№ 12 декабрь 2023 — 07 декабря 2023

Системный подход к продвижению территорий

Версия для печати 1912 Материалы по теме
Системный подход к продвижению территорий

Анализ принятых в субъектах РФ официальных документов по вопросам развития туризма показывает, что в большинстве регионов сильными сторонами считают уникальное географическое положение, богатое культурно-историческое наследие и природный потенциал. В приоритете — культурно-познавательный, рекреационный, деловой и событийный виды туризма. Может показаться, что туристам предлагают похожий продукт и на таком фоне трудно выделиться. В действительности же все регионы имеют свое уникальное лицо. В этом мы еще раз убедились на Международной выставке-форуме «Россия», которая с ноября 2023 года до апреля 2024-го проходит на ВДНХ.

Марина Александровна Клишина, первый заместитель генерального директора Центра исследований бюджетных отношений

Ольга Вячеславовна Манусаджян, заместитель руководителя направления по развитию бюджетного сектора Центра исследований бюджетных отношений

Маркетинг мест

В начале XX века американский экономист и маркетолог Филип Котлер ввел термин «маркетинг мест», включающий в себя брендинг, формирование имиджа территории и ее комплексное продвижение. Еще в Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года[1] в качестве основной задачи было определено формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках.

Российские регионы подходят к данной задаче с разной степенью системности. Как видно из государственных программ субъектов РФ и анализа закупок, основной акцент делается на распространении информации: через публикации в СМИ, участие в отраслевых мероприятиях, организацию пресс-туров и так далее. В то же время анализу и мониторингу ситуации, брендированию и выработке концептуальных решений уделяется гораздо меньше внимания. Но есть и позитивные примеры. Так, в Санкт-Петербурге разрабатывается система туристского мониторинга и комплексный план повышения туристской конкурентоспособности. В Ярославской, Самарской областях, Республике Татарстан и ряде других регионов углубленно исследуют туристический поток.

Реализация системного подхода к продвижению территории включает комплекс взаимосвязанных мер:

  • оценка туристического потенциала территории;
  • оценка сложившегося туристического потока;
  • понимание желаемого туристического потока;
  • выявление факторов, привлекающих и отталкивающих туристов;
  • брендирование территории;
  • распространение информации о территории.
Поделиться