Версия для печати 3910 Материалы по теме
Романченко
Тамара РОМАНЧЕНКО,
руководитель УФК по Чукотскому автономному округу

Чукотский автономный округ, занимающий площадь 721,5 кв. км, расположен на крайнем северо-востоке России и является самым удаленным и одним из самых редконаселенных субъектов. Он известен своим суровым климатом и считается абсолютно дискомфортной зоной для ведения хозяйственной деятельности. В то же время Чукотка обладает богатейшей минерально-сырьевой базой и биоресурсами. На ее территории выявлены месторождения золота, олова, вольфрама, ртути, платины, серебра, каменного и бурого угля, значительные запасы углеводородного сырья. Большие биологические ресурсы позволяют вести промысел около 100 пород рыб, обитающих в Беринговом море и пресных водоемах. Регион вполне заслуженно называют природной кладовой страны.
Развитие Чукотки происходит непрерывно, однако наибольший экономический подъем пришелся на начало нового тысячелетия. Правительство округа разрабатывает антикризисные меры, направленные на рост благосостояния региона, определяет задачи финансовой стабилизации, повышения ответственности бюджетополучателей и оптимизации бюджетных средств, формирования базы для повышения уровня собственных доходов региона. Что немаловажно, наблюдается активизация инвестиционной деятельности. Задолженность по зарплате в бюджетной сфере полностью погашена, снизились темпы роста потребительских цен, повышается заработная плата, сокращается миграционная убыль населения параллельно с увеличением его естественного прироста.
Одним из результатов стабилизации социально-эконо­мической ситуации в Чукотском автономном округе стало активное развитие малого бизнеса, реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие АПК».
Столица Чукотки – город Анадырь. Достижения нашего города сегодня особенно показательны в связи с тем, что в последнее десятилетие прошлого века существование подобных населенных пунктов, оторванных от центра и расположенных в зоне с экстремальными природно-климатичес­кими условиями, было сложнейшим испытанием.
Своим «вторым рождением» Анадырь, как и другие поселения Чукотки, обязан внедрению новой, «чукотской», модели управления округом – проектного управления, позволившего привлечь инвестиции, оживить экономику и сделать регион привлекательным для проживания. Инвестиции, вложенные в Чукотку за последние годы, позволили отремонтировать весь жилищный фонд, все объекты соцкультбыта, ввести в эксплуатацию новые объекты, заново построить дороги, вымостить тротуары и площади. В результате Анадырь в 2006 г. занял третье место в номинации «Самый благоустроенный город России» среди административных центров субъектов РФ.
В этом маленьком северном городке расположено Управление Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу, которое 19 ноября 2008 г. отметит свой 15-летний юбилей.
Мы помним, что с Чукотки начинается Россия. И стараемся своими трудовыми достижениями вносить посильный вклад в становление всей казначейской системы России, в развитие и процветание нашей Родины.
Период создания управления был сложным. Округ тогда только-только вышел из состава Магаданской области и стал самостоятельным субъектом РФ. В соответствии с новым статусом в регионе стали образовываться управления всех ведомств. В то непростое время пост заместителя губернатора – начальника Департамента финансов занимала Татьяна Геннадьевна Нестеренко, на плечи которой легло решение всех сложных вопросов, в том числе и создание Федерального казначейства в округе. Сегодня в управлении бережно хранятся письма из Министерства финансов, поступавшие в администрацию округа с визой Татьяны Геннадьевны. Это наша история.
Решать вопросы по формированию коллектива управления и районных отделений было крайне трудно. Во вновь созданное ведомство не верили. Людей не привлекала низкая зарплата, поэтому никто из финансистов, экономистов, работников налоговых органов и банковской системы сюда не торопился.
Говоря об особенностях кадрового обеспечения управления и его районных отделений, следует отметить, что проблемы здесь те же, что и в других северных регионах. Мы находимся на большом удалении от центра России, расстояния между населенными пунк­тами измеряются в сотнях километров, сюда только самолетом можно долететь, а климатические условия зачастую вносят поправки в нашу работу и требуют дополнительных сил и средств для устранения их последствий.
В результате сложилась такая ситуация: люди приходят к нам работать надолго, казначейство вбирает в свой состав творческих, рациональных, добросовестных людей, стремящихся к самосовершенствованию. У нас если остановишься в своем развитии – откатишься назад. При формировании кадрового состава мы стараемся найти оптимальное сочетание опыта с молодостью. Средний возраст работников казначейской системы округа составляет 35 лет. С целью определения кадрового резерва на перспективу практикуется проведение собеседований с выпускниками средних школ.
Становление сети территориальных органов – отделений управления – сопровождалось нехваткой инструктивных материалов, практически полным отсутствием материально-технической базы, служебных помещений, кадров. Многие главы районных администраций считали казначейство, созданное для контроля за расходованием федеральных денежных средств, излишней надстройкой над ними. Перелом в отношениях произошел только в 2000 г. после подписания соглашений на кассовое обслуживание исполнения бюджета округа и местных бюджетов. На сегодняшний день казначейством осуществляется стопроцентное обслуживание всех уровней бюджетов через открытие лицевых счетов распорядителям и получателям средств субъекта и местных бюджетов. Кроме того, удалость достичь хороших результатов при полном взаимопонимании с законодательной и исполнительной властью округа и в тесной связи с финансовыми органами, налоговой службой и представителями Банка России.
Одной из основных задач органов Федерального казначейства является формирование качественной и достоверной бюджетной отчетности. Для выполнения названной задачи в управлении было принято решение о централизации бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов в условиях централизованной бухгалтерии на договорных началах с районными отделениями. В числе преимуществ ведения централизованного бухгалтерского учета можно назвать:
—оперативность получения достоверной и качественной информации о финансово-хозяйственной деятельности управления;
—реализацию поставленных задач минимальным количеством специалистов (экономия посредством уменьшения штатной численности сотрудников);
—снижение трудозатрат;
—сокращение затрат на командировочные расходы, обучение кадров;
—своевременное и качественное предоставление бюджетной отчетности.
В текущем году продолжается работа по изучению вариантов ведения централизованного бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако в настоящее время процесс перехода к централизации бюджетного учета операций по кассовому исполнению бюджетов бюджетной системы страны сдерживается в силу ряда объективных причин, среди которых:
—территориальная удаленность районных отделений от центра, которая затрудняет своевременное и быстрое обслуживание, ремонт и замену техники;
—ненадежная и дорогостоящая связь с отдаленными отделениями, усложняющая обновление программ, а также получение в установленные сроки оперативной информации, отчетности по исполнению бюджетов;
—отсутствие в отдаленных отделениях квалифицированных специалистов информационных технологий, бюджетного учета.
Управлением практически закончено внедрение системы электронного документооборота с главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений, финансовыми органами и администрациями муниципальных образований; осуществляется ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ; утверждены технологические регламенты практически по всем направлениям деятельности; завершается ввод в эксплуатацию систем инженерного обеспечения.
Сфера деятельности казначейства требует от человека надежности, порядочности, аккуратности, компетентности. Именно такими людьми и являются наши ветераны. Это профессионалы своего дела, специалисты, которые работают в управлении по 10 и более лет. Не уступает им и молодое поколение казначеев. За достигнутые успехи в труде, личный вклад в развитие казначейской системы коллектив управления отмечен в 2004 г. благодарностью министра финансов РФ, в 2006 и 2007 гг. – благодарностью губернатора Чукотского автономного округа, восемь человек получили звание «Отличник финансовой работы».
Однако люди не только работают, но и активно отдыхают: зимой соревнуются в скоростном подледном лове корюшки, летом выезжают на Анадырский лиман отведать ухи. Участвуют в спортивных состязаниях по горным лыжам и шахматам. Оказывают шефскую помощь национальному детскому саду «Олененок».
Сегодня задачи, стоящие перед управлением, решаются в режиме реального времени: ведение технологических регламентов, переход на банковские электронные срочные платежи, внедрение прикладного программного обеспечения, регламентирующего нормативные правовые акты Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, вступающие в силу с 1 января 2009 г., которые будут выполнены в надлежащий срок. Управление готовится 1 декабря 2008 г. встретить новоселье в новом административном здании.

Мы поздравляем всех чукотских казначеев с 15-летним юбилеем. И желаем коллективу управления и отделений здоровья, успехов в достижении поставленных целей, интересных творческих идей и профессионального роста.
Поделиться