Версия для печати 383 Материалы по теме
Рискориентированный подход — основа эффективного контроля

Количество проверок, проводимых органами финансового контроля, остается на неизменно высоком уровне. При этом увеличивается охват проверяемых сумм, первичных документов учета. А материальные, кадровые, временные ресурсы участников бюджетного процесса остаются практически неизменными. Одним из решений сложившейся ситуации может стать применение рискориентированного подхода при осуществлении контроля.

Татьяна Юрьевна Дю, директор Департамента финансов администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Новые инструменты

В настоящее время деятельность местных администраций и муниципальных учреждений охвачена контролем как со стороны внешней среды (контрольно-счетная палата, прокуратура, общественный контроль), так и внутренней (контрольно-ревизионные органы, ГРБС) (данные по Сургутскому району представлены в таблице). Все эти формы контроля четко регламентированы и подтвердили свою эффективность в течение длительного времени.

Таблица. Количество проверок, осуществляемых органами финансового контроля Сургутского района

№ п/п

Элементы системы контроля

2020 г.

2021 г.

2022 г.

1.

Органы внешнего и внутреннего финансового контроля

106

105

100

2.

Обработано платежных поручений, тыс. ед.

≈ 200

217

235

Однако же указанный контроль направлен прежде всего на выявление свершившихся фактов неэффективного использования бюджетных средств, а не на их предотвращение. При этом наиболее важным для целей предотвращения нарушений можно считать текущий контроль ГРБС (учредителя), который обладает всеми необходимыми сведениями и полномочиями для осуществления контроля за деятельностью учреждений. Здесь встает вопрос: как же организовать данный контроль, не превратив его в формальность. Объемы расходов бюджета растут, увеличивается количество обрабатываемых бюджетных, денежных обязательств, а также количество первичных документов учета, подтверждающих факты хозяйственной деятельности. Однако материальные, кадровые, временные ресурсы участников бюджетного процесса и прочих вовлеченных в его осуществление лиц остаются практически неизменными. Необходимы новые инструменты, позволяющие наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Так, в Сургутском районе финансовый орган взял на себя функцию методолога для внедрения системы контроля с учетом рискориентированного подхода. Мы ожидаем, что применение такого подхода при осуществлении финансового менеджмента предусматривает значительные возможности для повышения эффективности деятельности участников бюджетного процесса.

Разработка системы

Для начала нами была реализована задача по выявлению и оценке рисков по двум основным параметрам:

1) уровень последствий:

влияние риска на достижение установленных целевых индикаторов деятельности;

возможный материальный, финансовый или репутационный ущерб органу исполнительной власти или даже публично-правовому образованию в целом, а также, что не менее важно, ущерб жизни и здоровью граждан;

2) вероятность наступления события в течение определенного периода времени.

Исходя из оценки совокупности данных параметров была сформирована матрица или реестр рисков, с учетом их деления на несколько уровней (высокий, средний и низкий). Данная матрица наглядно показывает, на каких расходах или процедурах следует сосредоточить свое внимание при осуществлении контроля.

Далее мы разработали мероприятия, направленные на минимизацию рисков, с учетом имеющихся трудовых и временных ресурсов. В данном контексте под минимизацией понимается снижение вероятности наступления риска и (или) уменьшение негативных последствий его наступления. Меры по минимизации рисков тоже можно разделить на три основных блока: система контроля, кадры, инструменты.

Цифровизация

Как уже было отмечено, осуществление контроля должно отвечать принципам рациональности и целесообразности, когда затраты на его проведение (финансовые, временные, трудовые) не превышают полезный эффект от осуществления контроля. В этом значительно могут помочь современные инструменты — организация видео-конференц-связи, видеонаблюдения, совершенствование электронного документооборота, доработка программного обеспечения с точки зрения применения отдельных кодов бюджетной классификации в целях распределения расходов и бюджетных обязательств по степеням риска, настройка процедур согласования и санкционирования расходов, автоматизация взаимодействия между участниками бюджетного процесса, организация мест хранения (в том числе с использованием облачных сервисов) в цифровом виде документов, подтверждающих проведение контрольных мероприятий.

Финансовый орган Сургутского района планирует пойти по пути внедрения комплексной системы автоматизированного контроля, обеспечивающей интеграцию с имеющимися информационными системами, а также позволяющей охватить все этапы и процедуры контроля. Задача амбициозная, однако мы считаем, что такой подход позволит нам не только обеспечить эффективное использование бюджетных средств и взаимодействие всех участников бюджетных процедур, но и последующее успешное достижение установленных результатов деятельности в условиях ограниченности материальных, трудовых и временных ресурсов.

Блок «система контроля» включает в себя мероприятия по совершенствованию регламентов и инструкций, формирование карт контроля и проведение контрольных мероприятий как в отношении объектов контроля, так и в отношении отдельных процедур и операций. Блок «кадры» может содержать мероприятия по проведению организационно-штатных мероприятий, по повышению квалификации сотрудников, деятельность которых сопряжена с рисками, а также по перераспределению обязанностей между ними. Блок «инструменты» может включать в себя приобретение средств автоматизации, программного обеспечения, оборудования, а также иных материальных и нематериальных активов, необходимых для минимизации рисков.

При формировании системы для нас было важно учесть этапы контроля — предварительный, текущий и последующий.

Важность предварительного этапа контроля сложно переоценить. Наличие проверенной на практике, регламентированной системы правовых актов, устанавливающих порядки предоставления и распределения бюджетных ассигнований, своевременное утверждение карт контроля, четкое распределение функций между участниками системы контроля позволяет нивелировать множество рисков еще до начала совершения хозяйственных операций.

При осуществлении текущего контроля основными инструментами могут быть документарные и выездные проверки. При проведении выездных проверок важно не дублировать функции органов внешнего контроля. Выезд должен быть направлен в первую очередь на предупреждение наступления рисков, сопряженных с деятельностью конкретной организации в конкретный момент времени.

Последующий контроль должен быть направлен в том числе на анализ причин наступления негативных событий с точки зрения совершенствования системы рискориентированного подхода, пересмотра контрольных процедур, повышения эффективности использования бюджетных средств.

Внедрение системы контроля на основе рискориентированного подхода начато в Сургутском районе в текущем году. Впереди предстоит еще много работы по ее отладке, однако мы уверены, что результаты не заставят себя долго ждать. Следующим этапом развития системы запланирована автоматизация ее процессов.

Поделиться