Остатки временно свободных средств на счетах бюджета — один из наиболее важных инструментов, доступных региональным властям при финансировании дефицита бюджета. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) проанализировало внутригодовую ликвидность бюджетов российских регионов.
Илья Александрович Цыпкин, эксперт группы суверенных и региональных рейтингов АКРА
Елена Сергеевна Анисимова, старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА
Динамика объема остатков
По итогам 2022 года совокупный объем накопленных средств российских регионов[1] составил около 2,3 триллиона рублей, из которых около трети приходилось на Москву (770 миллиардов рублей), около половины — на Москву и еще четыре субъекта РФ: Санкт-Петербург (236 миллиардов), ЯНАО и Кемеровскую область — Кузбасс (99 и 85 миллиардов соответственно), а также Краснодарский край (82 миллиарда). К субъектам РФ с наименьшим объемом накопленных средств по итогам минувшего года относятся Чукотский автономный округ, Республика Карелия, Псковская область (порядка 0,3 миллиарда рублей в каждом из упомянутых регионов), республики Тыва и Калмыкия (0,1 и 0,05 миллиарда соответственно).
Практически ежегодно наибольший объем остатков у субъектов РФ формируется под конец лета, когда значительный объем доходов в бюджет уже зачислен, а основные расходы еще не исполнены. В дополнение к этому у регионов есть возможность привлекать временно свободные средства своих автономных и бюджетных учреждений, что позволяет на время увеличить объем собственной ликвидности. Текущий год не стал исключением: по данным единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», совокупный объем остатков на счетах регионов на 1 октября 2023 года увеличился на 19% по сравнению с сопоставимым периодом годом ранее и составил более 4,1 триллиона рублей (рисунок 1). Это является одним из лучших результатов за всю историю наблюдений. Тем не менее, несмотря на рост совокупного показателя, в 29 субъектах РФ объем временно свободных средств за аналогичный период снизился. В то же время ряд регионов, наоборот, показали значительный прирост показателя, в том числе в 17 субъектах показатель увеличился более чем вдвое, что позволило обеспечить положительную динамику совокупного показателя (таблица).
Таблица. Объем временно свободных средств на счетах субъектов РФ по состоянию на указанную дату, млн руб.
01.01.2022 |
01.10.2022 |
01.01.2023 |
01.10.2023 |
|
Всего по анализируемым субъектам* |
2 069 664 |
3 446 825 |
2 277 360 |
4 111 942 |
Алтайский край |
29 493 |
31 028 |
22 526 |
26 872 |
Амурская область |
3797 |
2377 |
1749 |
8947 |
Архангельская область |
2300 |
3502 |
3012 |
1566 |
Астраханская область |
5817 |
22 474 |
15 946 |
23 290 |
Белгородская область |
39 235 |
27 621 |
10 534 |
22 797 |
Брянская область |
5218 |
15 656 |
11 322 |
20 483 |
Владимирская область |
14 118 |
15 362 |
12 084 |
20 297 |
Волгоградская область |
858 |
2190 |
612 |
4931 |
Вологодская область |
49 252 |
70 411 |
60 072 |
76 477 |
Воронежская область |
29 870 |
45 859 |
33 283 |
50 820 |
Еврейская автономная область |
2832 |
2162 |
2163 |
1914 |
Забайкальский край |
833 |
3871 |
1338 |
14 920 |
Ивановская область |
5730 |
15 246 |
10 024 |
21 622 |
Иркутская область |
2729 |
31 003 |
13 189 |
20 884 |
Кабардино-Балкарская Республика |
1553 |
6157 |
7006 |
10 855 |
Калининградская область |
12 332 |
21 411 |
20 786 |
20 350 |
Калужская область |
7689 |
13 623 |
5100 |
15 688 |
Камчатский край |
2015 |
3500 |
6610 |
8330 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1140 |
2188 |
1128 |
6080 |
Кемеровская область — Кузбасс |
40 708 |
134 192 |
84 592 |
105 385 |
Кировская область |
5371 |
9528 |
5485 |
9615 |
Костромская область |
3619 |
5056 |
2151 |
4245 |
Краснодарский край |
61 389 |
87 490 |
82 425 |
121 533 |
Красноярский край |
88 765 |
12 6575 |
72 107 |
123 189 |
Курганская область |
2978 |
7200 |
4651 |
11 788 |
Курская область |
11 887 |
8583 |
9661 |
9779 |
Ленинградская область |
12 868 |
28 475 |
12 561 |
67 311 |
Липецкая область |
36 082 |
45 729 |
33 182 |
52 445 |
Магаданская область |
143 |
37 |
442 |
1994 |
Московская область |
82 756 |
12 5679 |
22 150 |
175 285 |
Мурманская область |
20 098 |
12 745 |
1323 |
15 934 |
Ненецкий автономный округ |
1806 |
8743 |
7452 |
6314 |
Нижегородская область |
27 490 |
36 598 |
26 738 |
55 137 |
Новгородская область |
4587 |
16 236 |
10 059 |
16 947 |
Новосибирская область |
11 169 |
25 267 |
19 349 |
23 907 |
Омская область |
347 |
6383 |
2121 |
10 980 |
Оренбургская область |
20 702 |
29 067 |
20 727 |
31 834 |
Орловская область |
3032 |
7670 |
2849 |
5461 |
Пензенская область |
4467 |
9483 |
5969 |
12 029 |
Пермский край |
16 352 |
39 439 |
14 970 |
43 875 |
Приморский край |
9695 |
16 057 |
4705 |
34 793 |
Псковская область |
1430 |
141 |
256 |
8934 |
Республика Адыгея |
3980 |
6780 |
1719 |
3857 |
Республика Алтай |
753 |
2929 |
2301 |
2191 |
Республика Башкортостан |
17 873 |
36 176 |
14 584 |
32 310 |
Республика Бурятия |
322 |
9188 |
415 |
6583 |
Республика Дагестан |
16 977 |
9003 |
3815 |
7507 |
Республика Ингушетия |
161 |
1448 |
1073 |
727 |
Республика Калмыкия |
55 |
140 |
54 |
421 |
Республика Карелия |
1195 |
2517 |
285 |
7742 |
Республика Коми |
5640 |
23 703 |
13 759 |
30 577 |
Республика Крым |
5433 |
15 817 |
14 484 |
22 161 |
Республика Марий Эл |
3022 |
9124 |
6702 |
11 101 |
Республика Мордовия |
3488 |
6677 |
2737 |
4157 |
Республика Саха (Якутия) |
33 812 |
31 573 |
20 587 |
18 959 |
Республика Северная Осетия — Алания |
1443 |
5232 |
3155 |
5073 |
Республика Татарстан |
27 098 |
79 933 |
30 912 |
83 404 |
Республика Тыва |
965 |
745 |
114 |
7161 |
Республика Хакасия |
1357 |
14 344 |
4395 |
4064 |
Ростовская область |
2950 |
14 060 |
3781 |
32 568 |
Рязанская область |
6571 |
19 999 |
11 551 |
23 800 |
Самарская область |
34 197 |
67 615 |
31 677 |
58 629 |
Саратовская область |
5291 |
11 509 |
6113 |
14 881 |
Сахалинская область |
3617 |
54 183 |
58 928 |
90 601 |
Свердловская область |
6001 |
48 594 |
24 618 |
97 061 |
Смоленская область |
5326 |
14 344 |
8821 |
24 322 |
Ставропольский край |
19 348 |
43 996 |
35 330 |
43 930 |
Тамбовская область |
3753 |
10 879 |
3383 |
11 262 |
Тверская область |
15 350 |
26 312 |
27 682 |
40 327 |
Томская область |
2611 |
14 325 |
4227 |
7886 |
Тульская область |
4391 |
11 873 |
4754 |
13 907 |
Тюменская область |
86 086 |
92 764 |
37 624 |
91 970 |
Удмуртская Республика |
282 |
1860 |
522 |
4040 |
Ульяновская область |
246 |
147 |
1004 |
7920 |
Хабаровский край |
6769 |
17 201 |
12 391 |
16 610 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
49 654 |
83 928 |
26 971 |
87 739 |
Челябинская область |
54 682 |
71 021 |
43 383 |
87 769 |
Чеченская Республика |
138 |
2094 |
1595 |
503 |
Чувашская Республика |
9092 |
17 064 |
13 876 |
26 672 |
Чукотский автономный округ |
4881 |
3947 |
308 |
2819 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
63 061 |
12 1818 |
99 398 |
13 5988 |
Ярославская область |
3152 |
4437 |
2387 |
11 526 |
Москва |
796 540 |
999 579 |
770 448 |
1 190 925 |
Санкт-Петербург |
74 928 |
31 1804 |
23 6779 |
39 1100 |
Севастополь |
2619 |
4130 |
4310 |
23 352 |
* Без учета новых субъектов по причине недостаточности информации.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
Отличительной особенностью последних лет стал рост совокупного объема временно свободных средств на счетах регионов при снижении доли Москвы (рисунок 2). Так, если в
Дефицит покрыть остатками
По данным на 17 октября 2023 года, совокупный запланированный дефицит всех субъектов РФ по итогам текущего года может превысить 2,8 триллиона рублей (плановые значения обычно достаточно консервативны). При этом отдельным регионам, по мнению АКРА, удастся полностью его профинансировать за счет временно свободных средств.
Так, у 47 субъектов РФ остатки на начало года покрывали более половины объема запланированного дефицита бюджета текущего года, а у 23 субъектов РФ плановый дефицит покрывается остатками полностью (рисунок 3). Однако в восьми субъектах РФ, в том числе в Республике Калмыкия, Чукотском автономном округе, республиках Бурятия и Карелия, а также в Псковской области, остатки на начало года покрывали менее 5% запланированного по итогам года дефицита бюджета.
Остатки на депозитах и ЕКС
Остатки средств на счетах позволяют не только закрывать внутригодовые кассовые разрывы и финансировать дефицит бюджета по итогам года, но и приносят дополнительные неналоговые доходы в бюджеты регионов. Процентные доходы от размещения временно свободных средств на депозитах в банках или от размещения на едином казначейском счете (ЕКС)[2] на 1 сентября 2023 года составляли 128 миллиардов рублей, что на 43% меньше аналогичного показателя годом ранее, но более чем вдвое превосходит значение на 1 сентября 2021 года (рисунок 4).
Согласно данным бюджетной отчетности, на 1 января 2023 года у 12 субъектов[3] были размещены остатки на депозитах на общую сумму 1,3 триллиона рублей (0,6 триллиона без учета средств Москвы). Исходя из данных Банка России, на 1 августа 2023 года на депозитах было размещены уже 1,9 триллиона рублей средств бюджетов. Практически каждый год по состоянию на август максимальная доля размещенных средств приходится на ВТБ (в 2022 году данные не раскрывались) (рисунок 5). Размещение средств на депозитах, по мнению АКРА, может являться более гибким инструментом для регионов по сравнению с размещением средств на ЕКС, поскольку позволяет самостоятельно управлять средствами и сроками их размещения. В то же время размещение на ЕКС позволяет снизить издержки управления ликвидностью за счет внешнего управления такими операциями.
На ЕКС консолидируются средства субъектов РФ, в том числе свободные остатки средств, не размещенных на депозитах или не используемых в других инструментах управления ликвидностью. Без учета средств Москвы доля средств, размещенных на ЕКС, составила 62% совокупного объема остатков (при учете средств Москвы, бо`льшая часть которых размещается на депозитах, доля средств на ЕКС не превышала 43%). Благодаря ЕКС процентный доход получают все субъекты, а размер этого дохода максимизирован.
Высокий кредитный рейтинг = высокая ликвидность
Концентрация ликвидных остатков наблюдается в основном в регионах с высоким кредитным рейтингом (рисунок 6). По большей части это связано с возможностью регионов финансировать часть расходов по итогам года за счет накопленной ликвидности без необходимости увеличения долговой нагрузки. Это, в свою очередь, помогает нивелировать риски волатильности доходов бюджета и финансировать кассовые разрывы в середине года в случае их появления.
Возможность финансировать расходы внутри года за счет накопленных ранее средств можно отобразить, если сопоставить объем остатков на счетах субъекта РФ на начало месяца с объемом расходов по итогам этого же месяца. Расчеты указывают, что у субъектов с более высоким кредитным рейтингом указанный показатель, как правило, выше, чем у регионов с более низким рейтингом (рисунок 7). При этом у регионов, относящихся к категориям BB(RU) и BBB(RU), соотношение остатков и расходов ниже, чем среднее значение в целом по России, а в отдельные месяцы ниже 1. У субъектов категорий AA(RU) и AAA(RU), напротив, бо`льшую часть года остатки на счетах в несколько раз превосходят ежемесячные расходы бюджета.
Остатки на счетах субъектов в текущем году могут сыграть ключевую роль в финансировании дефицита бюджетов по итогам года. Одной части регионов они позволят избежать прироста долга, другой — продолжить получать доходы от размещения средств, что приведет к увеличению собственных доходов. Процентные доходы от размещенных средств бюджетов за девять месяцев текущего года уже превзошли показатель за весь 2021 год и, скорее всего, будут расти вплоть до декабря. В то же время исторический максимум по внутригодовой ликвидности субъектов РФ, с одной стороны, свидетельствует об опережающем росте доходов бюджетов над их расходами, с другой — позволяет предположить сохранение достаточного объема остатков в конце года, что позволит регионам обеспечить финансирование запланированного дефицита и в 2024 году.
[1] В расчет не вошли бюджеты четырех новых субъектов РФ по причине недостаточности информации.
[2] Для тех субъектов, которые не имеют права размещать депозиты, или для тех, кто не пользуется этой возможностью. Механизм заработал в 2021 году.
[3] Возможности размещения ограничиваются статьей 236 Бюджетного кодекса.