Анализ принятых в субъектах РФ официальных документов по вопросам развития туризма показывает, что в большинстве регионов сильными сторонами считают уникальное географическое положение, богатое культурно-историческое наследие и природный потенциал. В приоритете — культурно-познавательный, рекреационный, деловой и событийный виды туризма. Может показаться, что туристам предлагают похожий продукт и на таком фоне трудно выделиться. В действительности же все регионы имеют свое уникальное лицо. В этом мы еще раз убедились на Международной выставке-форуме «Россия», которая с ноября 2023 года до апреля
Марина Александровна Клишина, первый заместитель генерального директора Центра исследований бюджетных отношений
Ольга Вячеславовна Манусаджян, заместитель руководителя направления по развитию бюджетного сектора Центра исследований бюджетных отношений
Маркетинг мест
В начале XX века американский экономист и маркетолог Филип Котлер ввел термин «маркетинг мест», включающий в себя брендинг, формирование имиджа территории и ее комплексное продвижение. Еще в Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года[1] в качестве основной задачи было определено формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках.
Российские регионы подходят к данной задаче с разной степенью системности. Как видно из государственных программ субъектов РФ и анализа закупок, основной акцент делается на распространении информации: через публикации в СМИ, участие в отраслевых мероприятиях, организацию пресс-туров и так далее. В то же время анализу и мониторингу ситуации, брендированию и выработке концептуальных решений уделяется гораздо меньше внимания. Но есть и позитивные примеры. Так, в Санкт-Петербурге разрабатывается система туристского мониторинга и комплексный план повышения туристской конкурентоспособности. В Ярославской, Самарской областях, Республике Татарстан и ряде других регионов углубленно исследуют туристический поток.
Реализация системного подхода к продвижению территории включает комплекс взаимосвязанных мер:
- оценка туристического потенциала территории;
- оценка сложившегося туристического потока;
- понимание желаемого туристического потока;
- выявление факторов, привлекающих и отталкивающих туристов;
- брендирование территории;
- распространение информации о территории.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти