Версия для печати 345 Материалы по теме
Стратегическое планирование и управление

Первая стратегия современного формата — Стратегия развития Санкт-Петербурга — была разработана в 1996 году командой Леонтьевского центра. С тех пор появились десятки, если не сотни самых различных стратегий, разработка которых позволила региональным и местным командам детально осмыслить социально-экономическую ситуацию на своих территориях, отработать аналитические методы и процедуры, такие как SWOT- и сценарный анализ, а также попытаться сплотить власть, бизнес и гражданское общество вокруг достижения общих целей. Вместе с тем в сфере стратпланирования остается еще много вопросов, требующих проработки. Например, управление стратегией, об этом в том числе и пойдет речь в статье.

Константин Владимирович Харченко, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, руководитель Центра
государственных и муниципальных программ Национальной гильдии профессиональных консультантов, кандидат социологических наук

Долгое время в России стратегическое планирование осуществлялось очень активно, но фактически вне правовых рамок. Это, конечно, давало разработчикам стратегий возможность экспериментировать, но были и курьезные случаи, когда в финансировании разработки стратегии были усмотрены признаки нецелевого расходования бюджетных средств. Издание Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стало важным шагом к наведению порядка в процедуре разработки стратегий и иных связанных с ними документов. Однако в целом этот закон можно оценивать как запоздалый и скорее подстраивающийся под фактическую ситуацию, чем направленный на ее преобразование.

Сегодня ситуация в правовом регулировании стратегического планирования меняется к лучшему. Указ Президента РФ "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации«[1] — подтверждение этому. В данном документе сделан акцент на необходимости стратегического управления, а не только планирования, а также отражен тренд на цифровизацию государства. Конечно, напрашивается предложение о том, что положения указа должны быть интегрированы в базовый федеральный закон.

Поделиться