Версия для печати 408 Материалы по теме
Амурская область: вызовы ЕНС и долговая политика региона

Переход на единый налоговый счет внес свои коррективы в бюджетный процесс Амурской области и ее муниципальных образований. На протяжении полугода мы отмечали нестабильность исполнения областного бюджета, вызванную в первую очередь невозможностью качественного планирования кассовых поступлений.

Татьяна Сергеевна Митрофанова, министр финансов Амурской области

Вызовы ЕНС

Кассовый план по налоговым доходам на январь 2023 года составил 0,9 миллиарда рублей, поэтому мы приняли решение привлечь кредит на кассовый разрыв в объеме 1,5 миллиарда рублей. При этом фактические кассовые поступления в январе составили 2,7 миллиарда рублей. В результате по состоянию на начало февраля на счете областного бюджета образовался остаток средств в сумме 1,5 миллиарда рублей. В феврале доходы составили минус 0,8 миллиарда рублей при прогнозе в минус 2,1 миллиарда (рисунок 1). Ситуация стабилизировалась только к июню.

В этих условиях приходилось оперативно решать вопросы по подкреплению счетов областного и местных бюджетов. В первом квартале 2023 года область активно использовала бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. Большинство городских округов области в этом году впервые воспользовались этим механизмом. Для этого в 2022 году была проведена методическая работа по разъяснению муниципальным образованиям порядка привлечения данного вида бюджетных кредитов. В общей сложности на пополнение остатка средств в областной бюджет привлечено 5,5 миллиарда рублей, на счета местных бюджетов — 0,6 миллиарда рублей. Мы считаем целесообразным предоставить возможность получения бюджетных кредитов на кассовый разрыв также муниципальным районам и муниципальным округам.

Мы считаем целесообразным предоставить возможность получения бюджетных кредитов на кассовый разрыв помимо городских округов также муниципальным районам и муниципальным округам

В этой нестабильной ситуации финансовую поддержку остальных муниципальных образований области мы осуществляли через предоставление в опережающие сроки межбюджетных трансфертов: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидий на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими отдельных расходных обязательств. Для тех, кто не являлся получателем дотаций, в феврале текущего года мы оперативно внесли в областной бюджет изменения, предусматривающие предоставление бюджетных кредитов для покрытия временных кассовых разрывов.

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс в части применения нулевой налоговой ставки по налогу на имущество организаций в отношении объектов магистральных газопроводов переплата по налогу, образовавшаяся за период 2019–2021 годов в объеме 6,1 миллиарда рублей, подлежит возврату налогоплательщику. С целью недопущения разбалансировки бюджета составлен и согласован с налогоплательщиком график поэтапного возврата переплаты до 2027 года. В связи с введением ЕНС при попытке осуществления возврата части переплаты в мае вместо списания с единого счета бюджета произошло зачисление в бюджет 5,5 миллиарда рублей, а в августе, наоборот, вне плана списано 1,1 миллиарда рублей. Благодаря проведенным УФНС по Амурской области мероприятиям и комплексу работ по корректировке сальдо ЕНС налогоплательщика ошибку по зачислению и списанию удалось устранить, но для этого понадобилось более месяца времени.

Относительной стабилизации ситуации удалось достичь лишь в третьем квартале. Значимую роль сыграли поправки в налоговом законодательстве (Федеральный закон от 29 мая 2023 года № 196‑ФЗ), в соответствии с которыми изменилась последовательность при определении принадлежности сумм ЕНП в пользу НДФЛ. В соответствии с уточненной оценкой налоговой службы к концу года мы ожидаем прирост налоговых доходов консолидированного бюджета к первоначальному плану в размере 10,9 миллиарда рублей, или 14%. В том числе по бюджетообразующим налогам: НДФЛ — на 2 миллиарда рублей, на прибыль организаций — на 7 миллиардов рублей (рисунок 2).

Долговая политика

Так как объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Амурской области в этом году значительно сократился, снизился темп роста доходов по сравнению с предыдущими годами, а обязательства капитального характера, принятые в предшествующие годы, остались, областной бюджет вынужден увеличить привлечение кредитов коммерческих организаций на погашение дефицита бюджета. Это приводит к существенным рискам в исполнении бюджета, поскольку рост ключевой ставки Центрального банка России напрямую влияет на рост расходов на обслуживание государственного долга. Так, в 2023 году данный вид расходов запланирован в объеме 1,2 миллиарда рублей, что почти в два раза превышает фактический показатель за 2022 год.

Увеличение объема бюджетных кредитов в структуре государственного долга Амурской области связано с развитием нового механизма государственной поддержки — инфраструктурного меню (рисунок 3). В 2022 году на льготных условиях — по ставке 3% годовых на 15 лет — мы взяли инфраструктурный бюджетный кредит в сумме 0,8 миллиарда рублей. Общий объем привлекаемых в 2022–2025 годах в субъект средств составит 3,4 миллиарда рублей. Указанные деньги пойдут на реконструкцию очистных сооружений канализации в Благовещенске, строительство детского сада на 350 мест в рамках реализации инвестиционного проекта «Комплексная застройка территории „Северный жилой район“», а также закупку автобусов для общественного пользования.

Также в рамках инфраструктурного меню в 2023 году мы привлекли специальные казначейские кредиты на общую сумму 2,6 миллиарда рублей. Средства будут направлены на создание и развитие инфраструктуры трех городов области в рамках мастер-планов их развития.

Предоставленные федеральным центром бюджетные кредиты в сумме 0,9 миллиарда рублей в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств позволят Амурской области досрочно приобрести и провести монтаж и ввод в эксплуатацию фельдшерско-акушерских пунктов в четырех селах региона. Кроме того, на эти средства мы планируем привести в нормативное состояние автомобильные дороги и завершить реконструкцию набережной реки Амур.

Долговая нагрузка на областной бюджет находится на оптимальном уровне. Согласно классификации субъектов РФ, проведенной Минфином России в конце сентября 2023 года, Амурская область относится к регионам со средним уровнем долговой устойчивости.

Социальные проекты

На протяжении ряда лет областной бюджет остается социально направленным. Доля социально значимых расходов составляет более половины всех расходов (рисунок 4). На территории области реализуются такие соцпроекты, как «Создание школьного кафе», замена в школах области деревянных окон на металлопластиковые. В рамках национальных проектов мы создаем модульные библиотеки, кванториумы, ИТ-кубы, «Точки роста», обновляем цифровую образовательную среду для развития цифровых навыков учеников.

Учитывая климатические условия региона, существенную долю у нас занимают расходы на подготовку к отопительному периоду. В части ЖКХ мы видим риски, связанные с ростом цен на уголь и мазут.

Дополнительную нагрузку на областной бюджет оказывает поддержка участников специальной военной операции и членов их семей. Из областного бюджета финансируется:

  • бесплатное питание детей мобилизованных, обучающихся в 5–11-х классах;
  • компенсация 75% стоимости путевок в загородные летние оздоровительные лагеря Амурской области;
  • компенсация 100% родительской платы в детских садах;
  • выплата стипендии детям военнослужащих, обучающимся в учреждениях среднего профессионального образования области;
  • единовременная выплата на частичную компенсацию жилищно-коммунальных услуг;
  • единовременная материальная помощь гражданам, направляемым для участия в СВО, а также добровольцам;
  • единовременная материальная помощь гражданам, получившим ранение в СВО;
  • единовременная материальная помощь членам семей граждан, погибших в СВО.

Для обеспечения указанных выплат пересмотрен приоритет в расходах областного бюджета. Сокращены расходы на содержание сети учреждений, субсидии юридическим лицам.

Несмотря на трудности, вызванные возрастающей нагрузкой на региональный бюджет, социальные обязательства регион выполняет в полном объеме. Взвешенная бюджетная политика позволяет сохранить устойчивость областного бюджета и решить все стоящие перед нами задачи.

Поделиться