование муниципального задания, следствием которого стало получение результата поставленной управленческой задачи практически по всем направлениям.
И наконец, что немаловажно, у нас появился полноценный инструмент управления процессом. Я четко знаю, какие из отраслей успешно справились с поставленной задачей, а какие «застряли» и пытаются разобраться с новыми правилами или вообще не приступали к работе. Но наша позиция достаточно жесткая: если сотрудник ГРБС не может работать по установленным регламентам, речь о повышении уровня стимулирования идти не будет.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно