Об актуальных проблемах и планах Федеральной налоговой службы рассказывает заместитель руководителя ФНС России, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса Константин СЕДОВ.
– Константин Вячеславович, согласно приказу «О распределении обязанностей между руководителем Федеральной налоговой службы и его заместителями» Вы, в числе прочего, координируете вопросы кадрового обеспечения Службы. Еще недавно много говорилось о кадровых проблемах налоговых органов: текучка, неукомплектованность штатов. Как сейчас обстоят дела?
– Эти проблемы особенно острыми были до 2006 г.: так, в 2005–2006 гг. текучесть кадров доходила до 25%. Главной причиной такой ситуации являлось малое денежное содержание. Однако указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» руководителям федеральных органов исполнительной власти было дано право самостоятельно принимать решения о сокращении штатной численности работников (как центрального аппарата, так и территориальных органов) и направлять средства федерального бюджета, высвободившиеся в результате сокращения штатов, на выплату премий сотрудникам в зависимости от результатов их работы. Конечной целью этих мер стало повышение эффективности использования средств на оплату труда и обеспечение качественного выполнения функций, возложенных на федеральные органы.
В связи с этим руководство Службы на протяжении 2006–2007 гг. прилагало все усилия для создания наиболее действенной структуры центрального аппарата ФНС России. Итогом работы стало проведение в начале 2008 г. организационно-штатных мероприятий в целях совершенствования структуры центрального аппарата Федеральной налоговой службы. Сейчас в структуре центрального аппарата выстроена эффективная система управления. Создано восемь сильных управлений, нацеленных на высокое качество выполнения задач. Это в корне изменило кадровую ситуацию, на сегодняшний день текучка у нас минимальная.
– В Вашем ведении находится целый ряд вопросов, связанных с документооборотом, контролем исполнения документов, обращениями граждан, информированием налогоплательщиков. Начнем с обращений налогоплательщиков. Как исполняется эта функция?
– ФНС России в соответствии с п. 5.16 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок.
Хочу отметить, что рассмотрение обращений граждан является одним из важнейших направлений деятельности налоговых органов, призванным обеспечивать соблюдение, охрану, защиту, а при необходимости – восстановление нарушенных конституционных прав и законных интересов граждан.
С принятием в 2006 г. закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» этой работе стало уделяться еще больше внимания. На сегодняшний день в ФНС России разработаны и изданы приказы и инструкции по делопроизводству в центральном аппарате, управлениях и межрегиональных инспекциях. Таким образом, работа с обращениями граждан в центральном аппарате Службы и территориальных налоговых органах ведется в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Более того, такая работа является одним из основных критериев при оценке эффективности выполнения сотрудниками Службы своих задач и функций.
В ФНС России личный прием граждан ведут руководитель Федеральной налоговой службы, заместители руководителя, а также специалисты Службы. Кроме того, в целях поддержания контактов с гражданами, желающими сохранить анонимность, для приема сообщений о фактах уклонения от уплаты налогов в территориальных налоговых органах работают «телефоны доверия».
На сайте www.nalog.ru налогоплательщик может получить ответы на интересующие его вопросы, сформировать необходимые бланки, заполнить налоговую декларацию, найти адреса и контактные телефоны налоговых инспекций, узнать другую полезную информацию. Все управления ФНС России по субъектам РФ также имеют интернет-сайты, дизайн и структура которых приведены в соответствие с едиными требованиями. Эти сайты подключены к общему серверу, что позволяет непосредственно из центрального офиса размещать на них информацию, связанную с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ответы на типовые вопросы граждан и другие сведения о деятельности ФНС России. Кроме того, ответы на актуальные вопросы налогообложения публикуются в журналах «Российский налоговый курьер» и «Налоговая политика и практика».
– В 2007 г. Служба рассматривала возможность создания в целом ряде регионов страны центров по обработке обращений налогоплательщиков, что позволило бы оперативно разъяснять предпринимателям новые правила. Реализован ли этот проект?
– Действительно, иногда всего вышеперечисленного оказывается недостаточно. Сложность налогового законодательства, частые изменения и достаточно низкий уровень налоговой грамотности населения ставят перед налоговыми органами задачу качественного информирования налогоплательщиков. Сейчас решается вопрос о создании специализированных телефонных центров для информирования налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства. Планируется, что они будут работать в круглосуточном режиме.
С июля 2007 г. при Управлении Федеральной налоговой службы по Москве действует call-центр (тел. 957-62-55),
операторы которого предоставляют гражданам актуальную справочную информацию по общим вопросам налогового законодательства. Здесь можно узнать адреса и график работы инспекций, получить ответ на вопросы о ИНН, социальном и имущественном вычетах, проконсультироваться на предмет заполнения налоговых деклараций. Call-центры позволят решить ряд проблем – от непосредственного и оперативного информирования налогоплательщиков до выявления наиболее слабых мест (на основе поступающих по телефону вопросов) в нормативной базе по налогообложению и, как следствие, подготовки предложений по изменению законодатель-
ства.
Все перечисленные формы и методы работы с обращениями граждан, применяемые в ФНС России, направлены на своевременное рассмотрение заявлений, жалоб и предложений, принятие квалифицированных решений по проблемным вопросам в налоговой сфере и устранение вызвавших их причин.
– Каких вопросов чаще всего касаются обращения граждан и организаций в центральный аппарат ФНС?
– В центральный аппарат Службы поступает довольно много обращений: в месяц в среднем 600–700, а всего за прошлый год – свыше 7 тыс. ФНС не только дает ответы на них, но и анализирует, использует в дальнейшей работе.
Представители малого и среднего бизнеса в основном обращаются за разъяснением порядка применения отдельных глав Налогового кодекса: в частности, о возможности использования или отказе от упрощенной системы налогообложения, об определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением «упрощенки», о порядке представления налоговых деклараций. Достаточно часто налогоплательщики сообщают о фактах несоблюдения налоговыми органами сроков проведения камеральных проверок по представленным налоговым декларациям. Много вопросов по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
– А по каким поводам обращаются физические лица?
– У физлиц на первом месте стоят вопросы налогообложения доходов. Наибольшее количество писем поступает с вопросами о порядке предоставления имущественных налоговых вычетов. Значительный объем писем содержит жалобы налогоплательщиков на действия или бездействие должностных лиц и на акты ненормативного характера территориальных налоговых органов. Причем основную долю составляют жалобы, связанные с отказом в предоставлении имущественного налогового вычета при покупке жилого дома или квартиры, при реализации ценных бумаг.
Следует отметить, что в ФНС России применяются новые подходы к разрешению споров с физическими лицами по вопросам подтверждения налоговыми органами имущественных
налоговых вычетов. Например, если необходимые документы, подтверждающие право гражданина на получение имущественного налогового вычета, были представлены им в налоговый орган и право на вычет было подтверждено, нет необходимости в повторном представлении указанных документов при подаче налоговой декларации и заявления в целях получения остатка вычета в последующем налоговом периоде.
В письмах, затрагивающих вопросы по уплате налога на имущество, доминируют просьбы разъяснить принципы определения налоговых ставок, порядок предоставления льгот пенсионерам, инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан и др.
Особо следует отметить обращения, касающиеся земельного налога. В основном это жалобы на несвоевременность направления налоговых уведомлений, перерегистрацию собственника земельного участка с целью получения права на льготу по земельному налогу. Выяснилось также, что при уплате земельного налога возникают проблемы у садоводческих товариществ (дачных кооперативов, ЖСК).
Еще одна актуальная тема – транспортный налог. Причиной обращений является недостоверность и неполный объем баз данных, предоставляемых ГИБДД и Федеральной регистрационной службой и служащих основанием для исчисления транспортного налога.
Обращают на себя внимание сигналы о неудовлетворительной организации работы с налогоплательщиками в территориальных органах ФНС России. Больше всего жалоб поступает на неправомерные действия сотрудников территориальных налоговых органов, в том числе на необоснованное требование представления налоговых деклараций только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. К сожалению, нередки жалобы на случаи невнимательного отношения должностных лиц налоговых органов к налогоплательщикам. По результатам рассмотрения подобных обращений граждан руководителям соответствующих территориальных органов ФНС России были даны указания о проведении дополнительных мероприятий, направленных на недопущение в будущем указанных нарушений.
– Вы координируете работу территориальных органов Федеральной налоговой службы в Приволжском и Южном федеральных округах. С какими проблемами сталкиваются территориальные органы ФНС?
– Проблемы рабочего характера присутствуют во многих регионах, Приволжский и Южный федеральные округа в данном случае не являются исключением. Совершенствование работы налоговых органов и повышение количественных показателей невозможно без качественного изменения взаимоотношений с налогоплательщиками. Не секрет, что одним из главных вопросов взаимодействия является создание комфортных условий для приема граждан во всех налоговых инспекциях, а также оперативность приема налоговой отчетности (без очередей и конфликтов). В числе проблем также качественное и корректное информирование налогоплательщиков по вопросам, которые находятся в компетенции налоговых органов, а также оказание помощи населению при уплате имущественных налогов.
Чтобы обеспечить комфортные условия для обслуживания налогоплательщиков в каждой территориальной налоговой инспекции, необходимо создавать операционные залы. Например, в Нижегородской области операционные залы оборудованы в 20 инспекциях из 24.
Проблема оперативности приема налоговой отчетности и сокращения времени пребывания посетителей в инспекции может быть решена путем бесконтактного обслуживания граждан. Развитие системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с применением электронно-цифровых технологий продолжает оставаться одной из приоритетных задач.
Как вариант решения проблемы оперативности и качества приема налоговой отчетности можно рассматривать представление деклараций с использованием двумерного штрих-кода: эта мера приведет к значительному сокращению трудозатрат со стороны налоговых органов (сканирование вместо ручного ввода). В то же время качество представляемой информации повысится за счет проведения внутридокументного контроля на стадии формирования декларации.
Основная проблема, препятствующая нормальной работе по сдаче налоговой отчетности и информированию граждан по каналам связи, – отставание в создании программного обеспечения, что обусловливает снижение оперативности взаимодействия с налогоплательщиками. Другой сложностью является печать и своевременная адресная рассылка населению
уведомлений, извещений и требований на уплату имущественных налогов. Нижегородская область решила названную проблему при помощи инспекции по централизованной обработке данных, которая обеспечивает весь комплекс мер по массовой печати и рассылке документов в установленные Налоговым кодексом сроки.
– Можно выделить конкретные проблемы отдельных регионов?
– Конечно. Например, в Волгоградской области налогоплательщики жалуются на трудности с получением информации по системе ИОН (Информационный обмен с налогоплательщиками) при соблюдении оговоренных условий (предоставление в полном объеме всех документов налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, корректное заполнение реквизитов запроса). В данной ситуации АИС ЭОД местного уровня автоматически формирует и направляет налогоплательщикам отказ в предоставлении информации в зависимости от критериев, самостоятельно введенных разработчиками АИС ЭОД местного уровня с новой версией. Такие неоговоренные изменения создают дополнительные трудности и для инспекций, вынуждая последних формировать документы вручную, что приводит к нарушениям сроков или разъяснениям о невозможности направления сведений.
В Астраханской области частые изменения форм бланков порождают ошибки у налогоплательщиков при сдаче отчетности. В Карачаево-Черкесской Республике главная проблема при работе с гражданами – недостаточная численность сотрудников, занимающихся приемом населения. В Ставропольском крае претензии налогоплательщиков к налоговым органам в основном связаны с тем, что в период массовой сдачи отчетности не всегда соблюдается время обслуживания физических лиц, установленное Единым стандартом обслуживания налогоплательщиков.
Также под нашим контролем постоянно находится вопрос комфортности выполнения налоговых обязательств для физических лиц. В 2007 г. в Нижегородской области впервые в России организован прием налогов от физических лиц (транспортный налог, налог на имущество и землю) через устройства самообслуживания «Электронная касса». К 1 января 2008 г. в области уже был установлен 131 терминал. Вскоре такие устройства появятся в операционных залах налоговых инспекций. Считаю, что данный опыт необходимо внедрять во всех регионах России: во-первых, это удобно налогоплательщикам, а во-вторых, новые технологии позволят уйти от множества невыясненных платежей по налогам, поступающих в местные и региональные бюджеты.
– Часто муниципальные образования не могут получить данные о доходах в разрезе предприятий и организаций, находящихся на их территории, что затрудняет планирование доходной базы бюджета на предстоящий год. Как, на Ваш взгляд, должен решаться вопрос обеспечения муниципальных образований необходимой информацией?
– В рамках реализации федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было принято постановление Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов».
В соответствии с этими нормативными документами с 2005 г. территориальные налоговые органы представляют в финансовые органы субъектов РФ, а с 1 января 2006 г. – в муниципальные образования информацию о начисленных, уплаченных налогах и сборах, а также о сумме сложившейся задолженности (с учетом структуры этой задолженности, то есть данные о недоимке, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогах, сборах, пенях и штрафах) по налогам, сборам и иным обязательным платежам, контролируемым налоговыми органами.
Информационный массив формируется в разрезе плательщиков (юридических и физических лиц) субъекта РФ и муниципальных образований. В целях соблюдения положений ст. 102 Налогового кодекса РФ в отношении сведений, составляющих налоговую тайну, информация в адрес финансовых органов направляется без признаков, позволяющих идентифицировать конкретного плательщика.
В 2007 г. налоговая служба самостоятельно сформировала и представила в разрезе муниципальных образований отчеты о налоговой базе и структуре начислений по пяти видам налогов: НДФЛ, земельный налог, налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог. Начиная с 2008 г. в дополнение к указанным видам налогов предоставляется отчетность о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам еще по 16 видам налогов и сборов, которые в соответствии с Бюджетным кодексом участвуют в формировании доходов бюджетов субъектов РФ.
Представление информации в электронном виде позволяет сотрудникам финансовых органов самостоятельно получать итоги по любому интересующему признаку, в том числе в виде отчетных данных как в целом по субъекту РФ, так и по муниципальным образованиям, использовать полученную информацию для составления прогнозов поступления доходов и формирования среднесрочного финансового плана или проекта соответствующего бюджета.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
– Константин Вячеславович, согласно приказу «О распределении обязанностей между руководителем Федеральной налоговой службы и его заместителями» Вы, в числе прочего, координируете вопросы кадрового обеспечения Службы. Еще недавно много говорилось о кадровых проблемах налоговых органов: текучка, неукомплектованность штатов. Как сейчас обстоят дела?
– Эти проблемы особенно острыми были до 2006 г.: так, в 2005–2006 гг. текучесть кадров доходила до 25%. Главной причиной такой ситуации являлось малое денежное содержание. Однако указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» руководителям федеральных органов исполнительной власти было дано право самостоятельно принимать решения о сокращении штатной численности работников (как центрального аппарата, так и территориальных органов) и направлять средства федерального бюджета, высвободившиеся в результате сокращения штатов, на выплату премий сотрудникам в зависимости от результатов их работы. Конечной целью этих мер стало повышение эффективности использования средств на оплату труда и обеспечение качественного выполнения функций, возложенных на федеральные органы.
В связи с этим руководство Службы на протяжении 2006–2007 гг. прилагало все усилия для создания наиболее действенной структуры центрального аппарата ФНС России. Итогом работы стало проведение в начале 2008 г. организационно-штатных мероприятий в целях совершенствования структуры центрального аппарата Федеральной налоговой службы. Сейчас в структуре центрального аппарата выстроена эффективная система управления. Создано восемь сильных управлений, нацеленных на высокое качество выполнения задач. Это в корне изменило кадровую ситуацию, на сегодняшний день текучка у нас минимальная.
– В Вашем ведении находится целый ряд вопросов, связанных с документооборотом, контролем исполнения документов, обращениями граждан, информированием налогоплательщиков. Начнем с обращений налогоплательщиков. Как исполняется эта функция?
– ФНС России в соответствии с п. 5.16 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок.
Хочу отметить, что рассмотрение обращений граждан является одним из важнейших направлений деятельности налоговых органов, призванным обеспечивать соблюдение, охрану, защиту, а при необходимости – восстановление нарушенных конституционных прав и законных интересов граждан.
С принятием в 2006 г. закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» этой работе стало уделяться еще больше внимания. На сегодняшний день в ФНС России разработаны и изданы приказы и инструкции по делопроизводству в центральном аппарате, управлениях и межрегиональных инспекциях. Таким образом, работа с обращениями граждан в центральном аппарате Службы и территориальных налоговых органах ведется в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Более того, такая работа является одним из основных критериев при оценке эффективности выполнения сотрудниками Службы своих задач и функций.
В ФНС России личный прием граждан ведут руководитель Федеральной налоговой службы, заместители руководителя, а также специалисты Службы. Кроме того, в целях поддержания контактов с гражданами, желающими сохранить анонимность, для приема сообщений о фактах уклонения от уплаты налогов в территориальных налоговых органах работают «телефоны доверия».
На сайте www.nalog.ru налогоплательщик может получить ответы на интересующие его вопросы, сформировать необходимые бланки, заполнить налоговую декларацию, найти адреса и контактные телефоны налоговых инспекций, узнать другую полезную информацию. Все управления ФНС России по субъектам РФ также имеют интернет-сайты, дизайн и структура которых приведены в соответствие с едиными требованиями. Эти сайты подключены к общему серверу, что позволяет непосредственно из центрального офиса размещать на них информацию, связанную с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ответы на типовые вопросы граждан и другие сведения о деятельности ФНС России. Кроме того, ответы на актуальные вопросы налогообложения публикуются в журналах «Российский налоговый курьер» и «Налоговая политика и практика».
– В 2007 г. Служба рассматривала возможность создания в целом ряде регионов страны центров по обработке обращений налогоплательщиков, что позволило бы оперативно разъяснять предпринимателям новые правила. Реализован ли этот проект?
– Действительно, иногда всего вышеперечисленного оказывается недостаточно. Сложность налогового законодательства, частые изменения и достаточно низкий уровень налоговой грамотности населения ставят перед налоговыми органами задачу качественного информирования налогоплательщиков. Сейчас решается вопрос о создании специализированных телефонных центров для информирования налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства. Планируется, что они будут работать в круглосуточном режиме.
С июля 2007 г. при Управлении Федеральной налоговой службы по Москве действует call-центр (тел. 957-62-55),
операторы которого предоставляют гражданам актуальную справочную информацию по общим вопросам налогового законодательства. Здесь можно узнать адреса и график работы инспекций, получить ответ на вопросы о ИНН, социальном и имущественном вычетах, проконсультироваться на предмет заполнения налоговых деклараций. Call-центры позволят решить ряд проблем – от непосредственного и оперативного информирования налогоплательщиков до выявления наиболее слабых мест (на основе поступающих по телефону вопросов) в нормативной базе по налогообложению и, как следствие, подготовки предложений по изменению законодатель-
ства.
Все перечисленные формы и методы работы с обращениями граждан, применяемые в ФНС России, направлены на своевременное рассмотрение заявлений, жалоб и предложений, принятие квалифицированных решений по проблемным вопросам в налоговой сфере и устранение вызвавших их причин.
– Каких вопросов чаще всего касаются обращения граждан и организаций в центральный аппарат ФНС?
– В центральный аппарат Службы поступает довольно много обращений: в месяц в среднем 600–700, а всего за прошлый год – свыше 7 тыс. ФНС не только дает ответы на них, но и анализирует, использует в дальнейшей работе.
Представители малого и среднего бизнеса в основном обращаются за разъяснением порядка применения отдельных глав Налогового кодекса: в частности, о возможности использования или отказе от упрощенной системы налогообложения, об определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением «упрощенки», о порядке представления налоговых деклараций. Достаточно часто налогоплательщики сообщают о фактах несоблюдения налоговыми органами сроков проведения камеральных проверок по представленным налоговым декларациям. Много вопросов по системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
– А по каким поводам обращаются физические лица?
– У физлиц на первом месте стоят вопросы налогообложения доходов. Наибольшее количество писем поступает с вопросами о порядке предоставления имущественных налоговых вычетов. Значительный объем писем содержит жалобы налогоплательщиков на действия или бездействие должностных лиц и на акты ненормативного характера территориальных налоговых органов. Причем основную долю составляют жалобы, связанные с отказом в предоставлении имущественного налогового вычета при покупке жилого дома или квартиры, при реализации ценных бумаг.
Следует отметить, что в ФНС России применяются новые подходы к разрешению споров с физическими лицами по вопросам подтверждения налоговыми органами имущественных
налоговых вычетов. Например, если необходимые документы, подтверждающие право гражданина на получение имущественного налогового вычета, были представлены им в налоговый орган и право на вычет было подтверждено, нет необходимости в повторном представлении указанных документов при подаче налоговой декларации и заявления в целях получения остатка вычета в последующем налоговом периоде.
В письмах, затрагивающих вопросы по уплате налога на имущество, доминируют просьбы разъяснить принципы определения налоговых ставок, порядок предоставления льгот пенсионерам, инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан и др.
Особо следует отметить обращения, касающиеся земельного налога. В основном это жалобы на несвоевременность направления налоговых уведомлений, перерегистрацию собственника земельного участка с целью получения права на льготу по земельному налогу. Выяснилось также, что при уплате земельного налога возникают проблемы у садоводческих товариществ (дачных кооперативов, ЖСК).
Еще одна актуальная тема – транспортный налог. Причиной обращений является недостоверность и неполный объем баз данных, предоставляемых ГИБДД и Федеральной регистрационной службой и служащих основанием для исчисления транспортного налога.
Обращают на себя внимание сигналы о неудовлетворительной организации работы с налогоплательщиками в территориальных органах ФНС России. Больше всего жалоб поступает на неправомерные действия сотрудников территориальных налоговых органов, в том числе на необоснованное требование представления налоговых деклараций только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. К сожалению, нередки жалобы на случаи невнимательного отношения должностных лиц налоговых органов к налогоплательщикам. По результатам рассмотрения подобных обращений граждан руководителям соответствующих территориальных органов ФНС России были даны указания о проведении дополнительных мероприятий, направленных на недопущение в будущем указанных нарушений.
– Вы координируете работу территориальных органов Федеральной налоговой службы в Приволжском и Южном федеральных округах. С какими проблемами сталкиваются территориальные органы ФНС?
– Проблемы рабочего характера присутствуют во многих регионах, Приволжский и Южный федеральные округа в данном случае не являются исключением. Совершенствование работы налоговых органов и повышение количественных показателей невозможно без качественного изменения взаимоотношений с налогоплательщиками. Не секрет, что одним из главных вопросов взаимодействия является создание комфортных условий для приема граждан во всех налоговых инспекциях, а также оперативность приема налоговой отчетности (без очередей и конфликтов). В числе проблем также качественное и корректное информирование налогоплательщиков по вопросам, которые находятся в компетенции налоговых органов, а также оказание помощи населению при уплате имущественных налогов.
Чтобы обеспечить комфортные условия для обслуживания налогоплательщиков в каждой территориальной налоговой инспекции, необходимо создавать операционные залы. Например, в Нижегородской области операционные залы оборудованы в 20 инспекциях из 24.
Проблема оперативности приема налоговой отчетности и сокращения времени пребывания посетителей в инспекции может быть решена путем бесконтактного обслуживания граждан. Развитие системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с применением электронно-цифровых технологий продолжает оставаться одной из приоритетных задач.
Как вариант решения проблемы оперативности и качества приема налоговой отчетности можно рассматривать представление деклараций с использованием двумерного штрих-кода: эта мера приведет к значительному сокращению трудозатрат со стороны налоговых органов (сканирование вместо ручного ввода). В то же время качество представляемой информации повысится за счет проведения внутридокументного контроля на стадии формирования декларации.
Основная проблема, препятствующая нормальной работе по сдаче налоговой отчетности и информированию граждан по каналам связи, – отставание в создании программного обеспечения, что обусловливает снижение оперативности взаимодействия с налогоплательщиками. Другой сложностью является печать и своевременная адресная рассылка населению
уведомлений, извещений и требований на уплату имущественных налогов. Нижегородская область решила названную проблему при помощи инспекции по централизованной обработке данных, которая обеспечивает весь комплекс мер по массовой печати и рассылке документов в установленные Налоговым кодексом сроки.
– Можно выделить конкретные проблемы отдельных регионов?
– Конечно. Например, в Волгоградской области налогоплательщики жалуются на трудности с получением информации по системе ИОН (Информационный обмен с налогоплательщиками) при соблюдении оговоренных условий (предоставление в полном объеме всех документов налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, корректное заполнение реквизитов запроса). В данной ситуации АИС ЭОД местного уровня автоматически формирует и направляет налогоплательщикам отказ в предоставлении информации в зависимости от критериев, самостоятельно введенных разработчиками АИС ЭОД местного уровня с новой версией. Такие неоговоренные изменения создают дополнительные трудности и для инспекций, вынуждая последних формировать документы вручную, что приводит к нарушениям сроков или разъяснениям о невозможности направления сведений.
В Астраханской области частые изменения форм бланков порождают ошибки у налогоплательщиков при сдаче отчетности. В Карачаево-Черкесской Республике главная проблема при работе с гражданами – недостаточная численность сотрудников, занимающихся приемом населения. В Ставропольском крае претензии налогоплательщиков к налоговым органам в основном связаны с тем, что в период массовой сдачи отчетности не всегда соблюдается время обслуживания физических лиц, установленное Единым стандартом обслуживания налогоплательщиков.
Также под нашим контролем постоянно находится вопрос комфортности выполнения налоговых обязательств для физических лиц. В 2007 г. в Нижегородской области впервые в России организован прием налогов от физических лиц (транспортный налог, налог на имущество и землю) через устройства самообслуживания «Электронная касса». К 1 января 2008 г. в области уже был установлен 131 терминал. Вскоре такие устройства появятся в операционных залах налоговых инспекций. Считаю, что данный опыт необходимо внедрять во всех регионах России: во-первых, это удобно налогоплательщикам, а во-вторых, новые технологии позволят уйти от множества невыясненных платежей по налогам, поступающих в местные и региональные бюджеты.
– Часто муниципальные образования не могут получить данные о доходах в разрезе предприятий и организаций, находящихся на их территории, что затрудняет планирование доходной базы бюджета на предстоящий год. Как, на Ваш взгляд, должен решаться вопрос обеспечения муниципальных образований необходимой информацией?
– В рамках реализации федеральных законов от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было принято постановление Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов».
В соответствии с этими нормативными документами с 2005 г. территориальные налоговые органы представляют в финансовые органы субъектов РФ, а с 1 января 2006 г. – в муниципальные образования информацию о начисленных, уплаченных налогах и сборах, а также о сумме сложившейся задолженности (с учетом структуры этой задолженности, то есть данные о недоимке, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогах, сборах, пенях и штрафах) по налогам, сборам и иным обязательным платежам, контролируемым налоговыми органами.
Информационный массив формируется в разрезе плательщиков (юридических и физических лиц) субъекта РФ и муниципальных образований. В целях соблюдения положений ст. 102 Налогового кодекса РФ в отношении сведений, составляющих налоговую тайну, информация в адрес финансовых органов направляется без признаков, позволяющих идентифицировать конкретного плательщика.
В 2007 г. налоговая служба самостоятельно сформировала и представила в разрезе муниципальных образований отчеты о налоговой базе и структуре начислений по пяти видам налогов: НДФЛ, земельный налог, налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог. Начиная с 2008 г. в дополнение к указанным видам налогов предоставляется отчетность о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам еще по 16 видам налогов и сборов, которые в соответствии с Бюджетным кодексом участвуют в формировании доходов бюджетов субъектов РФ.
Представление информации в электронном виде позволяет сотрудникам финансовых органов самостоятельно получать итоги по любому интересующему признаку, в том числе в виде отчетных данных как в целом по субъекту РФ, так и по муниципальным образованиям, использовать полученную информацию для составления прогнозов поступления доходов и формирования среднесрочного финансового плана или проекта соответствующего бюджета.
Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ