Практически сразу после новогодних праздников 2023 года к управлению Министерством финансов Республики Дагестан приступил Шамиль Магомедович Дабишев. Во время его представления председатель республиканского правительства с уверенностью заявил, что он сможет по-новому взглянуть на бюджетное планирование. Профессиональный опыт и подходы к работе мы обсудили с новым министром финансов Дагестана.
— Шамиль Магомедович, у вас очень большой опыт работы в Управлении Федерального казначейства. Расскажите, что вам дал этот период в профессиональном плане?
— Действительно, я десять лет проработал на руководящих постах в Управлении Федерального казначейства по Левашинскому району Республики Дагестан. Во-первых, это было неким плацдармом финансовых знаний и практического опыта работы. Во-вторых, общение с сотрудниками и с многочисленными бюджетополучателями требовало как высоких профессиональных качеств, так и человеческих: выдержки, сдержанности, отсутствия эмоциональных всплесков. Я научился спокойно изучать проблемы и принимать взвешенные решения. Четкая системность казначейских требований и правил способствовала формированию таких качеств, как обязательность, организованность и ответственность.
— Затем вы возглавили Левашинский район. Почему приняли решение не расти в казначейской системе, а перейти на муниципальную службу?
— На мой взгляд, совершенствоваться только в одной сфере деятельности — это некоторое ограничение своих возможностей. Если предоставляется шанс попробовать свои силы и знания в других отраслях, то этим следует воспользоваться.
Моя малая родина — Левашинский район. Здесь я родился, учился, жил. Тут до сих пор живут мои родители, родственники, многие друзья. Конечно, когда мне предложили возглавить наш район, я посчитал это добрым предзнаменованием и возможностью внести свой вклад в его развитие. В 2017 году единогласным решением районного собрания депутатов я был избран главой района. Была подобрана команда, определены цели, поставлены задачи.
— С какими сложностями приходилось сталкиваться в муниципалитете?
— Первой проблемой, с которой я столкнулся, была значительная кредиторская задолженность учреждений района. Но за два-три года нам удалось ее решить.
Работа команды администрации в целом и главы района в частности крайне ответственна. Это развитие экономики и, соответственно, сельского хозяйства, чем славится наш район, исполнение бюджета как главного финансового документа, вопросы ЖКХ, культуры, земельных и имущественных отношений, а также, что немаловажно, рассмотрение и решение самых различных проблем, с которыми обращаются простые жители района.
В начале этого года моим преемником — главой Левашинского района был избран Мухтар Абдулаевич Халалмагомедов. Он продолжает проводимую нами работу, реализуя намеченные мероприятия.
— Переход на республиканский уровень — это было ваше желание или неожиданная инициатива сверху?
— Отбор кадров на такие высокие государственные должности — это прежде всего рассмотрение результатов прежней работы, изучение потенциальных возможностей кандидата, его соответствия. Когда мне предложили возглавить Министерство финансов Республики Дагестан, я понимал, что мне оказывает доверие руководство республики. Но, конечно, само назначение было весьма неожиданным.
— Что вы планируете менять в работе министерства, а что, может быть, уже реализовали за 2023 год?
— Общеизвестно, что бюджет республики с девяностых годов является высокодотационным, а федеральные межбюджетные трансферты — преобладающими в его доходной части. При взаимодействии с Правительством Дагестана, министерствами и ведомствами региона, территориальными структурами федеральных органов мы начали вести мониторинг, наметили конкретные меры для максимальной мобилизации доходов и эффективного расходования бюджетных средств.
Например, в республике образованы зональные рабочие группы по увеличению доходной части бюджета и легализации теневого сектора экономики, утверждены рекомендации по организации их взаимодействия с межведомственными муниципальными рабочими группами. В их работе наряду с налоговой службой принимают участие представители правоохранительных органов, Росреестра, а также других структур, заинтересованных и имеющих отношение к пополнению доходной части бюджета республики. Также ввиду ограниченности собственных финансовых ресурсов в текущем году мы задействовали механизм федерального бюджетного кредитования.
В организации работы Минфина республики я вижу некоторые недочеты. В частности, не в полной мере используется программный продукт по формированию и исполнению бюджета. Для повышения эффективности финансовой и бюджетной политики мы провели анализ опыта работы передовых регионов. В порядке обмена опытом побывали в Министерстве финансов Ставропольского края, где эта работа находится на высоком уровне. Состоялся конструктивный полезный диалог по широкому спектру вопросов.
— Как строите межбюджетные отношения с муниципалитетами республики?
— Мы планируем внести изменения в методики расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, а также бюджетной обеспеченности поселений. Это позволит более полно соблюсти принцип достоверности бюджета и обеспечить реалистичность расчетов доходов и расходов местных бюджетов.
Также министерство ведет мониторинг полноты и качества муниципальных нормативных правовых актов, принятие которых обусловлено бюджетным законодательством. Наряду с подготовкой заключений по результатам рассмотрения проектов местных бюджетов на стадии их формирования в течение года мы анализируем ход исполнения по доходам и расходам. Готовим выводы и предложения.
— Какие вызовы, стоящие перед региональным бюджетом в 2023 году, считаете наиболее серьезными?
— Республиканский бюджет на 2023 год был утвержден в декабре 2022 года. Но его исполнение было осложнено ошибочным прогнозом при формировании по источникам финансирования дефицита. Это, а также выпадающие по объективным причинам доходы поставили под угрозу финансовое обеспечение расходных обязательств.
Для урегулирования ситуации мы были вынуждены привлечь казначейский кредит. В связи со сложившимися обстоятельствами в четвертом квартале при доведении предельных объемов финансирования мы придерживаемся режима первоочередности расходов.
— Как идет работа над проектировками бюджета на 2024 год и плановый период? Что вы как новый руководитель министерства привнесли в работу над ними?
— В соответствии с регламентом проект республиканского бюджета на 2024 год и на плановой период мы представили в конце октября к рассмотрению в первом чтении. В документе изменена структура аналитических таблиц, а также порядок работы правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.
В процессе работы над проектом учтены существенные изменения правил формирования государственных программ республики, что обусловлено новыми требованиями, определенными на федеральном уровне. Эта работа проводилась в течение года во взаимодействии с Минэкономразвития Республики Дагестан, со всеми главными распорядителями бюджетных средств. Также в республике для оперативного реагирования образован институт управляющих советов государственными программами.
Подготовила А. Ю. Ольховая