9–11 сентября в Российской академии госслужбы при Президенте РФ состоялось уникальное мероприятие. Федеральное казначейство совместно с Минфином России впервые организовало всероссийский телесеминар с участием работников центрального аппарата и территориальных органов казначейства, а также финансовых органов субъектов РФ. Обсуждались наиболее актуальные вопросы работы казначейских служб России.
Темой семинара стало изучение нормативно-правовых актов Министерства финансов и Федерального казначейства, вступающих в силу с 1 января 2009 г. Интернет-трансляция выступлений велась из телестудии РАГС в 85 субъектов РФ от Сахалинской до Калининградской области: порядка 9 тыс. участников семинара могли наблюдать за происходящим при помощи персональных компьютеров. Помимо трансляции выступлений формат семинара предполагал и ответы на вопросы участников в прямом эфире. Это первый подобный опыт общения с территориальными казначейскими и финансовыми органами в истории двух ведомств. Используя уникальную возможность, специалисты Минфина России и Федерального казначейства попытались в течение трех дней как можно более полно раскрыть содержание изменений, происходящих в организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Открывая семинар, руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин поблагодарил все территориальные органы казначейства за работу, которую они провели за месяц, прошедший с момента трагических событий в Южной Осетии: оперативно довели до кредитных организаций и отделений почтовой связи реквизиты счета, открытого для сбора помощи пострадавшим в конфликте. Кроме того, органы Федерального казначейства перечислили на данный счет однодневный заработок своих сотрудников.
Далее Р. Е. Артюхин отметил: «К сожалению, оптимистические прогнозы о том, что все необходимые для реализации изменений нормативные документы будут приняты к 1 сентября, не оправдались». Тем не менее, по словам руководителя Федерального казначейства, к конференции удалось подойти с солидным багажом: ряд планируемых документов все же был утвержден приказами Минфина России и Федерального казначейства. Среди них – важный приказ Министерства финансов РФ от 15 августа 2008 г. № 80н «О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета».
Говоря о переломном характере изменений, вступающих в силу в 2009 г., Р. Е. Артюхин напомнил: «Федеральный закон № 63-ФЗ, которым были внесены изменения в Бюджетный кодекс в апреле 2007 г., установил переходный период, позволивший обеспечить плавную подготовку как казначейской системы, так и главных распорядителей бюджетных средств к полномасштабной реализации всех принципов, заложенных в Кодексе». Здесь в первую очередь имеется в виду трехлетний бюджетный цикл: если в текущем году через территориальные органы Федерального казначейства бюджетные данные на трехлетний период не доводятся, то новые документы решают эту задачу.
Еще один важный аспект нововведений: в центре бюджетного процесса теперь будет находиться администратор бюджетных средств. «Бюджетный кодекс предоставляет администраторам бюджетных средств невиданные полномочия, – подчеркнул Р. Е. Артюхин. – Так, с 2009 г. они получат право доводить бюджетные данные без обязательной полной детализации по бюджетной классификации; станет возможным доведение данных с укрупнением показателей вплоть до вида расходов». Описанный подход потребует модификации технологии работы с бюджетной информацией и регистров учета в системе Федерального казначейства.
Серьезно изменится и порядок санкционирования расходов бюджета. «Сейчас можно подвести черту под серьезной работой, которую мы проводим в связи с документальным подтверждением выплат, осуществляемых из федерального бюджета, – заявил руководитель Федерального казначейства. – В новом приказе, регулирующем порядок санкционирования расходов федерального бюджета, заложены другие принципы. Они ориентированы прежде всего на предоставление информации в электронном виде через систему электронного документооборота». В результате органы казначейства смогут перейти к полному электронному взаимодействию с участниками бюджетного процесса, сделав более удобной для последних процедуру взаимодействия с Казначейством России.
Р. Е. Артюхин выразил надежду на то, что рассматриваемый блок базовых документов на долгое время станет основой для всей системы организации исполнения бюджета, а всероссийский телесеминар послужит толчком к дальнейшему распространению необходимой информации среди всех участников бюджетного процесса и проведению организационных мероприятий по подготовке к реализации положений новых нормативно-правовых актов.
По словам заместителя директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Т. В. Саакян, до 1 января 2009 г. финансистам предстоит проделать огромный объем работы. «Все проекты нормативно-правовых актов, над которыми мы работаем и которые, надеюсь, скоро утвердим, тесно взаимосвязаны. Они полностью отвечают духу Бюджетного кодекса. Со следующего года будет реализована свобода в определении кода бюджетной классификации в части КОСГУ1. Будет вестись сводный реестр всех участников бюджетного процесса не только в части расходов, но и в части администрирования источников финансирования дефицита бюджета. Самое главное, на мой взгляд, то, что вместо приказа Федерального казначейства № 1-н, который регулировал особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, теперь издан один общий приказ о порядке кассового обслуживания не только этих бюджетов, но и федерального бюджета».
«Несколько лет назад, продумывая пути модернизации системы Федерального казначейства, мы двигались параллельно изменениям в бюджетной политике, – отметила заместитель руководителя Федерального казначейства Л. А. Лопина. – Ведь казначейская система обязана быть адекватной этой политике. Сейчас настал кульминационный момент, когда требуется мобилизовать силы и реализовать все то, что было задумано и изложено в соответствующих документах». По мнению Л. А. Лопиной, раньше различные области бюджетного процесса регулировались отдельными нормативно-правовыми актами, что создавало большие неудобства. Существовали и неурегулированные области. Новые документы позволят последовательно изложить требования к клиентам и правила поведения самих органов Федерального казначейства.
Проекты нормативно-правовых актов, рассматривавшиеся на телесеминаре, были опубликованы на интернет-сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru еще 1 июля 2008 г. Но даже за такое короткое время их удалось усовершенствовать – в том числе благодаря предложениям территориальных органов казначейства. Выступающие призвали участников мероприятия к активной работе по дальнейшему совершенствованию этих документов.
Темой семинара стало изучение нормативно-правовых актов Министерства финансов и Федерального казначейства, вступающих в силу с 1 января 2009 г. Интернет-трансляция выступлений велась из телестудии РАГС в 85 субъектов РФ от Сахалинской до Калининградской области: порядка 9 тыс. участников семинара могли наблюдать за происходящим при помощи персональных компьютеров. Помимо трансляции выступлений формат семинара предполагал и ответы на вопросы участников в прямом эфире. Это первый подобный опыт общения с территориальными казначейскими и финансовыми органами в истории двух ведомств. Используя уникальную возможность, специалисты Минфина России и Федерального казначейства попытались в течение трех дней как можно более полно раскрыть содержание изменений, происходящих в организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Открывая семинар, руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин поблагодарил все территориальные органы казначейства за работу, которую они провели за месяц, прошедший с момента трагических событий в Южной Осетии: оперативно довели до кредитных организаций и отделений почтовой связи реквизиты счета, открытого для сбора помощи пострадавшим в конфликте. Кроме того, органы Федерального казначейства перечислили на данный счет однодневный заработок своих сотрудников.
Далее Р. Е. Артюхин отметил: «К сожалению, оптимистические прогнозы о том, что все необходимые для реализации изменений нормативные документы будут приняты к 1 сентября, не оправдались». Тем не менее, по словам руководителя Федерального казначейства, к конференции удалось подойти с солидным багажом: ряд планируемых документов все же был утвержден приказами Минфина России и Федерального казначейства. Среди них – важный приказ Министерства финансов РФ от 15 августа 2008 г. № 80н «О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета».
Говоря о переломном характере изменений, вступающих в силу в 2009 г., Р. Е. Артюхин напомнил: «Федеральный закон № 63-ФЗ, которым были внесены изменения в Бюджетный кодекс в апреле 2007 г., установил переходный период, позволивший обеспечить плавную подготовку как казначейской системы, так и главных распорядителей бюджетных средств к полномасштабной реализации всех принципов, заложенных в Кодексе». Здесь в первую очередь имеется в виду трехлетний бюджетный цикл: если в текущем году через территориальные органы Федерального казначейства бюджетные данные на трехлетний период не доводятся, то новые документы решают эту задачу.
Еще один важный аспект нововведений: в центре бюджетного процесса теперь будет находиться администратор бюджетных средств. «Бюджетный кодекс предоставляет администраторам бюджетных средств невиданные полномочия, – подчеркнул Р. Е. Артюхин. – Так, с 2009 г. они получат право доводить бюджетные данные без обязательной полной детализации по бюджетной классификации; станет возможным доведение данных с укрупнением показателей вплоть до вида расходов». Описанный подход потребует модификации технологии работы с бюджетной информацией и регистров учета в системе Федерального казначейства.
Серьезно изменится и порядок санкционирования расходов бюджета. «Сейчас можно подвести черту под серьезной работой, которую мы проводим в связи с документальным подтверждением выплат, осуществляемых из федерального бюджета, – заявил руководитель Федерального казначейства. – В новом приказе, регулирующем порядок санкционирования расходов федерального бюджета, заложены другие принципы. Они ориентированы прежде всего на предоставление информации в электронном виде через систему электронного документооборота». В результате органы казначейства смогут перейти к полному электронному взаимодействию с участниками бюджетного процесса, сделав более удобной для последних процедуру взаимодействия с Казначейством России.
Р. Е. Артюхин выразил надежду на то, что рассматриваемый блок базовых документов на долгое время станет основой для всей системы организации исполнения бюджета, а всероссийский телесеминар послужит толчком к дальнейшему распространению необходимой информации среди всех участников бюджетного процесса и проведению организационных мероприятий по подготовке к реализации положений новых нормативно-правовых актов.
По словам заместителя директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Т. В. Саакян, до 1 января 2009 г. финансистам предстоит проделать огромный объем работы. «Все проекты нормативно-правовых актов, над которыми мы работаем и которые, надеюсь, скоро утвердим, тесно взаимосвязаны. Они полностью отвечают духу Бюджетного кодекса. Со следующего года будет реализована свобода в определении кода бюджетной классификации в части КОСГУ1. Будет вестись сводный реестр всех участников бюджетного процесса не только в части расходов, но и в части администрирования источников финансирования дефицита бюджета. Самое главное, на мой взгляд, то, что вместо приказа Федерального казначейства № 1-н, который регулировал особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, теперь издан один общий приказ о порядке кассового обслуживания не только этих бюджетов, но и федерального бюджета».
«Несколько лет назад, продумывая пути модернизации системы Федерального казначейства, мы двигались параллельно изменениям в бюджетной политике, – отметила заместитель руководителя Федерального казначейства Л. А. Лопина. – Ведь казначейская система обязана быть адекватной этой политике. Сейчас настал кульминационный момент, когда требуется мобилизовать силы и реализовать все то, что было задумано и изложено в соответствующих документах». По мнению Л. А. Лопиной, раньше различные области бюджетного процесса регулировались отдельными нормативно-правовыми актами, что создавало большие неудобства. Существовали и неурегулированные области. Новые документы позволят последовательно изложить требования к клиентам и правила поведения самих органов Федерального казначейства.
Проекты нормативно-правовых актов, рассматривавшиеся на телесеминаре, были опубликованы на интернет-сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru еще 1 июля 2008 г. Но даже за такое короткое время их удалось усовершенствовать – в том числе благодаря предложениям территориальных органов казначейства. Выступающие призвали участников мероприятия к активной работе по дальнейшему совершенствованию этих документов.