В октябре 2008 г. исполняется 10 лет со дня подписания договора об учреждении Ассоциации городов Поволжья. Мы попросили исполнительного директора АГП Владимира РЕПРИНЦЕВА рассказать об истории организации и текущих приоритетах ее работы.
– Владимир Григорьевич, расскажите о том, как создавалась Ассоциация.
– Образование организации, которая смогла бы скоординировать деятельность муниципальных образований такого важнейшего региона страны, как Поволжье, было продиктовано жизнью. Города, расположенные в бассейне Волги, столицы субъектов РФ, как и вся страна, переживали нелегкий период в своей истории. Разрушение хозяйственных связей, спад в экономике осложнялись последствиями дефолта. Серьезной проблемой являлось и то, что механизмы деятельности местного самоуправления и их взаимодействия с субъектами РФ и федеральным центром не были законодательно урегулированы.
27 октября 1998 г. в Самаре состоялось первое общее собрание руководителей семи крупнейших городов Поволжья: Казани, Нижнего Новгорода, Пензы, Самары, Саратова, Ульяновска и Чебоксар, – на котором был подписан договор об учреждении ассоциации. Это мероприятие дало путевку в жизнь качественно новой структуре взаимодействия муниципальных образований – Ассоциации городов Поволжья (АГП), первым президентом которой стал глава города Самары Г. С. Лиманский. В 2000 г. к Ассоциации присоединилась Йошкар-Ола, в 2002 г. – Астрахань и Саранск, в 2005 г. – Волгоград. Таким образом, на сегодняшний день в состав АГП входят 11 городов. Постоянно действующий орган управления Ассоциации – исполнительная дирекция – размещается в Самаре.
Объединению муниципалитетов в рамках АГП предшествовала большая подготовительная работа. Потребовалось определить приоритетные задачи, направления и формы деятельности Ассоциации, которые затем были закреплены в ее уставе. Был также изучен накопленный опыт межмуниципального сотрудничества в других регионах страны. Все это помогло создать дееспособную структуру, наполнить ее практическим смыслом.
– Как в настоящее время осуществляется руководство Ассоциацией?
– В соответствии с уставом руководящими органами Ассоциации являются общее собрание, правление, президент и вице-президент, а также исполнительная дирекция. Пост президента Ассоциации городов Поволжья занимает глава города Нижнего Новгорода В. Е. Булавинов, вице-президентов – В. А. Тархов (глава городского округа Самара) и Н. И. Емельянов (глава города Чебоксары); я являюсь исполнительным директором. В состав правления входят руководители всех городов – членов Ассоциации.
Статус АГП определен уставом. Ассоциация обладает правами юридического лица, являясь некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе муниципальные образования Поволжского региона. Однако вступить в нее вправе и муниципальные образования из других субъектов РФ.
– Как строится работа организации?
– В основу нашей деятельности положен отраслевой секционный принцип. Секции создавались на базе городов, входящих в Ассоциацию, в их состав вошли представители всех муниципалитетов на уровне заместителей глав муниципальных образований. К примеру, секция по промышленно-экономическому взаимодействию и реализации муниципального заказа стала работать на базе администрации Чебоксар, по развитию взаимодействия в области культуры, науки, социальной защиты, медицины, образования и спорта – администрации Самары, по взаимодействию в области совершенствования управления городским хозяйством – администрации Пензы, по взаимодействию в сфере создания единого информационного пространства и применения новых технологий – администрации Саратова.
Конкретные мероприятия по формированию и реализации межмуниципальных программ, восстановлению утраченных связей, внедрению накопленного опыта проводятся согласно планам работы секций.
– Удалось ли Ассоциации добиться существенных результатов в экономической сфере?
– Несомненно. Наиболее заметными и перспективными результатами работы секции по промышленно-экономическому взаимодействию стали заседания правлений и организация работы круглых столов и семинаров-совещаний по важнейшим экономическим вопросам.
Так, в июне 2007 г. в соответствии с планом работы Ассоциации городов Поволжья в Чебоксарах прошло заседание правления АГП, в ходе которого был рассмотрен вопрос «Об актуальных проблемах межбюджетных отношений и переходе муниципальных образований на трехлетнее экономическое и финансовое планирование и бюджетирование, направленное на результат». На заседании обсуждались проблемы, связанные с переходом России на новый, трехлетний принцип формирования бюджетов всех уровней. Кроме того, состоялось обсуждение результатов реализации приоритетных национальных проектов в городах – членах АГП в 2006 г. По итогам заседания было принято решение подготовить обращение АГП к депутатам Государственной Думы и Правительству РФ в связи с необходимостью принятия социальных стандартов на предоставление услуг местного самоуправления.
Еще одним результатом работы правления стало решение о рассмотрении на заседании секции Ассоциации вопроса о переходе администраций городов на новый порядок формирования бюджета и экономического планирования. На заседании, состоявшемся в Чебоксарах 17 августа 2007 г., было принято решение об организации работы по внесению поправок в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Большое значение придается планомерной реализации программы по межмуниципальному заказу, определяющей одно из самых приоритетных направлений нашего экономического сотрудничества. Продолжением совместной работы городов – членов АГП стало проведение семинара-совещания «Проблемы формирования и исполнения муниципального заказа Ассоциации городов Поволжья», который состоялся на базе муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа города Казани» 15 апреля 2008 г. Казань была выбрана для проведения этого мероприятия неслучайно: столица Татарстана – известный лидер в области формирования и размещения муниципального заказа, здесь уже отлажена система, имеется опыт в плане информатизации по обеспечению муниципального заказа.
– Какие вопросы были рассмотрены на семинаре?
– Основное внимание уделялось формированию и размещению муниципального заказа. Это и процедура проведения, и организация самих торгов, и вопросы, связанные с информатизацией и сертификацией этой деятельности. Кроме того, обсуждались предложения городов по внесению изменений в федеральное законодательство, в частности в Федеральный закон № 94-ФЗ. На круглом столе участники мероприятия смогли обменяться опытом. Мы надеемся, что все это поможет представителям Ассоциации городов Поволжья более грамотно выстраивать работу по реализации муниципального заказа.
Хочу отметить, что наряду с организацией деловых встреч, семинаров, круглых столов и рабочих секций АГП занимается подготовкой и проведением научно-практических конференций и выставок. Так, в июне 2007 г. в Екатеринбурге при участии представителей АГП состоялась III Урало-Сибирская научно-промышленная выставка и научно-практическая конференция, а в сентябре в Нижнем Новгороде был проведен круглый стол по теме «Стратегия развития городов. Опыт. Перспективы», где прошла презентация стратегий развития Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.
– Расскажите, пожалуйста, об информационном взаимодействии городов Ассоциации.
– В соответствии с планом работы Ассоциации городов Поволжья проводятся конкретные мероприятия по взаимодействию в сфере создания единого информационного пространства и применению новых технологий. Все члены АГП принимают активное участие в ежегодном Всероссийском фестивале интернет-проектов «Новая реальность XXI века», проходящем в Саратове. Совместно с корпорацией Intel и ЗАО «Компания ТрансТелеКом» проведены Недели цифровых технологий в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и Саратове. Целью данных мероприятий являются развитие и активное внедрение во все сферы жизни новых информационно-коммуникационных технологий.
– Какую работу Ассоциация городов Поволжья проводит в области совершенствования управления городским хозяйством?
– В настоящее время в связи с принятием Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» особое внимание АГП уделяет вопросам городского хозяйства и ЖКХ. Так, 14 февраля в Пензе состоялось заседание секции Ассоциации с повесткой дня «О деятельности администраций городов по реформированию городского хозяйства, регулированию тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и разработке методик их расчета». Участники заседания ознакомились с практической организацией работы предприятий коммунальной инфраструктуры ООО «Горводоканал», ООО «Управление благоустройства и очистки города», посетили объекты, вводимые в эксплуатацию в 2008 г.
Кроме того, 18 апреля 2008 г. Ассоциация провела заседание правления в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород – первый поволжский город, в котором использовался комплексный подход к благоустройству микрорайонов. В домах проведены все необходимые работы: ремонт кровли, козырьков, подъездов, входных групп и фасадов, подвальных помещений, замена внутренних систем отопления и вентиляции. Комплексный подход также предполагал благоустройство придомовых территорий: освещение, асфальтировку, посадку зеленых насаждений и установку малых архитектурных форм. Следует сказать, что администрация Нижнего Новгорода одной из первых в Поволжье оформила заявку на получение денежных средств из Федерального фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а городская дума утвердила муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. За три года в системе ЖКХ осуществлена полная демонополизация. Формирование в городе рыночных отношений позволило перейти к более качественному обслуживанию жилищного фонда, в чем участники заседания смогли убедиться. Безусловно, опыт Нижнего Новгорода очень важен, мы высоко оценили все нововведения в данной сфере. Однако на сегодняшний день в системе ЖКХ остается много нерешенных вопросов, поэтому Ассоциация будет и впредь обращаться с законодательными инициативами к тем структурам, которые могут повлиять на изменение правовых актов.
– Какие еще важные направления работы в этой сфере Вы можете выделить?
– В настоящее время особую значимость приобретают вопросы своевременного обмена информацией и методиками работы по решению наиболее сложных вопросов городского хозяйства. В рамках Ассоциации организован регулярный выпуск информационных бюллетеней с обзором опыта работы администраций городов – членов АГП в различных сферах деятельности. Состоялся обмен сведениями:
—об основных параметрах бюджетов городов и ходе реализации приоритетных национальных проектов;
—о ставке единого налога на вмененный доход для всех видов предпринимательской деятельности;
—о сводных показателях социально-экономического развития, используемых при составлении социального паспорта
и позволяющих оценить комфортность проживания горожан;
—о комплексе работ, связанных с содержанием, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов внешнего благоустройства городов.
В информационном обмене участвуют администрации городов – центров субъектов Приволжского федерального округа. Особенно полезной и актуальной для городов стали данные о тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на полигонах, а также о способах обеспечения жильем граждан, утративших жилые помещения в результате пожара, в том числе тех, у которых квартиры находились в собственности. При принятии управленческих решений это помогает максимально учитывать опыт соседей и их практические наработки.
Завершая разговор, отмечу, что десятилетняя деятельность Ассоциации подтвердила ее эффективность и практическую пользу. Надеюсь, что поволжские города будут становиться все краше, уютнее, привлекательнее для гостей и инвесторов, а тесное, всестороннее и взаимовыгодное сотрудничество в рамках Ассоциации городов Поволжья будет расширяться и углубляться на благо сильной и просвещенной России.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
– Владимир Григорьевич, расскажите о том, как создавалась Ассоциация.
– Образование организации, которая смогла бы скоординировать деятельность муниципальных образований такого важнейшего региона страны, как Поволжье, было продиктовано жизнью. Города, расположенные в бассейне Волги, столицы субъектов РФ, как и вся страна, переживали нелегкий период в своей истории. Разрушение хозяйственных связей, спад в экономике осложнялись последствиями дефолта. Серьезной проблемой являлось и то, что механизмы деятельности местного самоуправления и их взаимодействия с субъектами РФ и федеральным центром не были законодательно урегулированы.
27 октября 1998 г. в Самаре состоялось первое общее собрание руководителей семи крупнейших городов Поволжья: Казани, Нижнего Новгорода, Пензы, Самары, Саратова, Ульяновска и Чебоксар, – на котором был подписан договор об учреждении ассоциации. Это мероприятие дало путевку в жизнь качественно новой структуре взаимодействия муниципальных образований – Ассоциации городов Поволжья (АГП), первым президентом которой стал глава города Самары Г. С. Лиманский. В 2000 г. к Ассоциации присоединилась Йошкар-Ола, в 2002 г. – Астрахань и Саранск, в 2005 г. – Волгоград. Таким образом, на сегодняшний день в состав АГП входят 11 городов. Постоянно действующий орган управления Ассоциации – исполнительная дирекция – размещается в Самаре.
Объединению муниципалитетов в рамках АГП предшествовала большая подготовительная работа. Потребовалось определить приоритетные задачи, направления и формы деятельности Ассоциации, которые затем были закреплены в ее уставе. Был также изучен накопленный опыт межмуниципального сотрудничества в других регионах страны. Все это помогло создать дееспособную структуру, наполнить ее практическим смыслом.
– Как в настоящее время осуществляется руководство Ассоциацией?
– В соответствии с уставом руководящими органами Ассоциации являются общее собрание, правление, президент и вице-президент, а также исполнительная дирекция. Пост президента Ассоциации городов Поволжья занимает глава города Нижнего Новгорода В. Е. Булавинов, вице-президентов – В. А. Тархов (глава городского округа Самара) и Н. И. Емельянов (глава города Чебоксары); я являюсь исполнительным директором. В состав правления входят руководители всех городов – членов Ассоциации.
Статус АГП определен уставом. Ассоциация обладает правами юридического лица, являясь некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе муниципальные образования Поволжского региона. Однако вступить в нее вправе и муниципальные образования из других субъектов РФ.
– Как строится работа организации?
– В основу нашей деятельности положен отраслевой секционный принцип. Секции создавались на базе городов, входящих в Ассоциацию, в их состав вошли представители всех муниципалитетов на уровне заместителей глав муниципальных образований. К примеру, секция по промышленно-экономическому взаимодействию и реализации муниципального заказа стала работать на базе администрации Чебоксар, по развитию взаимодействия в области культуры, науки, социальной защиты, медицины, образования и спорта – администрации Самары, по взаимодействию в области совершенствования управления городским хозяйством – администрации Пензы, по взаимодействию в сфере создания единого информационного пространства и применения новых технологий – администрации Саратова.
Конкретные мероприятия по формированию и реализации межмуниципальных программ, восстановлению утраченных связей, внедрению накопленного опыта проводятся согласно планам работы секций.
– Удалось ли Ассоциации добиться существенных результатов в экономической сфере?
– Несомненно. Наиболее заметными и перспективными результатами работы секции по промышленно-экономическому взаимодействию стали заседания правлений и организация работы круглых столов и семинаров-совещаний по важнейшим экономическим вопросам.
Так, в июне 2007 г. в соответствии с планом работы Ассоциации городов Поволжья в Чебоксарах прошло заседание правления АГП, в ходе которого был рассмотрен вопрос «Об актуальных проблемах межбюджетных отношений и переходе муниципальных образований на трехлетнее экономическое и финансовое планирование и бюджетирование, направленное на результат». На заседании обсуждались проблемы, связанные с переходом России на новый, трехлетний принцип формирования бюджетов всех уровней. Кроме того, состоялось обсуждение результатов реализации приоритетных национальных проектов в городах – членах АГП в 2006 г. По итогам заседания было принято решение подготовить обращение АГП к депутатам Государственной Думы и Правительству РФ в связи с необходимостью принятия социальных стандартов на предоставление услуг местного самоуправления.
Еще одним результатом работы правления стало решение о рассмотрении на заседании секции Ассоциации вопроса о переходе администраций городов на новый порядок формирования бюджета и экономического планирования. На заседании, состоявшемся в Чебоксарах 17 августа 2007 г., было принято решение об организации работы по внесению поправок в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Большое значение придается планомерной реализации программы по межмуниципальному заказу, определяющей одно из самых приоритетных направлений нашего экономического сотрудничества. Продолжением совместной работы городов – членов АГП стало проведение семинара-совещания «Проблемы формирования и исполнения муниципального заказа Ассоциации городов Поволжья», который состоялся на базе муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа города Казани» 15 апреля 2008 г. Казань была выбрана для проведения этого мероприятия неслучайно: столица Татарстана – известный лидер в области формирования и размещения муниципального заказа, здесь уже отлажена система, имеется опыт в плане информатизации по обеспечению муниципального заказа.
– Какие вопросы были рассмотрены на семинаре?
– Основное внимание уделялось формированию и размещению муниципального заказа. Это и процедура проведения, и организация самих торгов, и вопросы, связанные с информатизацией и сертификацией этой деятельности. Кроме того, обсуждались предложения городов по внесению изменений в федеральное законодательство, в частности в Федеральный закон № 94-ФЗ. На круглом столе участники мероприятия смогли обменяться опытом. Мы надеемся, что все это поможет представителям Ассоциации городов Поволжья более грамотно выстраивать работу по реализации муниципального заказа.
Хочу отметить, что наряду с организацией деловых встреч, семинаров, круглых столов и рабочих секций АГП занимается подготовкой и проведением научно-практических конференций и выставок. Так, в июне 2007 г. в Екатеринбурге при участии представителей АГП состоялась III Урало-Сибирская научно-промышленная выставка и научно-практическая конференция, а в сентябре в Нижнем Новгороде был проведен круглый стол по теме «Стратегия развития городов. Опыт. Перспективы», где прошла презентация стратегий развития Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.
– Расскажите, пожалуйста, об информационном взаимодействии городов Ассоциации.
– В соответствии с планом работы Ассоциации городов Поволжья проводятся конкретные мероприятия по взаимодействию в сфере создания единого информационного пространства и применению новых технологий. Все члены АГП принимают активное участие в ежегодном Всероссийском фестивале интернет-проектов «Новая реальность XXI века», проходящем в Саратове. Совместно с корпорацией Intel и ЗАО «Компания ТрансТелеКом» проведены Недели цифровых технологий в Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и Саратове. Целью данных мероприятий являются развитие и активное внедрение во все сферы жизни новых информационно-коммуникационных технологий.
– Какую работу Ассоциация городов Поволжья проводит в области совершенствования управления городским хозяйством?
– В настоящее время в связи с принятием Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» особое внимание АГП уделяет вопросам городского хозяйства и ЖКХ. Так, 14 февраля в Пензе состоялось заседание секции Ассоциации с повесткой дня «О деятельности администраций городов по реформированию городского хозяйства, регулированию тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и разработке методик их расчета». Участники заседания ознакомились с практической организацией работы предприятий коммунальной инфраструктуры ООО «Горводоканал», ООО «Управление благоустройства и очистки города», посетили объекты, вводимые в эксплуатацию в 2008 г.
Кроме того, 18 апреля 2008 г. Ассоциация провела заседание правления в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород – первый поволжский город, в котором использовался комплексный подход к благоустройству микрорайонов. В домах проведены все необходимые работы: ремонт кровли, козырьков, подъездов, входных групп и фасадов, подвальных помещений, замена внутренних систем отопления и вентиляции. Комплексный подход также предполагал благоустройство придомовых территорий: освещение, асфальтировку, посадку зеленых насаждений и установку малых архитектурных форм. Следует сказать, что администрация Нижнего Новгорода одной из первых в Поволжье оформила заявку на получение денежных средств из Федерального фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а городская дума утвердила муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. За три года в системе ЖКХ осуществлена полная демонополизация. Формирование в городе рыночных отношений позволило перейти к более качественному обслуживанию жилищного фонда, в чем участники заседания смогли убедиться. Безусловно, опыт Нижнего Новгорода очень важен, мы высоко оценили все нововведения в данной сфере. Однако на сегодняшний день в системе ЖКХ остается много нерешенных вопросов, поэтому Ассоциация будет и впредь обращаться с законодательными инициативами к тем структурам, которые могут повлиять на изменение правовых актов.
– Какие еще важные направления работы в этой сфере Вы можете выделить?
– В настоящее время особую значимость приобретают вопросы своевременного обмена информацией и методиками работы по решению наиболее сложных вопросов городского хозяйства. В рамках Ассоциации организован регулярный выпуск информационных бюллетеней с обзором опыта работы администраций городов – членов АГП в различных сферах деятельности. Состоялся обмен сведениями:
—об основных параметрах бюджетов городов и ходе реализации приоритетных национальных проектов;
—о ставке единого налога на вмененный доход для всех видов предпринимательской деятельности;
—о сводных показателях социально-экономического развития, используемых при составлении социального паспорта
и позволяющих оценить комфортность проживания горожан;
—о комплексе работ, связанных с содержанием, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов внешнего благоустройства городов.
В информационном обмене участвуют администрации городов – центров субъектов Приволжского федерального округа. Особенно полезной и актуальной для городов стали данные о тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на полигонах, а также о способах обеспечения жильем граждан, утративших жилые помещения в результате пожара, в том числе тех, у которых квартиры находились в собственности. При принятии управленческих решений это помогает максимально учитывать опыт соседей и их практические наработки.
Завершая разговор, отмечу, что десятилетняя деятельность Ассоциации подтвердила ее эффективность и практическую пользу. Надеюсь, что поволжские города будут становиться все краше, уютнее, привлекательнее для гостей и инвесторов, а тесное, всестороннее и взаимовыгодное сотрудничество в рамках Ассоциации городов Поволжья будет расширяться и углубляться на благо сильной и просвещенной России.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ