25 апреля 2024 года
Регистрация
Финансовый контроль№10 Октябрь 2008 — 10 октября 2008

Новая модель управления общественными финансами – путь развития муниципальных образований

Общественные финансы, Муниципальные образования

Версия для печати 6881 Материалы по теме
Меднова
Нелли МЕДНОВА,
генеральный директор компании «Р.О.С.Т.У.»

Современная бюджетная политика государства, четко выбранный Правительством РФ курс на повышение эффективности бюджетных расходов, изменения, внесенные в бюджетное законодательство, – все это заставляет органы исполнительной власти регионов и муниципальных образований более активно искать решения, позволяющие построить качественно новую, более эффективную модель управления общественными финансами. Именно этим объясняется огромное количество обращений в адрес нашей компании после каждой публикации материалов о внедрении и практическом использовании бюджетной информационной системы среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат (БИС-СБОР).
И если наиболее активные субъекты РФ смогли на практике ознакомиться с новой моделью управления общественными финансами на базе БИС-СБОР, внедренной и продемонстрированной в июле 2008 г. в Республике Алтай, то у муниципальных образований такой возможности не было. А ведь именно им приходится напрямую общаться с населением, предоставлять гражданам основной перечень услуг, удовлетворять постоянно растущие потребности. К сожалению, в большинстве случаев увеличение объема услуг населению и требования по повышению их качества не влекут за собой увеличение объема выделяемых на их оказание средств. Следовательно, необходимо внедрять более эффективные методы управления муниципальными финансами, чтобы «за те же деньги (тот же бюджет) сделать больше, а главное, качественнее».
И здесь сразу возникает вопрос: как? Большое количество информации, появившейся за последние несколько лет, способно скорее запутать, чем помочь найти решение. Ведомственные целевые программы (ВЦП), доклады о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД), государственные и муниципальные услуги, многократно упоминаемые как инструменты, повышающие эффективность бюджетных расходов, зачастую  различными источниками описываются по-разному, не связаны между собой и, как следствие, малоприменимы на практике. Разве можно существенно повысить эффективность бюджетных расходов, лишь разработав целевую программу? Или оптимизировать деятельность бюджетных учреждений, только рассчитав стоимость оказываемых ими услуг? Или оценить целесообразность и реалистичность принимаемых целей, не зная точного объема средств, необходимых для их реализации? Ответ очевиден.
Преимуществом решения компании «Р.О.С.Т.У.» является как раз его комплексность. За основу была взята концепция внедрения принципов БОР, координирующая между собой стратегические цели развития города с тактическими целями каждого ведомства, задачами учреждений – поставщиков муниципальных услуг, количественными и качественными показателями выполнения услуг, направленных на достижение заданных целей, и необходимыми финансовыми ресурсами, утвержденными в бюджете города. Данная концепция по созданию новой модели управления общественными финансами обеспечивает:
1. Решение стратегических задач:
—взаимоувязку основных инструментов внедрения принципов БОР (ПСЭР – ДРОНД – ВЦП – муниципальные задания – утвержденный бюджет – реестр расходных обязательств);
—определение роли и места каждого из перечисленных выше инструментов в новой системе управления общественными финансами;
—определение основных участников процесса бюджетирования, ориентированного на результат, их роли и взаимодействия при переходе на новые методы управления, организацию межведомственного взаимодействия между финансовым органом, экономическим органом, отраслевыми ведомствами при внедрении методов БОР.
2. Решение тактических задач по оптимизации и автоматизации:
—планирования бюджета в разрезе действующих и вновь принимаемых бюджетных обязательств;
формирования, согласования и утверждения реестра расход­ных обязательств, его применения в про­цессе планирования бюджета;
—формирования, согласования и утверждения ведомственных  долгосрочных целевых программ;
—формирования, согласования и утверждения докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
—формирования, согласования и утверждения муниципальных заданий;
—расчета стоимости муниципальных услуг в зависимости от их вида;
—финансово-экономического мониторинга (сравнения плановых и фактических показателей бюджета, результатов —реализации целевых программ и муниципальных заданий, оценки эффективности реализации целевых программ, оценки возможностей достижения показателей реализации целевых программ и муниципальных заданий).
Все названные задачи реализованы на базе авторской разработки компании «Р.О.С.Т.У.» – программного комплекса БИС-СБОР. Его качественные характеристики дают возможность говорить о внедрении в бюджетный процесс высоких технологий, позволяющих не только создать новую модель управления общественными финансами, но и совершенствовать ее в долгосрочной перспективе.
С работой комплексной системы БИС-СБОР, методиками, нормативными и прочими регламентирующими документами, принимаемыми при переходе на БОР, можно ознакомиться в рамках семинара «Повышение эффективности управления муниципальными финансами за счет внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Практическая реализация», организованного компанией «Р.О.С.Т.У.» при участии Министерства финансов РФ.
Мы приглашаем принять участие в семинаре мэров городов, глав муниципальных образований и руководителей финансовых органов муниципальных образований. Подробная программа семинара, в том числе информация о проведении мастер-класса по управлению муниципальными финансами с использованием метода БОР – от планирования до мониторинга результатов, размещена на сайте компании «Р.О.С.Т.У.»
www.rostu-comp.ru.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно