Версия для печати 372 Материалы по теме
Оренбургский район: мы осознаем разницу между тем, что хотим и что нам действительно нужно

Уже несколько лет Оренбургский район Оренбургской области не привлекает кредиты и живет исключительно по средствам. Муниципалитет смог избежать заимство­ваний даже в 2023 году, когда для многих это был единственный способ справиться с ситуацией, к которой привело введение единого налогового платежа. Долговую политику, проблемы ЕНП, а также исполнение бюджета мы обсудили с заместителем главы администрации, начальником Финансового управления Оренбургского района Мариной Викторовной Витовой.

— Марина Викторовна, как идет исполнение бюджета района в этом году?

— Мы столкнулись с рядом сложностей из-за перехода всех организаций и индивидуальных предпринимателей на ЕНП и изменения порядка перечисления налогов в бюджет. Но, несмотря на это, смогли сохранить сбалансированность бюджетной системы.

За 10 месяцев текущего года в бюджет района поступило 3 миллиарда рублей, или 73,2 процента к утвержденным годовым бюджетным назначениям, что на 340,4 миллиона рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Налоговые и неналоговые доходы за 10 месяцев 2023 года исполнены в сумме 897,1 миллиона рублей. Это 83,8 процента от плановых показателей текущего периода. Сверх плана, в сумме 7,2 миллиона рублей, поступил налог, взимаемый в связи с применением УСН.

За 10 месяцев 2023 года из бюджета района произведены расходы в сумме 2,9 миллиарда рублей, что составляет 68,7 процента от утвержденных уточненных годовых бюджетных назначений. И это на 296,4 миллиона рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Профицит бюджета по итогам 10 месяцев составляет 176,4 миллиона рублей.

— Расскажите подробнее о сложностях, с которыми вы столкнулись.

— Новые правила перечисления налогов в бюджет стали серьезным вызовом не только для нашего района, но, я думаю, и для всех муниципалитетов. Особенно сложным было начало года, наш бюджет по-настоящему штормило. Когда привыкаешь к ежедневному стабильному поступлению налогов — и вдруг их нет...

Еще большей неожиданностью для нас стало то, что в феврале Федеральное казначейство по распоряжению налоговых органов списало с единых счетов бюджета района и сельских поселений переплату по налогам в сумме около 58 миллионов рублей. Однако информации о том, по каким налогам имеются переплаты и у каких налогоплательщиков, не было. В такой ситуации важно иметь подушку безопасности в виде остатков на счетах бюджета района. После завершения операций по принятым обязательствам 2022 года нам удалось сохранить внушительную сумму на счетах бюджета района. Остаток в размере 106 миллионов рублей помог нам обеспечить финансирование первоочередных расходов до стабилизации ситуации с поступлением доходов.

— Сегодня уже можно говорить о том, что проблемы ЕНС решены и налоговые поступления вошли в здоровое русло?

— С уверенностью сказать «да» я пока не могу. В настоящее время ситуация с поступлением доходов в основном стабилизировалась, но еще продолжаются списания переплат по налогам. Если на начало 2023 года мы подстраховали себя, то как ситуация будет развиваться к концу этого года, пока неизвестно.

Безусловно, принятие 29 мая 2023 года Федерального закона № 196‑ФЗ положительно сказалось на поступлении доходов. Теперь НДФЛ зачисляется в первоочередном порядке в наши бюджеты, и самое главное, что он не участвует в покрытии недоимки других налогов. Я поддерживаю предложения по исключению НДФЛ из ЕНП, так как данный налог у большинства муниципальных образований является бюджетообразующим. В Оренбургском районе доля НДФЛ в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составляет 32 процента. Очень надеюсь, что предпринимаемые властями шаги по доработке законодательства позволят исправить ситуацию с исполнением бюджета в декабре и мы выполним в срок все принятые на себя обязательства.

— Какими инструментами пользовались, чтобы преодолеть сложности донастройки ЕНС? Получали ли региональную поддержку?

— Про сохранение остатков я уже сказала. Еще, начиная с ноября 2022 года мы проводили совещания с главными распорядителями нашего бюджета. Мы вместе обсуждали, как будем начинать год, как лучше выстраивать закупочную деятельность, на какие месяцы лучше планировать кассовые выплаты по контрактам, и я считаю, что это также положительно отразилось на исполнении бюджета района.

За региональной поддержкой мы не обращались, так как понимали, что введение ЕНП сказалось на бюджетах всех уровней, и бюджет Оренбургской области стал таким же заложником данной ситуации, как и мы. Однако огромную благодарность хотелось бы выразить Министерству финансов Оренбургской области и лично министру Евгению Валерьевичу Сеньчеву за перечисление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в опережающем порядке. Кредиты мы не привлекали, рассчитывая только на свои силы и возможности.

— А как в целом обстоят дела с муниципальным долгом?

— У Оренбургского района с 1 января 2020 года муниципальный долг равен нулю. С этим же значением долга нам удалось войти и в 2021 год, и в 2022 год, и в 2023 год, и я уверенно говорю, что с таким же значением мы войдем и в 2024 год. Оренбургский район намерен воздержаться от заимствований, чтобы сохранить возможность в полном объеме направлять бюджетные средства на приоритетные расходы. Как и в предыдущие годы, мы отказались от представления муниципальных гарантий за счет средств бюджета района.

Жить по средствам означает больше, чем просто сбалансировать свой бюджет. Это значит осознавать разницу между тем, что нам действительно нужно, и тем, что мы хотим. При таком подходе нам не приходится сокращать те расходы, которые действительно необходимы для благосостояния жителей.

— Сегодня на федеральном уровне контракты ГЧП и концессионные соглашения относят к квазизаимствованиям. Есть ли у Оренбургского района подобные договоры?

— На текущий момент нами заключено четыре концессионных соглашения, и все они в сфере ЖКХ. Одним из первых в 2016 году концессионное соглашение заключил Пригородный сельсовет на реконструкцию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Инвестором выступило ООО «ОренбургВодокал», объем инвестиций составил более 25 миллионов рублей. В 2017 году Красноуральский сельсовет заключил два концессионных соглашения, предметом которых стала реконструкция объектов производства, передачи, распределения тепловой энергии, водоотведения, включая очистку сточных вод. Инвестором выступило муниципальное унитарное предприятие Оренбургского района «ЭнергоСервис», объем инвестиций составил 10,2 миллиона рублей.

В 2020 году Оренбургский район заключил самое значимое концессионное соглашение — на строительство и эксплуатацию напорного канализационного коллектора и канализационной насосной станции для поселка Пригородный и села Нежинка. Для реализации этого проекта привлекались средства и бюджета Оренбургской области, и фонда реформирования ЖКХ, и бюджетов сельских поселений. Общая стоимость объекта составила 310,5 миллиона рублей, изыскать такие деньги самостоятельно район не имел возможности. Обязательным условием получения средств фонда было наличие концессионного соглашения. Нашим инвестором выступило ООО «РВК-Бузулук», которое вложило в данный проект 65,2 миллиона рублей, фонд выделил 186,3 миллиона рублей, из областного бюджета поступило 58,8 миллиона рублей.

— Что вы можете сказать о проектировках бюджета на следующий год?

— Кардинальных изменений в структуре бюджета на 2024 год нет. Он, как и прежде, социально ориентирован: расходы на социальную сферу составляют более 88 процентов. Конечно, время сейчас сложное, но мы выполняем все поручения, в полном объеме реализуем национальные проекты. В настоящее время население Оренбургского района растет, а это самое верное свидетельство благоприятного социально-экономического климата.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться