Как решение БФТ-Холдинга позволяет органам исполнительной власти учесть требования постановления Правительства РФ № 786
В рамках развития системы «АЦК-Планирование» БФТ-Холдинг модернизировал решение по ведению государственных (муниципальных) программ в электронном виде в соответствии с новой методологией, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 года № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации». Подробнее о методических рекомендациях регулятора в процедуре ведения госпрограмм, а также о преимуществах обновленной системы «АЦК-Планирование» рассказывает директор Департамента планирования БФТ-Холдинга Михаил Александрович Степанов.
В последние годы Минфин и Минэкономразвития России проводят масштабную работу по модернизации системы управления государственными программами с учетом лучших практик проектной деятельности. У истоков этих изменений лежит постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Вслед за ним были разработаны постановления Правительства РФ от 26 мая 2021 года № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» и от 15 мая 2023 года № 752 «Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Методические рекомендации по разработке и внедрению, а также по мониторингу государственных программ РФ были утверждены приказами Министерства финансов РФ от 17 августа 2021 года № 500 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» и Министерства экономического развития РФ от 21 апреля 2022 года № 218 «Об утверждении методических рекомендаций по мониторингу государственных программ Российской Федерации». Впоследствии соответствующие методические рекомендации для госпрограмм субъектов были доведены совместными письмами Минфина России от 6 февраля 2023 года № 26-02-06/9321 и Минэкономразвития России от 6 февраля 2023 года № 3493-ПК/Д19и.
Министерством финансов РФ также были разработаны требования к форматам файлов, используемых при информационном взаимодействии с ГИИС «Электронный бюджет» в части информации о показателях и результатах государственных программ РФ. Данные требования были зарегистрированы в виде сведений в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Перечисленные изменения подтолкнули региональные органы исполнительной власти на переход к новой методологии управления государственными программами и работе с ней, в том числе в электронном формате. Инициируемые государством изменения направлены на совершенствование системы управления государственными программами, которая ранее характеризовалась определенными недостатками. Это:
- отсутствие единообразного подхода к правовому регулированию государственных программ;
- сложность и длительность установленных процедур разработки, реализации и оценки эффективности деятельности в рамках программ;
- недостаточный учет особенностей цифровизации при регламентации организационных процессов;
- отсутствие возможности оперативного перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями госпрограммы в ходе исполнения бюджета.
В то же время необходимо отметить вариативность, которую регулятор оставляет органам исполнительной власти в рамках перехода на новую систему. Согласно методическим рекомендациям желательным сроком начала реализации государственных программ в соответствии с положениями постановления № 786 для субъектов РФ является 1 января 2024 года, а муниципальные образования определяют для себя приемлемый срок перевода муниципальных программ на новые правила самостоятельно. Субъекты и муниципалитеты сохраняют право самостоятельно решать, полностью переходить на новую методологию, продолжать работу в гибридном формате или соблюдать текущие требования порядка ведения программ, установленные в регионе или муниципальном образовании.
Актуальные изменения
В новой методологии ведения государственных (муниципальных) программ, предусмотренной постановлением Правительства РФ № 786, мы выделяем четыре основных требования, которые влекут за собой изменение ранее установленного порядка ведения данных.
1 Первое требование связано с разделением структуры государственной программы субъекта (муниципального образования) на проектную и процессную части. Теперь в проектную часть входят ведомственные и региональные проекты, а в процессной части мы работаем с набором комплексов процессных мероприятий (КПМ).
2 Вторым требованием является уточнение понятия «мероприятие (результат) программы» как количественно измеримого итога деятельности, направленного на достижение показателей программы и ее структурных элементов. Каждый из них должен иметь собственную единицу измерения. Один результат рекомендуется увязывать с одним направлением расходов. Ответственным исполнителем госпрограммы должны быть зафиксированы конкретные значения результата по годам реализации программы. Также важно понимать отличие результата от показателей, которые сопровождают его достижение.
3 Третье требование предполагает реализацию ведения данных о формировании, ведении, согласовании и утверждении госпрограмм в электронном виде с наложением электронной подписи. Это нововведение позволит нам реализовать информационный обмен с ГИИС «Электронный бюджет».
4 Наконец, четвертым требованием является оперативное получение данных обо всех изменениях, внесенных в бюджет, а также оперативная синхронизация программ с этими изменениями бюджетных расходов.
Чтобы помочь пользователям реализовать управление госпрограммами в соответствии с новой методологией, БФТ-Холдинг доработал функционал в модулях информационной системы планирования бюджета «АЦК-Планирование» (рисунок). Напомним, что ее пользователями на соответствующем уровне могут являться различные структуры: специалисты финансовых и экономических органов субъектов и муниципальных образований, главные распорядители бюджетных средств, ответственные исполнители программ и экспертно-координационные органы.
Состав решения БФТ-Холдинга
Для обеспечения работы с госпрограммами в системе «АЦК-Планирование» доработаны три функциональных блока: подсистема «Формирование бюджета программно-целевым способом», подсистема «Контроль реализации государственных (муниципальных) программ» и дополнительная подсистема «Ведение и исполнение региональных проектов».
Подсистема «Формирование бюджета программно-целевым способом» включает в себя работу со справочниками целей и задач, показателей, результатов, контрольных точек и прочих сопутствующих параметров. Предназначена для формирования, ведения, подписания и внесения изменений в программу и ее структурные элементы, печати паспорта программы и ее структурных элементов, а также формирования аналитических отчетов, как предусмотренных законодательством, так и реализованных специально по требованиям заказчика.
В соответствии с рекомендациями в подсистеме появляются: печать паспортов программ и структурных элементов по новым формам; маркировка и взаимосвязь показателей программы с показателями национальных целей и государственных программ РФ; возможность работы с результатами программ РФ как для отражения в паспортах программ субъектов, так и при формировании информации о проектах и соглашениях; работа с запросами на изменение программы и ее структурных элементов; обмен с ГИИС «Электронный бюджет». Отдельным инструментом внутри этого блока является «АРМ Сравнение редакций программ» — интерфейс для сравнения структурных элементов (общей информации, целей и задач, показателей, результатов и финансовой части) исходной и измененной редакций программы.
Подсистема «Контроль реализации государственных (муниципальных) программ» обеспечивает возможность автоматизированного формирования документов о фактическом исполнении программы; внесение данных о фактическом исполнении показателей и результатов; подтягивание информации о финансовом исполнении из систем исполнения бюджета; согласование документов ответственными лицами, подписание документов в процессе согласования электронной подписью; утверждение документов и формирование печатных форм отчетов об исполнении программы; расчет оценки эффективности программ по методикам заказчика. Здесь также предусмотрена возможность формирования типовых отчетов и создание универсальных отчетов по исполнению программ.
На основании рекомендаций Минфина России в подсистеме появится возможность:
- внесения информации о рисках;
- формирования печатных форм отчетов о ходе реализации программы на основании шаблонов, опубликованных Минфином России;
- при регистрации соответствующих сведений — обмен с ГИИС «Электронный бюджет» по фактам исполнения показателей и результатов.
Подсистема «Ведение и исполнение региональных проектов» включает в себя набор необходимых справочников, обеспечивает формирование и ведение электронного документа «Карточка регионального проекта» (в том числе путем загрузки из ГИИС «Электронный бюджет»), формирование данных о мониторинге контрольных событий по региональному проекту, формирование установленных и универсальных отчетных форм, а также отчетности по исполнению региональных проектов. Теперь данные по проектам интегрируются в документы программ, что обеспечивает автоматизированное отражение полного набора данных о проектной и процессной частях программы.
Таким образом, к функциональным возможностям системы «АЦК-Планирование», обеспечивающим применение рекомендованной методологии по ведению государственных программ, относятся:
- возможность формирования и ведения полного набора необходимых справочных данных о мероприятиях (результатах), о показателях, в том числе путем обмена с ГИИС «Электронный бюджет»;
- формирование и ведение всех взаимоувязанных структурных элементов программы в электронном виде;
- внутриведомственное и межведомственное согласование и утверждение документов с наложением электронной подписи;
- внесение изменений, уточнений как в отдельные структурные элементы, так и в программу в целом;
- формирование печатных форм паспортов программы, региональных проектов в составе программ, паспортов комплексов процессных мероприятий, соответствующих требованиям методических рекомендаций для субъектов;
- формирование печатных форм отчетов о ходе реализации программы по шаблонам, опубликованным на портале государственных программ.
Преимущества и перспективы решения
Внедрение обновленного решения, разработанного БФТ-Холдингом, позволит его пользователям добиться следующих преимуществ в части формирования государственных программ:
1) сокращение трудозатрат и сроков формирования программ;
2) оперативный учет изменений бюджета и приведение программ в соответствие с принятыми изменениями;
3) повышение качества и обоснованности формирования программ (в том числе в связи с плотной привязкой к бюджету);
4) обеспечение интеграции с федеральными данными, выполнение требований по предоставлению информации о показателях и результатах программ РФ;
5) использование межведомственного электронного документооборота с применением механизма электронной подписи для согласования документов;
6) дополнительный контроль в части финансирования и целевого использования средств;
7) открытость и прозрачность механизмов разработки и утверждения государственных программ.
В свою очередь, в части мониторинга исполнения госпрограмм решение позволит обеспечить:
1) максимально оперативный мониторинг реализации задач, достижения результатов (мероприятий) и показателей;
2) автоматизированный расчет оценки эффективности программы и ее компонентов по установленной методологии;
3) формирование необходимого набора отчетных форм о ходе реализации программы и ее структурных элементов;
4) анализ влияния реализации программ на динамику социально-экономического развития региона;
5) возможность интеграции с системой исполнения в части кассового исполнения областного бюджета для получения оперативных данных;
6) оперативный мониторинг реализации показателей, результатов и контрольных точек для принятия управленческих решений.
Важным преимуществом решения БФТ-Холдинга является возможность его интеграции с системой управления общественными финансами «АЦК-Финансы», а также со сторонними системами исполнения бюджета. Это позволит региону или муниципалитету синхронизировать государственные программы с бюджетом, быстро и открыто получать информацию о фактическом исполнении программ.
Обновленная версия продукта с доработками по ведению госпрограмм с учетом положений постановления № 786 доступна пользователям системы «АЦК-Планирование» с 18 сентября. В качестве дополнительных материалов к данной версии клиенты получат подробные рекомендации по переходу в части ведения данных, а также технологическую карту по особенностям заполнения полей при заведении данных. Дорожная карта по развитию решения включает в себя ряд поэтапных доработок в соответствии с изменениями нормативной базы, а также с актуальными потребностями пользователей системы.