№ 12 декабрь 2023 — 07 декабря 2023

Анализ внутригодовой ликвидности бюджетов российских регионов

Версия для печати 1610 Материалы по теме
Анализ внутригодовой ликвидности бюджетов российских регионов

Остатки временно свободных средств на счетах бюджета — один из наиболее важных инструментов, доступных региональным властям при финансировании дефицита бюджета. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) проанализировало внутригодовую ликвидность бюджетов российских регионов.

Илья Александрович Цыпкин, эксперт группы суверенных и региональных рейтингов АКРА

Елена Сергеевна Анисимова, старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА

Динамика объема остатков

По итогам 2022 года совокупный объем накопленных средств российских регионов[1] составил около 2,3 триллиона рублей, из которых около трети приходилось на Москву (770 миллиардов рублей), около половины — на Москву и еще четыре субъекта РФ: Санкт-Петербург (236 миллиардов), ЯНАО и Кемеровскую область — Кузбасс (99 и 85 миллиардов соответственно), а также Краснодарский край (82 миллиарда). К субъектам РФ с наименьшим объемом накопленных средств по итогам минувшего года относятся Чукотский автономный округ, Республика Карелия, Псковская область (порядка 0,3 миллиарда рублей в каждом из упомянутых регионов), республики Тыва и Калмыкия (0,1 и 0,05 миллиарда соответственно).

Практически ежегодно наибольший объем остатков у субъектов РФ формируется под конец лета, когда значительный объем доходов в бюджет уже зачислен, а основные расходы еще не исполнены. В дополнение к этому у регионов есть возможность привлекать временно свободные средства своих автономных и бюджетных учреждений, что позволяет на время увеличить объем собственной ликвидности. Текущий год не стал исключением: по данным единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», совокупный объем остатков на счетах регионов на 1 октября 2023 года увеличился на 19% по сравнению с сопоставимым периодом годом ранее и составил более 4,1 триллиона рублей (рисунок 1). Это является одним из лучших результатов за всю историю наблюдений. Тем не менее, несмотря на рост совокупного показателя, в 29 субъектах РФ объем временно свободных средств за аналогичный период снизился. В то же время ряд регионов, наоборот, показали значительный прирост показателя, в том числе в 17 субъектах показатель увеличился более чем вдвое, что позволило обеспечить положительную динамику совокупного показателя (таблица).

Таблица. Объем временно свободных средств на счетах субъектов РФ по состоянию на указанную дату, млн руб.

01.01.2022

01.10.2022

01.01.2023

01.10.2023

Всего по анализируемым субъектам*

2 069 664

3 446 825

2 277 360

4 111 942

Алтайский край

29 493

31 028

22 526

26 872

Амурская область

3797

2377

1749

8947

Архангельская область

2300

3502

3012

1566

Астраханская область

5817

22 474

15 946

23 290

Белгородская область

39 235

27 621

10 534

22 797

Брянская область

5218

15 656

11 322

20 483

Владимирская область

14 118

15 362

12 084

20 297

Волгоградская область

858

2190

612

4931

Вологодская область

49 252

70 411

60 072

76 477

Воронежская область

29 870

45 859

33 283

50 820

Еврейская автономная область

2832

2162

2163

1914

Забайкальский край

833

3871

1338

14 920

Ивановская область

5730

15 246

10 024

21 622

Иркутская область

2729

31 003

13 189

20 884

Кабардино-Балкарская Республика

1553

6157

7006

10 855

Калининградская область

12 332

21 411

20 786

20 350

Калужская область

7689

13 623

5100

15 688

Камчатский край

2015

3500

6610

8330

Карачаево-Черкесская Республика

1140

2188

1128

6080

Кемеровская область — Кузбасс

40 708

134 192

84 592

105 385

Кировская область

5371

9528

5485

9615

Костромская область

3619

5056

2151

4245

Краснодарский край

61 389

87 490

82 425

121 533

Красноярский край

88 765

12 6575

72 107

123 189

Курганская область

2978

7200

4651

11 788

Курская область

11 887

8583

9661

9779

Ленинградская область

12 868

28 475

12 561

67 311

Липецкая область

36 082

45 729

33 182

52 445

Магаданская область

143

37

442

1994

Московская область

82 756

12 5679

22 150

175 285

Мурманская область

20 098

12 745

1323

15 934

Ненецкий автономный округ

1806

8743

7452

6314

Нижегородская область

27 490

36 598

26 738

55 137

Новгородская область

4587

16 236

10 059

16 947

Новосибирская область

11 169

25 267

19 349

23 907

Омская область

347

6383

2121

10 980

Оренбургская область

20 702

29 067

20 727

31 834

Орловская область

3032

7670

2849

5461

Пензенская область

4467

9483

5969

12 029

Пермский край

16 352

39 439

14 970

43 875

Приморский край

9695

16 057

4705

34 793

Псковская область

1430

141

256

8934

Республика Адыгея

3980

6780

1719

3857

Республика Алтай

753

2929

2301

2191

Республика Башкортостан

17 873

36 176

14 584

32 310

Республика Бурятия

322

9188

415

6583

Республика Дагестан

16 977

9003

3815

7507

Республика Ингушетия

161

1448

1073

727

Республика Калмыкия

55

140

54

421

Республика Карелия

1195

2517

285

7742

Республика Коми

5640

23 703

13 759

30 577

Республика Крым

5433

15 817

14 484

22 161

Республика Марий Эл

3022

9124

6702

11 101

Республика Мордовия

3488

6677

2737

4157

Республика Саха (Якутия)

33 812

31 573

20 587

18 959

Республика Северная Осетия — Алания

1443

5232

3155

5073

Республика Татарстан

27 098

79 933

30 912

83 404

Республика Тыва

965

745

114

7161

Республика Хакасия

1357

14 344

4395

4064

Ростовская область

2950

14 060

3781

32 568

Рязанская область

6571

19 999

11 551

23 800

Самарская область

34 197

67 615

31 677

58 629

Саратовская область

5291

11 509

6113

14 881

Сахалинская область

3617

54 183

58 928

90 601

Свердловская область

6001

48 594

24 618

97 061

Смоленская область

5326

14 344

8821

24 322

Ставропольский край

19 348

43 996

35 330

43 930

Тамбовская область

3753

10 879

3383

11 262

Тверская область

15 350

26 312

27 682

40 327

Томская область

2611

14 325

4227

7886

Тульская область

4391

11 873

4754

13 907

Тюменская область

86 086

92 764

37 624

91 970

Удмуртская Республика

282

1860

522

4040

Ульяновская область

246

147

1004

7920

Хабаровский край

6769

17 201

12 391

16 610

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

49 654

83 928

26 971

87 739

Челябинская область

54 682

71 021

43 383

87 769

Чеченская Республика

138

2094

1595

503

Чувашская Республика

9092

17 064

13 876

26 672

Чукотский автономный округ

4881

3947

308

2819

Ямало-Ненецкий автономный округ

63 061

12 1818

99 398

13 5988

Ярославская область

3152

4437

2387

11 526

Москва

796 540

999 579

770 448

1 190 925

Санкт-Петербург

74 928

31 1804

23 6779

39 1100

Севастополь

2619

4130

4310

23 352

* Без учета новых субъектов по причине недостаточности информации.

Источник: ЕПБС, расчеты АКРА

Отличительной особенностью последних лет стал рост совокупного объема временно свободных средств на счетах регионов при снижении доли Москвы (рисунок 2). Так, если в 2019–2020 годах ее доля в совокупном объеме ликвидности регионов превышала 50%, то начиная с 2021 года она начала снижаться. При этом доля субъектов РФ, за исключением Москвы, и пяти крупнейших по объему свободных средств регионов (регионы, формирующие эту пятерку, каждый год разные) стала существенно увеличиваться. АКРА полагает, что в целом это может быть связано с ростом накопленной ликвидности у других регионов при относительно стабильном объеме остатков на счетах Москвы.

Дефицит покрыть остатками

По данным на 17 октября 2023 года, совокупный запланированный дефицит всех субъектов РФ по итогам текущего года может превысить 2,8 триллиона рублей (плановые значения обычно достаточно консервативны). При этом отдельным регионам, по мнению АКРА, удастся полностью его профинансировать за счет временно свободных средств.

Так, у 47 субъектов РФ остатки на начало года покрывали более половины объема запланированного дефицита бюджета текущего года, а у 23 субъектов РФ плановый дефицит покрывается остатками полностью (рисунок 3). Однако в восьми субъектах РФ, в том числе в Республике Калмыкия, Чукотском автономном округе, республиках Бурятия и Карелия, а также в Псковской области, остатки на начало года покрывали менее 5% запланированного по итогам года дефицита бюджета.

Остатки на депозитах и ЕКС

Остатки средств на счетах позволяют не только закрывать внутригодовые кассовые разрывы и финансировать дефицит бюджета по итогам года, но и приносят дополнительные неналоговые доходы в бюджеты регионов. Процентные доходы от размещения временно свободных средств на депозитах в банках или от размещения на едином казначейском счете (ЕКС)[2] на 1 сентября 2023 года составляли 128 миллиардов рублей, что на 43% меньше аналогичного показателя годом ранее, но более чем вдвое превосходит значение на 1 сентября 2021 года (рисунок 4).

Согласно данным бюджетной отчетности, на 1 января 2023 года у 12 субъектов[3] были размещены остатки на депозитах на общую сумму 1,3 триллиона рублей (0,6 триллиона без учета средств Москвы). Исходя из данных Банка России, на 1 августа 2023 года на депозитах было размещены уже 1,9 триллиона рублей средств бюджетов. Практически каждый год по состоянию на август максимальная доля размещенных средств приходится на ВТБ (в 2022 году данные не раскрывались) (рисунок 5). Размещение средств на депозитах, по мнению АКРА, может являться более гибким инструментом для регионов по сравнению с размещением средств на ЕКС, поскольку позволяет самостоятельно управлять средствами и сроками их размещения. В то же время размещение на ЕКС позволяет снизить издержки управления ликвидностью за счет внешнего управления такими операциями.

На ЕКС консолидируются средства субъектов РФ, в том числе свободные остатки средств, не размещенных на депозитах или не используемых в других инструментах управления ликвидностью. Без учета средств Москвы доля средств, размещенных на ЕКС, составила 62% совокупного объема остатков (при учете средств Москвы, бо`льшая часть которых размещается на депозитах, доля средств на ЕКС не превышала 43%). Благодаря ЕКС процентный доход получают все субъекты, а размер этого дохода максимизирован.

Высокий кредитный рейтинг = высокая ликвидность

Концентрация ликвидных остатков наблюдается в основном в регионах с высоким кредитным рейтингом (рисунок 6). По большей части это связано с возможностью регионов финансировать часть расходов по итогам года за счет накопленной ликвидности без необходимости увеличения долговой нагрузки. Это, в свою очередь, помогает нивелировать риски волатильности доходов бюджета и финансировать кассовые разрывы в середине года в случае их появления.

Возможность финансировать расходы внутри года за счет накопленных ранее средств можно отобразить, если сопоставить объем остатков на счетах субъекта РФ на начало месяца с объемом расходов по итогам этого же месяца. Расчеты указывают, что у субъектов с более высоким кредитным рейтингом указанный показатель, как правило, выше, чем у регионов с более низким рейтингом (рисунок 7). При этом у регионов, относящихся к категориям BB(RU) и BBB(RU), соотношение остатков и расходов ниже, чем среднее значение в целом по России, а в отдельные месяцы ниже 1. У субъектов категорий AA(RU) и AAA(RU), напротив, бо`льшую часть года остатки на счетах в несколько раз превосходят ежемесячные расходы бюджета.

Остатки на счетах субъектов в текущем году могут сыграть ключевую роль в финансировании дефицита бюджетов по итогам года. Одной части регионов они позволят избежать прироста долга, другой — продолжить получать доходы от размещения средств, что приведет к увеличению собственных доходов. Процентные доходы от размещенных средств бюджетов за девять месяцев текущего года уже превзошли показатель за весь 2021 год и, скорее всего, будут расти вплоть до декабря. В то же время исторический максимум по внутригодовой ликвидности субъектов РФ, с одной стороны, свидетельствует об опережающем росте доходов бюджетов над их расходами, с другой — позволяет предположить сохранение достаточного объема остатков в конце года, что позволит регионам обеспечить финансирование запланированного дефицита и в 2024 году.



[1] В расчет не вошли бюджеты четырех новых субъектов РФ по причине недостаточности информации.

[2] Для тех субъектов, которые не имеют права размещать депозиты, или для тех, кто не пользуется этой возможностью. Механизм заработал в 2021 году.

[3] Возможности размещения ограничиваются статьей 236 Бюджетного кодекса.

Поделиться