Для заказчика, работающего по Закону № 223‑ФЗ, комплекс обязанностей по поддержке малого и среднего бизнеса настолько обширен, что порой достижение пресловутой квоты становится настоящей проблемой. Иногда для решения этой проблемы может быть использован механизм предоставления подряда не одному МСП, а сразу группе малых предприятий. Вот только безопасен ли такой механизм с точки зрения действующего законодательства?
Дмитрий Александрович Казанцев, кандидат юридических наук
Постановлением Правительства РФ № 1352 об особенностях участия МСП в госзакупках на субъекты Закона № 223‑ФЗ возложена обязанность по поддержке довольно широкого круга поставщиков — от микропредприятий до субъектов среднего предпринимательства. По итогам года заказчики обязаны передать им четверть своих закупок (в стоимостном выражении), и притом не менее 20% нужно передать именно по итогам преференционных тендеров, к участию в которых допускаются только МСП. И сейчас идет активная дискуссия о повышении этих квот.
Разумеется, программа-минимум для регулятора — добиться того, чтобы в таком преференционном тендере участвовал хотя бы один поставщик. К тому же он настаивает на том, что даже заключение договора с единственным участником конкурентной закупки можно считать успешным ее завершением. Но если мы говорим не о формальном соблюдении процедурных моментов, а о реальном использовании конкурентного потенциала при выборе победителя, то от конкурентной процедуры логично ожидать соревнования нескольких поставщиков за подряд. Ведь если конкурентная закупка служит лишь путем к заключению договора с единственным поставщиком, то встает вопрос о необходимости и целесообразности самой конкурентной процедуры.
Здесь стоит вспомнить еще и о том, что пунктом 19 положения, утвержденного постановлением № 1352, для преференционных закупок установлен довольно высокий ценовой коридор, верхняя граница которого составляет 800 миллионов рублей. Сама по себе эта норма рациональна и адекватна регулируемым отношениям. Вот только не каждый субъект даже среднего предпринимательства сможет в одиночку осилить подряд на сотни миллионов рублей. Не говоря уже о микропредприятиях.
В этих условиях вопрос о коллективном участии МСП в преференционной закупке становится не столько вопросом толкования закона, сколько вопросом повседневного взаимодействия хозяйствующих субъектов, а именно заказчиков и поставщиков, работающих по Закону № 223‑ФЗ, при проведении преференционных закупок у МСП. И если для заказчика это дополнительный шанс не только исполнить квоты, но и оказать реальную поддержку малым предприятиям, то для самих малых предприятий это порой единственный шанс получить, пусть в составе консорциума, тот подряд, на который в противном случае они не могли даже рассчитывать.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти