Версия для печати 620 Материалы по теме
Липецкая область: мотивация органов МСУ и отказ от коммерческих кредитов

Липецкая область, как и большинство других регионов страны, не избежала ряда сложностей при исполнении бюджета 2023 года. Финансовое управление региона продолжает мониторить поступления в связи с введением единого налогового платежа. ЕНП, долговую политику и работу с муниципалитетами мы обсудили с заместителем губернатора Липецкой области — начальником Управления финансов Вячеславом Михайловичем Щеглеватых.

— Вячеслав Михайлович, с какими сложностями столкнулась Липецкая область при исполнении бюджета 2023 года?

— Исполнение бюджета Липецкой области в текущем году имеет ряд особенностей, связанных с геополитической ситуацией и санкционным давлением, а также с переходным периодом, обусловленным отменой института консолидированной группы налогоплательщиков. В первую очередь от санкций пострадали предприятия, выпускающие продукцию, ориентированную на экспорт. В целях снижения нагрузки на эти предприятия Правительство Липецкой области приняло решение о дополнительных налоговых преференциях.

Конечно, Липецкая область, как и другие субъекты РФ, столкнулась с проблемами в процессе внедрения механизма единого налогового платежа в начале текущего года. Переход на ЕНП сопровождался неравномерным поступлением налоговых доходов, у органов местного самоуправления возникали временные кассовые разрывы при исполнении местных бюджетов.

Но, несмотря на сложности, экономика региона продолжает развиваться, и в настоящее время можно говорить о том, что плановые значения по всем доходным источникам регионального бюджета будут исполнены. Поступление налогов мы прогнозируем выше уровня прошлого года, в основном за счет налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.

— Что предпринимали, чтобы нивелировать проблему кассовых разрывов?

— Иногда кассовые разрывы возникали не только из-за формирования сальдо на едином налоговом счете. Например, выявлялись факты неточного заполнения в декларациях и личных кабинетах налогоплательщиков реквизитов: суммы платежа или ОКТМО. Это приводило к техническим ошибкам и некорректному списанию сумм переплат из бюджетов муниципальных образований. И только благодаря адресной работе с плательщиками и налоговыми органами нам удавалось уточнить суммы платежей и реквизиты получателя. В результате денежные средства в течение месяца зачислялись на счета доходов бюджетов.

Для своевременного финансирования первоочередных и социально значимых мероприятий Правительство Липецкой области держало ситуацию на постоянном контроле. В случае недостаточности у муниципалитетов собственных доходов оперативно решали вопрос о предоставлении им финансовой помощи в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и бюджетных кредитов.

892,2 млрд руб. — планируемый объем ВРП Липецкой области в 2024 году

Мы участвовали в рабочих группах по формированию массивов данных, необходимых для анализа и прогнозирования доходов бюджетов, с налоговыми органами и федеральными структурами, проводили разъяснительную работу с органами местного самоуправления. В адрес федеральных органов направляли предложения по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства. В частности, о переносе сроков уплаты налогов на более ранний период, а также об исключении НДФЛ из единого налогового платежа.

Из решенных вопросов я могу отметить налаженное информационное взаимодействие с налоговой службой и оперативное решение вопросов финансирования местных бюджетов при возникновении временных кассовых разрывов. Но расслабляться пока рано, мы продолжаем взаимодействовать с налоговыми органами и вести постоянный мониторинг налоговых поступлений для своевременного выявления проблемных вопросов и принятия соответствующих мер.

— Расскажите о вашей долговой политике. Претерпела ли она изменения?

— Поддержание оптимальной структуры государственного долга и обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств находится на постоянном контроле правительства региона. Для реализации инфраструктурных проектов Липецкая область привлекла из федерального бюджета инфраструктурные бюджетные кредиты в сумме 1,4 миллиарда рублей и специальные казначейские кредиты в сумме 1,6 миллиарда рублей. Эти дополнительные ресурсы мы направляем на возведение социальных объектов, строительство и реконструкцию коммунальной инфраструктуры, а также на приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.

Также в 2023 году мы привлекали средства в виде бюджетных кредитов на опережающее финансирование приоритетного строительства и реконструкцию объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры. Объем таких заимствований составил 2,4 миллиарда рублей.

Эти инструменты будут способствовать формированию комфортных условий для проживания граждан и улучшению качества их жизни. Проводимая нами долговая политика позволила отказаться от привлечения коммерческих заимствований и сохранить долговую нагрузку на бюджет на безопасном уровне.

Рейтинг особой экономической зоны ППТ «Липецк»

1-е место в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности ОЭЗ России 2022 года.

1-е место — оценка эффективности функционирования ОЭЗ промышленно-производственного типа по итогам 2022 года, произведенная Министерством экономического развития РФ.

1-е место в ESG-рейтинге по итогам 2023 года, проведенного Ассоциацией кластеров и технопарков России.

По состоянию на 1 ноября 2023 года объем государственного долга Липецкой области составляет 15,3 миллиарда рублей. 18 сентября 2023 года Аналитическое кредитное рейтинговое агентство подтвердило кредитный рейтинг Липецкой области на уровне AA(RU), прогноз «Стабильный», выпусков облигаций области — также на уровне AA(RU).

— Появились ли у вас в этом году какие-то новшества в работе с муниципалитетами?

— Да, некоторые новации у нас есть. Например, для повышения мотивации работников органов местного самоуправления поселений мы внедрили систему грантов из областного бюджета за лучшие практики в их деятельности. На мой взгляд, такой механизм должен простимулировать первичное звено муниципальных образований активнее взаимодействовать с населением, работать над созданием достойных условий проживания граждан на подведомственных территориях.

В настоящее время мы проводим оценку муниципалитетов. Мы анализируем такие показатели, как: динамика численности населения на 1 января 2023 года по сравнению с данными на 1 января 2022 года; доля населения муниципального образования, принявшего участие в собраниях граждан в 2022 году, от общей численности населения на 1 января 2023 года; количество проведенных публичных слушаний в муниципальном образовании за 2022 год и другие. В ближайшее время результаты конкурса будут опубликованы на сайте Правительства Липецкой области.

— В завершение хотелось бы узнать, как идет работа над проектировками бюджета 2024 года?

— Эта работа находится в завершающей стадии. Проект закона внесен в законодательный орган, впереди работа с депутатским корпусом и сессия областного Совета депутатов по его утверждению. В проекте бюджета запланировано повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, индексация социальных пособий, увеличение ассигнований на меры социальной поддержки населения и реального сектора экономики.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться