Версия для печати 14619 Материалы по теме
коллеги
16 сентября 2008 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание комитета финансов ассоциации «Северо-Запад». На заседании присутствовали представители финансовых органов и других органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, отдельных муниципальных образований, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, исполнительного комитета ассоциации
«Северо-Запад», Сообщества финансистов России, а также представители науки из Санкт-Петербурга, Москвы и Вологды.
Зинаида ЕВСЕЕНКОВА

В повестке дня заседания значилось четыре вопроса:
1. Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2009–2011 гг. О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 г.  на плановый период 2010 и 2011 гг.».
2. О ходе реализации Федерального закона № 131-ФЗ. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации в условиях реализации реформ местного самоуправ­ления.
3. О результатах научно-исследо­вательской работы «Состояние
и проблемы финансово-бюджетной безопасности в субъектах Северо-Запада РФ».
4. Презентация комплексной программы «Государственная поддержка граждан на рынке финансовых услуг».
С приветственным словом к участникам заседания обратилась вице-президент, председатель исполкома ассоциации «Северо-Запад» Е. В. Хазова, которая пожелала участникам плодо­творной работы.
Выступившая по первому вопросу повестки дня заместитель начальника Департамента финансов Вологодской области В. Н. Артамонова доложила, что на прошедших в Москве публичных слушаниях министр финансов РФ подробно рассказал о формировании проекта федерального бюджета на 2009 г. Основные параметры федерального бюджета предопределялись ключевыми макроэкономическими показателями прогноза социально-эко-
но­мического развития Российской Фе­де­рации на среднесрочную перспективу, целевыми ориентирами денежно-кредитной и долговой политики, предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и услуги ЖКХ.
Планирование расходов осуществлялось в формате «скользящей трехлетки» раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в соответствии с принципами безусловного исполнения принятых расходных обязательств.
В. Н. Артамонова отметила положительные стороны проекта федерального бюджета: обеспечение финансовой стабильности в стране, наращивание инвестиций в сфере здравоохранения, образования, выделение субсидий предприятиям сельского хозяйства, рост межбюджетных трансфертов, прежде всего на пенсионное обеспечение,  национальную культуру, запланированы расходы на капитальный ремонт зданий вузов и общежитий.
В дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрены деньги на поддержку стабильности бюджетов субъектов РФ, которые испытывают недостаток финансирования на неотложные расходы, а также средства на поощрение тех субъектов РФ, которые достигли хороших показателей в социально-экономическом развитии региона. Однако расходы федерального бюджета растут в среднем на 28%, а дотация на выравнивание – лишь на 13%.
Затем В. Н. Артамонова остановилась на тех проблемах, которые, по мнению Вологодской области, не нашли отражения в бюджете на 2009 г. Субъектам РФ необходимо компенсировать выпадающие доходы от уплаты налога на игорный бизнес в связи с вступлением в силу Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», зачислять в полном объеме в бюджеты субъектов РФ суммы денежных взысканий за нарушение лесного законодательства, а также штрафы за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых органами власти субъектов РФ. Кроме того, нужно увеличить размер субсидий субъектам РФ из Фонда софинансирования социальных расходов на поддержку дорожного хозяйства на 2009 г. в два раза, поскольку дороги не отвечают современным требованиям и нуждаются в капитальном ремонте, растет их протяженность.
Завершается переходный период реформы местного самоуправления. Однако у муниципалитетов осталось много нерешенных проблем. Субъектам РФ необходимы субсидии для компенсации расходов региональных и местных бюджетов на проведение мероприятий по описанию границ муниципальных образований, разработке и утверждению генеральных планов поселений, городских округов, оформлению права собственности и технической документации на объекты муниципального имущества и дорог. Недостаточно средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в частности инвалидов и ветеранов ВОВ, а также на приобретение жилья для тех категорий граждан, у которых данное право удостоверяется государственным жилищным сертификатом (в связи с увеличением стоимости 1 кв. м общей площади в субъектах РФ).
Заместитель председателя комитета финансов Новгородской области В. Н. Смирнова поделилась достижениями и проблемами своего региона. Хорошо идет исполнение доходной части бюджета, однако федеральные органы принимают решения о дополнительных льготах по налогам без компенсации выпадающих доходов. Примером здесь может служить налог на доходы физических лиц: увеличились социальные вычеты из налогооблагаемой базы – это хорошо для граждан, но бюджет недополучит доходы. Всего по области из-за льгот, предоставленных федеральными органами, выпадает 890 млн руб. налогов. Новгородская область выступила с предложением увеличить ставку отчисления налога на прибыль до 18,5% или передать субъектам РФ налог на добавленную стоимость по нормативу 15%. На повышение зарплаты работникам бюджетных учреждений также необходима компенсация, поскольку в субъектах РФ таких средств нет.
Заместитель главы администрации – начальник главного финансового управления Псковской области Т. А. Баринова добавила, что средства необходимы не только на повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений на 30% – значительно больше их потребуется на увеличение минимального размера оплаты труда.
Начальник отдела анализа и прогнозирования доходов комитета фина­нсов Ленинградской области Л. В. Королева доложила, что область передала районам и городским округам транспортный налог в размере 15%, а со следующего года городским округам, районам и поселениям будет передано 50%; доходы муниципалитетов выполняются успешно. Она рассказала, что субъект испытывает трудности с исполнением доходной части бюджета и привела пример распределения налога на акцизы: на территории области данный налог поступает в сумме 16,4 млрд руб. (удельный вес акцизов области в федеральном бюджете составляет 5,7%), а бюджет области получает лишь 2,6 млрд, или 0,9%. Также Л. В. Королева предложила отнести транспортный налог к местным налогам.
По второму вопросу повестки дня заседания выступил заместитель губернатора – начальник Департамента государственной службы и вопросов местного самоуправления правительства Вологодской области И. П. Даценко. Он сообщил, что в регионе к реализации Федерального закона № 131-ФЗ приступили с 1 января 2006 г.: создана законодательная база, переданы полномочия, 80% муниципальных образований составляют и исполняют свои бюджеты самостоятельно. В области прошли обучение 1/3 всех муниципальных служащих. Обязательное обучение раз в три года проходят главы администраций, их заместители, юристы. Однако проблема кадров остается сложной.
Существует обратная связь субъекта с муниципалитетами. Проводятся зональные совещания, где губернатор собирает глав всех муниципальных образований. Создана рабочая группа, в которую вошли по одному представителю от каждого муниципального образования; на заседаниях группы рассматриваются самые насущные вопросы. В этом году будет заслушана стратегия развития всех 26 муниципальных районов области. Со следующего года такая работа начнется с поселениями. Один раз в квартал выходит бюллетень местного самоуправления, в котором отражаются рекомендации для муниципалитетов. Ведется работа с зарубежными партнерами.
Необходимо развитие территорий местного самоуправления. Однако нехватка средств не позволяет решать эти вопросы: разработка генплана стоит 2 млн руб., в бюджетах многих поселений таких средств нет.
Далее И. П. Даценко отметил, что между Федеральным законом № 131-ФЗ и отраслевыми законами, особенно в сфере земельного и имущественного законодательства, очень много нестыковок.
Предложения по совершенствованию работы с муниципалитетами отражены в общем решении комитета.
Заместитель главы Великоустюгского муниципального района Вологодской области, начальник финансового управления И. М. Ямова рассказала об истории своего района. Здесь развиты художественные промыслы: чернение по серебру, резьба по бересте, проводятся мероприятия по теме «Родина Деда Мороза». В районе полностью переработана нормативная база, подготовлены кадры. Одна из проблем – ликвидация «серых» зарплат.
Создана комиссия по совершенствованию налоговых платежей, ведется работа над внутренними ресурсами, объем доходов вырос в 2 раза. Удельный вес собственных доходов составляет 46% от общего объема, доходы от федеральных и региональных налогов поступают по утвержденному нормативу. Району передан транспортный налог.
Председатель комитета финансов Кингисеппского муниципального образования Л. Ю. Спесивцева посвятила свой доклад проблемам недостаточной доходной базы, полномочиям совместного ведения районов и поселений, которые необходимо закрепить за каким-либо одним уровнем власти. Разработана методика поддержки из ФФП поселений. Составляется трехлетний бюджет. Однако генеральные планы поселения самостоятельно разработать не могут, так как не хватает квалифицированных кадров и средств.
По третьему вопросу повестки дня выступила заведующая отделом проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах Вологодского научно-ко­ор­динационного центра Центрального экономико-математического института РАН Т. В. Ускова. Она коснулась состояния и проблем финансово-бюд-
жетной безопасности субъектов Севе­ро-Запада РФ, раскрыла аспекты бюджетной обеспеченности и бюджетной безопасности региона, рассказала об угрозах финансово-бюджетной безо­пасности региона – как внешних, так и внутренних – и факторах, их обус­лавливающих.
Последний вопрос повестки осветили руководитель регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Севере-Западном округе П. А. Иванов и генеральный директор некоммерческого фонда «Центр инвестиционного просвещения» (Москва) С. И. Бик, выступившие с программой «Государственная поддержка граждан на рынке финансовых услуг». Докладчики отметили невысокий уровень финансовой и инвестиционной грамотности граждан, рассказали о том, как ведется работа с обманутыми вкладчиками, со школьниками и учителями. В настоящее время, отметили выступающие, улучшение качества жизни населения невозможно обеспечить лишь за счет бюджетных средств.
По итогам заседания комитет финансов ассоциации «Северо-Запад» решил направить предложения, не получившие в полной мере отражения в проекте федерального бюджета на 2009 г., в Минфин России, Правительство РФ, Государственную Думу Федерального Собрания РФ для учета при рассмотрении проекта федерального закона на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг., а также при подготовке изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ.
Поделиться