Версия для печати 7261 Материалы по теме
коростелев
 В сентябре москвичи будут отмечать День города. И приятным подарком для работников бюджетной сферы станет повышение с 1 сентября минимальной оплаты труда до 4 900 рублей, что составит 85% от прожиточного минимума в Москве. Об этом и других событиях, ожидающих москвичей и сам город, рассказывает министр правительства Москвы, руководитель Департамента финансов г. Москвы Юрий Викторович КОРОСТЕЛЕВ.

–     Юрий Викторович, в сентябре прошлого года первый заместитель мэра в правительстве столицы Юрий Росляк заявил, что бюджет Москвы на 2006 г. будет напряженным. Оправдался ли этот прогноз?
–     Это действительно так, и прежде всего сказанное касается вновь принимаемых городом бюджетных обязательств по реализации приоритетных национальных проектов, обеспечения финансовыми средствами федеральных полномочий, вновь переданных на региональный уровень в соответствии с федеральным законом № 199-ФЗ, который был утвержден 31 декабря прошлого года, т.е. уже после принятия бюджета города. Кроме того, дополнительные средства – около 9 млрд рублей – выделены на финансирование сооружения и капитального ремонта 100 детских садов, которые в свое время были перепрофилированы либо принадлежали различным ведомствам. Все это потребует корректировки показателей бюджета.
– Какие поступления составляют основную часть доходов столичного бюджета? Каков удельный вес налогов на прибыль организаций, на доходы физических лиц и на имущество?
– Доходы бюджета Москвы на 2006 г. утверждены в сумме 504,6 млрд рублей, основную долю которых (более 80%) составляют налоговые поступления. Из этой суммы налог на прибыль организаций равен 220,2 млрд рублей (43,6%), на доходы физических лиц – 169,6 млрд (33,6%). На долю основного регионального налога – налога на имущество организаций – приходится почти 5% доходов. Поступления от собственности и иные неналоговые поступления составляют 11,3%.
Очевидно, что структура доходов бюджета Москвы полностью зависит от решений, принимаемых федеральным центром. Меры по реформированию налоговой системы РФ в последние годы привели к тому, что за период с 2002 по 2004 г. количество и суммы налогов и налоговых платежей, зачисляемых в региональные бюджеты, снизились, что, естественно, отразилось и на объеме поступлений. При этом Москва как субъект Федерации практически полностью реализовала имеющиеся полномочия по увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему города. В указанный период времени были внесены изменения в ряд законов Москвы «О транспортном налоге», «О налоге на имущество организаций», «О земельном налоге», был принят закон «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента», повышены до максимального уровня ставки налога на игорный бизнес.
– Какие доходы городской казне приносят нефть и газ?
– Предприятия нефтяной и газовой отрасли обеспечивают свыше трети объема налога на прибыль, поступающего в столичный бюджет. По этой категории плательщиков в текущем году прогнозируются поступления на уровне прошлого года. Однако если изменения в гл. 25 Налогового кодекса РФ в части уплаты налога на прибыль по месту нахождения имущества будут приняты, то в будущем не исключено повторение ситуации, когда в связи с перераспределением финансовых потоков внутри холдинга «ЛУКОЙЛ» бюджет города в 2005 г. недополучил порядка 15 млрд рублей. Сейчас подобное возможно, например, с АО «Газпром».
манежная

– Как в этом случае Вы будете выходить из положения?
– Здесь необходимо использовать резервы поступления другого налога, не менее важного для бюджета города, – налога на доходы физических лиц. Положительная тенденция собираемости данного налога в 2005 г. и работа, проводимая налоговыми органами совместно со структурными подразделениями правительства Москвы, а именно комплекс мер по выводу из «тени» фонда оплаты труда, несомненно, принесут свои плоды. Так, темп роста данного налога в 2005 г. по отношению к 2004 г. составил 133%.
Расходы бюджета на 2006 г. утверждены в сумме 561,2 млрд рублей, что на 56,6 млрд рублей (11,2%) больше доходов, эта сумма составляет дефицит бюджета города.
– Каковы источники финансирования дефицита?
– Источниками финансирования дефицита определены поступления от привлечения заемных средств и продажи акций, находящихся в государственной собственности. Правительством Москвы четко поставлена задача снизить объем дефицита за счет максимальной мобилизации финансовых ресурсов и экономии бюджетных расходов. В законе о бюджете предусмотрена соответствующая норма о направлении дополнительных доходов на сокращение объема заимствований.
Средства от привлечения заимствований направляются исключительно на реализацию крупных инвестиционных проектов города, а не на решение текущих проблем, как это принято во многих субъектах Федерации.
– Бюджет Москвы на протяжении ряда лет носил ярко выраженный социальный характер. Эта тенденция сохранилась и в 2006 г.: по разделу «Социальная политика» расходы столичного бюджета составят 73 млрд рублей.
– При определении параметров бюджета основной задачей является концентрация бюджетных ресурсов на важнейших направлениях социально-экономического развития города. В первую очередь обеспечивается выполнение принятых городом социальных обязательств перед москвичами.
В 2006 г. расходы комплекса социальной сферы в целом увеличены на 30%. В общей сложности в социальную сферу города будет направлено 34% расходной базы бюджета. Это позволит не только полноценно функционировать учреждениям образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты, но и направить дополнительные ассигнования на повышение благосостояния льготных категорий москвичей и работников социальной сферы.
В текущем году сохранены все принимаемые в последнее время меры дополнительной социальной поддержки льготных категорий граждан. На 16% увеличено финансирование Комплексной программы социальной защиты жителей Москвы, в составе которой реализуются важнейшие социальные мероприятия: выполнение обязательств правительства Москвы по доведению минимального размера пенсии до прожиточного минимума пенсионера; бесплатный отпуск лекарственных средств и предметов медицинского назначения льготным категориям граждан; бесплатное зубопротезирование для инвалидов и ветеранов; другие мероприятия.
Расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы будут повышены почти на 40% (по сравнению с 2005 г.) с доведением тарифной ставки 1 разряда Единой тарифной сетки до 2 530 рублей в месяц. Данное увеличение является очередным шагом на пути приближения уровня оплаты труда в бюджетных учреждениях к прожиточному минимуму в городе и не учитывает доплаты из федерального бюджета на реализацию национальных проектов.
Следует отметить, что заработная плата работников социальной сферы столицы стабильно превышает уровень оплаты труда работников здравоохранения и образования в среднем по РФ.
– Насколько будет повышен городской минимум оплаты труда в 2006 г.?
– С 1 сентября 2006 г. минимальную ставку планируется повысить до 4 900 рублей, что составит 85% от прожиточного минимума в Москве. По статистике, в 2005 г. средняя заработная плата в Москве составила более 13 тыс. рублей. Для сравнения: в РФ данный показатель равен 8,5 тыс. рублей.
Расходы столичного бюджета по Комплексу городского хозяйства (20% бюджетных расходов) также имеют ярко выраженную социальную направленность. Так, из общей суммы затрат по данному Комплексу 70% направляется на социальную поддержку москвичей в связи с предоставлением льгот по оплате проезда на городском пассажирском и пригородном транспорте, субсидированием расходов по возмещению разницы в тарифах на тепловую энергию, по эксплуатации жилого фонда, с адресной поддержкой малообеспеченных граждан посредством предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и др.
По данным Городского центра жилищных субсидий в 2006 г. более 480 тыс. семей получат жилищные субсидии. При этом если по среднероссийским стандартам пороговый уровень для предоставления субсидий составляет 22% от совокупного дохода семьи, то для москвичей таким порогом является 10%. В 2006 г. льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи получат 3,7 млн человек.
За счет городского бюджета неработающие пенсионеры, имеющие доход ниже прожиточного минимума (в 2006 г. их число равно почти 2 млн), получают ежемесячные доплаты к пенсиям.
В составе Адресной инвестиционной программы города Москвы, объем бюджетного финансирования которой составляет более 20% от общих расходов бюджета, приоритетным направлением в расходовании средств является строительство социально-значимых объектов – жилья, новых школ и детских садов, инженерной и транспортной инфраструктуры города.
коростелев-2

– Автомобильные пробки и проблемы с парковкой – бич столицы. Сколько средств выделено на вновь создаваемую городскую службу перемещения автотранспорта?
– В целях решения транспортных проблем мегаполиса и упорядочения парковки автомобильного транспорта в городе с 2006 г. функционирует Государственное учреждение города Москвы «Городская служба перемещения транспортных средств». На его содержание из бюджета выделено 400 млн рублей, и 44 специализированных транспортных средства переданы в оперативное управление.
– Какие фильмы буду сняты на 184 млн бюджетных рублей?
– В бюджете 2006 г. на реализацию Городской целевой программы создания отечественных телефильмов в городе Москве на 2005–2007 гг. предусмотрено 742,8 млн рублей, в том числе 184 млн рублей за счет прогнозируемых доходов от коммерческого использования телепродукции. На указанные средства планируется завершить работу над 19 фильмами, производство которых было начато в предыдущие годы («Американецъ», «Бесы», «Легенда об Ольге» и др.), продолжить съемки 5 фильмов («Женские истории Виктории Токаревой», «Иго любви», «Миллениум», «Повесть о настоящих людях», «Ябеда») и начать 14 новых проектов («Анна Ахматова», «Морские истории» и др.).
– Какие суммы будут выделены из городской казны на поддержку малого предпринимательства?
– Правительство Москвы уделяет серьезное внимание вопросам стимулирования развития реального сектора экономики. На государственную поддержку промышленности в текущем году будет направлено 2,9 млрд рублей бюджетных средств, науки – 900 млн, субъектов малого предпринимательства – 1,2 млрд.
– Увеличивать объемы помощи малому бизнесу не собираетесь?
– У нас есть резерв по увеличению реального объема финансирования – использование бюджетных средств на возвратной основе, т.е. бюджетное кредитование. В этих целях 28 декабря 2005 г. утверждено Положение о предоставлении бюджетных кредитов юридическим лицам, устанавливающее унифицированные требования к хозяйствующим субъектам при кредитовании, которое позволит исключить возможные случаи предоставления бюджетных средств на реализацию рискованных проектов.
В 2006 г. предусматривается расширение бюджетного кредитования проектов, а также субсидирование платы за пользование заемными средствами (проценты по кредитам и оплата купонов по ценным бумагам). Предстоит отрабатывать механизм отбора и финансирования инновационных проектов малого предпринимательства.
– Насколько велика инвестиционная емкость Москвы? Какие суммы инвестиций – отечественных и иностранных – были привлечены в столицу в 2005 г.?
– В прошлом году объем инвестиций в основной капитал (внутренние инвестиции) составил 432,4 млрд рублей. Иностранных инвестиций в экономику города было привлечено на сумму 25,2 млрд долларов США при ожидаемой оценке в 16 млрд долларов. При этом доля города в общем объеме иностранных инвестиций в экономику России равнялась 47%.
– В какие отрасли привлекается больше всего инвестиций?
– Наибольший объем финансовых вложений пришелся на инфраструктуру потребительского рынка Москвы. Серьезный рост отмечен и в промышленности (около 3 млрд долларов).
– Чего можно ждать от 2006 г.?
– В текущем году объем иностранных инвестиций в столичную экономику предполагается на уровне 16,2 млрд рублей. Это не говорит о снижении инвестиций, это лишь ожидаемая оценка.
– Какая сумма долговых обязательств города будет погашена в 2006 г. и на какую сумму столица планирует взять заем?
– Долговая политика правительства Москвы нацелена на совершенствование системы управления государственным долгом – улучшение его структуры и сокращение объема долга против запланированного, минимизация расходов на его обслуживание. Для этого Департамент финансов и Комитет государственных заимствований используют временно свободные денежные средства бюджета, экономию в расходах по обслуживанию долга и дополнительные доходы, полученные сверх запланированных в ходе исполнения бюджета Москвы.
Хороший пример тому – 2005 г., когда фактические расходы по обслуживанию государственного долга Москвы составили 8,8 млрд рублей, что на 2,3 млрд рублей (21%) ниже величины, утвержденной законом о бюджете. При этом в ходе исполнения Программы государственных заимствований объем привлечения заемных средств был сокращен на 30,3 млрд рублей против запланированного (51,8 млрд рублей). Привлечение заимствований в текущем году предполагается на уровне 55,9 млрд рублей, а какова будет фактическая сумма, пока говорить рано. Действия на долговом рынке столицы активизируются тогда, когда бюджет города нуждается в дополнительных средствах; если же денег в бюджете достаточно, активность сокращается.
Погашение основного государственного долга Москвы в 2006 г. предполагается производить следующим образом: по внутренним заимствованиям – на 17,3 млрд рублей; по заимствованиям в иностранной валюте – на 14,8 млрд.
– Каково соотношение долга Москвы к доходам городского бюджета?
– Мэром столицы определена верхняя планка долговых обязательств, которая не может превышать 33% собственных доходов бюджета. По состоянию на начало 2006 г. сумма государственного долга составила 88,9 млрд рублей (17% по отношению к собственным доходам). В 2005 г. впервые за последние 3-4 года государственный долг уменьшился.
памятник-москва

– Как отразилось на бюджете столицы решение вопросов национальных проектов? Какие средства будут выделены на образование, строительство, здравоохранение и сельское хозяйство в 2006 г.?
– Мероприятия по реализации приоритетных национальных проектов, предложенных Президентом РФ, в 2006 г. находятся под особым контролем столичного правительства. При мэре Москвы создан Координационный совет по реализации национальных проектов, который призван обеспечить взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти Москвы и местного самоуправления в этом направлении.
В столице уже начата реализация национального проекта «Здоровье». Осуществляются выплаты участковым врачам и медицинским сестрам (10 и 5 тыс. рублей соответственно) за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Производится оплата оказанных медицинских услуг женщинам в период беременности и родов («Родовой сертификат») в размере 7 тыс. рублей.
Более того, в целях устранения перекосов в уровне оплаты труда и закрепления кадров с 1 февраля установлен повышающий коэффициент в размере 1,2 к месячной ставке Единой тарифной сетки всем работникам учреждений здравоохранения, подведомственных городу. Внеплановое повышение оплаты труда медицинских работников потребовало изыскания дополнительных средств на сумму около 7 млрд рублей.
Основными направлениями реализации национального проекта «Образование» в Москве является увеличение вознаграждения педагогическим работникам образовательных учреждений столицы за выполнение функций классного руководителя, внедрение инновационных проектов и поощрение лучших учителей столичных школ. На эти цели бюджету Москвы в 2006 г. из федерального бюджета будут выделены субсидии в сумме 556,3 млн рублей.
Распоряжением правительства Москвы «О выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений города Москвы» на 1000 рублей увеличен размер ежемесячной надбавки учителям прогимназий, кадетских и специальных общеобразовательных школ при наполняемости класса 25 и более обучающихся. В 2006 г. из столичного бюджета предполагается дополнительно направить на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя 25,5 млн рублей.
В городе также активно реализуется национальный проект «Развитие АПК». В декабре 2005 г. заключено Соглашение о разграничении полномочий между Министерством сельского хозяйства РФ и правительством Москвы, предусматривающее новую модель финансовой поддержки на принципах софинансирования предприятий продовольственного комплекса Москвы и регионов РФ, которые образуют агропромышленные холдинговые компании, в виде компенсации процентной ставки по коммерческому кредиту на паритетных началах за счет средств городского и федерального бюджетов.
С Министерством обороны РФ достигнута договоренность о выделении столицей готового жилья для военнослужащих при условии получения взамен площадок на территории города под застройку.
В 2006 г. городом приняты новые расходные обязательства по софинансированию особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» в сумме более 1 млрд рублей.
– Как идет реформирование ЖКХ в соответствии с законом «О Жилищном кодексе»? Какова на сегодняшний день доля расходов на оплату ЖКХ в потребительских расходах семьи?
– Новый Жилищный кодекс действует больше года. Выше я уже называл количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Согласно Кодексу субсидии перечисляются семьям до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, чтобы люди успели заплатить вовремя. Причем граждане вправе сами определить способ получения денег – на почте или в выбранном банке. Платежи выставляются семье в начисленных суммах без уменьшения на сумму субсидии.
В настоящее время в Москве субсидии предоставляются через персонифицированные счета граждан. Банк перечисляет средства организациям – поставщикам услуг в момент поступления платежа гражданина за квартиру. В этом случае платеж семьи уменьшается на сумму субсидии и выдача денег на руки не осуществляется. Порядок выдачи денежных средств не вызывает сколько-нибудь значительных нареканий со стороны жителей. Удобен он также ресурсоснабжающим и жилищным организациям, так как средства гарантированно поступают на их счета в качестве оплаты услуг.
– Насколько нормативные правовые акты города по субсидиям соответствуют Жилищному кодексу?
– Нужно в полном объеме обеспечить интересы граждан. Возможно, с их согласия увязать персонифицированный счет с социальной картой москвича. Целесообразно обеспечить и интересы ресурсоснабжающих организаций, чтобы они не понесли убытков от возможного изменения схемы финансовых потоков.
С учетом положений Кодекса целесообразно уточнить положения нормативных правовых актов города по вопросу капитального ремонта жилья, который проводится за счет собственника жилого фонда. Иными словами, за нанимателей должен платить бюджет. Органам местного самоуправления предоставлено право выделять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Согласно закону о бюджете города Москвы на 2006 г. их объем составил 13,4 млрд рублей.
Кодекс предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме должны нести расходы по содержанию общего имущества в соответствии с утвержденными правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда.
Расходы по эксплуатации жилого фонда по закону о бюджете города включают в себя и расходы, которые не могут быть к ним отнесены согласно вышеназванным правилам и нормам. Это комплексное благоустройство дворовых территорий и междворовых пространств, содержание и ремонт внутриквартальных проездов, обустройство новых спортивных площадок, автостоянок, площадок для выгула собак, охранные мероприятия (патрулирование, содержание консьержей) и т.д. Одним словом, это те расходы, которые не могут быть в обязательном порядке предъявлены к оплате жителям.
Следует рассмотреть возможность освобождения эксплуатации жилого фонда от несвойственных затрат, выделив их в самостоятельную статью расходов бюджета с соответствующим перераспределением бюджетных ассигнований. Причем указанную статью целесообразно финансировать без привлечения средств населения. Таким образом мы приведем структуру затрат по эксплуатации жилого фонда в соответствие с требованиями Жилищного кодекса РФ.
– Какую же часть этих расходов оплачивают граждане?
– Трудно себе представить, что каждый москвич тщательно изучил правила и нормы эксплуатации жилого фонда и знает перечень работ по содержанию дома и цену каждой услуги. В связи с этим нужно уточнить стоимость каждого вида работ по содержанию жилья, а также суммарную величину и довести эту информацию с помощью единых информационных расчетных центров до сведения каждого жителя. Тогда москвичи будут знать, за что и сколько они платят.
Кроме того, согласно Кодексу наниматели, проживающие на первых этажах, обязаны платить пропорционально занимаемой площади за техническое обслуживание лифта, которым они не пользуются. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о предъявлении расходов за лифт остальным гражданам, причем пропорционально не площади, а количеству проживающих. В Москве, например, для жителей первых этажей ставки платы за содержание жилых помещений уже установлены ниже, чем для остальных. Следует рассмотреть возможность соответствующих корректировок Жилищного кодекса и других нормативных правовых актов.
Правительством Москвы с 1 января текущего года утверждены ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения для населения, которые обеспечивают немногим более 30% расходов по эксплуатации жилого фонда. Как и предусмотрено Кодексом, ставки установлены для нанимателей, а также собственников жилых помещений в домах, не выбравших способ управления. При этом «выпали» жители – собственники квартир в домах, определивших способ управления.
Согласно закону о бюджете на 2006 г. ассигнования выделяются всем многоквартирным домам, получавшим их в 2005 г. В этой связи необходимо внести предложения об уточнении Жилищного кодекса в вопросе установления размера платы для собственников жилых помещений.
Ранее размер субсидий товариществу собственников жилья за содержание квартир, занимаемых нанимателями и являющихся государственной собственностью города, определялся столичными властями исходя из возможностей бюджета. Однако по Кодексу все происходит наоборот: товарищество определяет обязательную стоимость услуг для всех собственников без исключения, в том числе и города. Таким образом, необходимо уточнить порядок финансирования домов товариществ, где есть государственная собственность Москвы.
кремль-часы

– Приступили ли Вы к среднесрочному бюджетному планированию?
– Впервые перспективный финансовый план на трехлетнюю перспективу был принят правительством Москвы в июне 2004 г.
Показатели перспективного финансового плана служат основой для составления проекта столичного бюджета на очередной финансовый год и планирования деятельности органов исполнительной власти по текущему содержанию и развитию отраслей городской инфраструктуры на среднесрочную перспективу и представляют собой укрупненные бюджетные показатели по отраслям городского хозяйства.
В целях координации работы всех органов исполнительной власти Москвы в части составления перспективного финансового плана и проекта бюджета, обеспечения своевременного и качественного ее проведения в марте 2005 г. правительством Москвы издано соответствующее распоряжение.
Трехлетний перспективный финансовый план правительством Москвы принимается ежегодно.
Общероссийской концепцией реформирования бюджетных правоотношений определен курс на максимальное повышение результативности бюджетных расходов. В связи с этим поэтапно принимается ряд принципиально новых решений в области бюджетного законодательства, которые нацеливают нас на применение программно-целевого метода планирования бюджетных расходов.
Законом города о бюджете на 2006 г. утверждено 30 городских целевых программ, реализация которых позволит достичь конкретных результатов в сфере образования, здравоохранения, культуры, строительства. На финансирование программ предполагается направить более 65 млрд рублей бюджетных средств. Правда, в столице пока отсутствуют городские программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях внедрения нормативного метода при планировании бюджетных расходов в 2005 г. разработаны и при формировании бюджета 2006 г. применялись финансовые нормативы затрат на содержание одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях Москвы. Однако данные нормативы созданы с учетом фактических расходов прошлых лет, а не обоснованных социальных норм. В этом направлении еще предстоит большая работа.
Важным шагом города в вопросе бюджетирования, ориентированного на результат, является формирование Реестра расходных обязательств, который представляет собой перечень нормативно-правовых актов, предусматривающих обязательства по бюджетному обеспечению и определяющих порядок исполнения. 14 марта 2006 г. утвержден порядок ведения Реестра расходных обязательств города.
Реестр расходных обязательств Москвы станет хорошим помощником в работе по формированию перспективных финансовых планов, так как будет содержать информацию и о необходимых средствах на выполнение принятых расходных обязательств на среднесрочную перспективу.
К сожалению, не везде и не всегда органы исполнительной власти готовят и выпускают правовые документы, которые четко определяли бы задачи и направления бюджетного финансирования. А ведь именно с этим связаны вопросы как планирования бюджетных расходов, так и дополнительного финансирования.
Беседовала Светлана Стрельникова

Справка «Бюджета»
Юрий Викторович КОРОСТЕЛЕВ, министр правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы
Родился в 1945 г. в Омске.
Окончил Университет Дружбы народов им. П. Лумумбы, кандидат экономических наук.
Свою карьеру начал слесарем на Щекинской ГРЭС. Затем, после службы в армии и окончания университета, работал старшим преподавателем, в течение восьми лет являлся партийным деятелем, курировал вопросы промышленно-транспортного функционирования предприятий.
С 1985 г. работает в системе органов исполнительной власти Москвы.
С 1990 г. руководит деятельностью Департамента финансов города Москвы.
В 1992 г. назначен министром правительства Москвы.
Награжден орденом Почета, орденами Русской православной церкви: Князя Даниила Московского и Сергия Радонежского, медалями.
Имеет звание «Заслуженный экономист Российской Федерации», благодарность Президента РФ.
Женат, имеет двоих детей. Увлекается фотографией.

Поделиться