Версия для печати 386 Материалы по теме

Наряду с возможностью осуществления заимствований некоторые акторы[1] бюджетной системы используют еще один механизм, реализуемый с помощью российской банковской системы, — размещение бюджетных средств в кредитных организациях с целью получения дополнительного дохода. В отличие от механизма банковского кредитования порядок и правила размещения бюджетных средств регулируются подзаконными актами различного уровня, тогда как федеральное законодательство определяет лишь допустимость соответствующих операций и регулирует их субъектный состав.

Изложенное обуславливает вариативность и разнообразие применяемых механизмов размещения средств. Различия встречаются почти в каждом элементе процесса — определение начальных процентных ставок (анализ рынка, привязка к индикативным ставкам или отказ от установления нижней границы ценового предложения), проведение отборов заявок (в электронном виде, на бумажном носителе или с использованием биржевых систем), порядок заключения сделок (на бумажном носителе или с использованием систем ЭДО). Перечень кредитных организаций, допускаемых к отборам заявок, также разнится в силу того, что на федеральном уровне установлены лишь минимальные требования к банкам, и некоторые региональные администрации пользуются правом установить более жесткие критерии отбора. Указанная разнородность ведет к возникновению рисков и проблематики, индивидуальных для каждого механизма в силу его специфики и содержания.

При этом комплексный анализ указанных механизмов показывает, что наиболее результативным и проработанным (как с позиции максимизации получаемых доходов и оперативности управления остатками средств, так и с точки зрения открытости процесса) является набор средств и методов, реализуемый Федеральным казначейством. В частности, размещение средств проводится с использованием биржевой инфраструктуры, что позволяет максимально упростить и ускорить процесс определения победителей.

Кроме того, Казначейством России применяется наиболее широкий набор сделок и финансовых инструментов (размещение средств на депозитах и счетах, сделки РЕПО, сделки с привлечением центрального контрагента и без такового), различные виды процентных ставок (фиксированные и плавающие), а также различные сроки размещения (от одного дня до полугода). При этом важно отметить, что казначейство размещает не только средства федерального бюджета, но и средства единого казначейского счета, а также средства Фонда пенсионного и социального страхования, обеспечивая таким образом поступление дополнительных доходов в региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

В. А. Абрукин, начальник управления по работе с бюджетной системой департамента государственных финансов АО «СМП Банк»



[1] Действующий субъект, совершающий действия, направленные на других.

Поделиться