О работе Министерства финансов Свердловской области наш корреспондент Иван ЧАГАТАЕВ беседует с министром финансов Свердловской области Марией СЕРОВОЙ.
– Мария Александровна, расскажите об исполнении бюджета Свердловской области в 2005 г. Каково соотношение объемов собственных доходов и поступлений из федерального бюджета?
– Доходы консолидированного бюджета Свердловской области за 2005 г. исполнены в сумме 67,6 млрд рублей, что на 27% выше поступлений 2004 г. При этом собственные доходы составили 64,1 млрд (94,8%), а поступления из федерального бюджета – 3,5 млрд рублей (5,2%).
Основными источниками доходов стали налоги: на доходы физических лиц (34,7% от суммы доходов консолидированного бюджета без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета), на прибыль организаций (32,8%), на имущество организаций (6,4%) и акцизы (5,7%).
В 2005 г. физические объемы производства предприятий области увеличились на 4,5%. Благоприятная конъюнктура нефтяного рынка и рынка металлов отразилась и на прибыльности компаний. К высоким финансовым результатам в экономике Свердловской области привел рост цен на продукцию металлургического комплекса. В машиностроительном комплексе увеличивается объем производства, появляются новые виды продукции. Сохраняются высокие темпы роста отгрузки товаров у предприятий, осуществляющих добычу металлических руд (150%), предприятий металлургического (140%) и химического (120%) производств.
За 2005 г. доля прибыльных организаций в общем числе компаний увеличилась на 3,4% по сравнению с 2004 г. и составила 64,8%.
Кассовые остатки 2005 г.
По состоянию на 1 января 2006 г. на счетах областного бюджета образовалась определенная сумма кассовых остатков. Это объясняется двумя факторами: перевыполнением плановых назначений по поступлению доходов в областной бюджет на 103,9% к годовым назначениям и экономией средств за 2005 г.
В условиях снижения поступления доходов в начале 2006 финансового года это позволило областному бюджету своевременно оказать помощь муниципальным образованиям и профинансировать заработную плату, выплачиваемую в областных и муниципальных учреждениях.
– В каком объеме утвержден бюджет области на 2006 г.? Каковы сейчас приоритеты расходования бюджетных средств?
– Бюджет Свердловской области на 2006 г. определялся в условиях реформирования межбюджетных отношений. Это и принцип выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, и закрепление источников доходов по всем уровням бюджетов, в соответствии с изменениями, заложенными в бюджетном законодательстве.
В структуру областного бюджета с 2006 года вошли бюджеты четырех городских округов закрытых административно-территориальных образований (города Новоуральск и Лесной, поселки Свободный и Уральский). Также отмечу, что согласно федеральному законодательству между местными и областным бюджетами перераспределены расходные полномочия, и нагрузка на областной бюджет увеличилась практически на 50%.
Доходы консолидированного бюджета в 2006 г. запланированы на уровне 72,4 млрд рублей, причем 54,5 млрд должны составить доходы областного бюджета.
Областной бюджет на протяжении ряда лет является социально значимым. Не стал исключением и текущий год. В структуре расходов областного бюджета 45% занимают расходы на образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру и социальную защиту населения.
Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в законодательство на всех уровнях, объем межбюджетных трансфертов по сравнению с 2005 г. резко увеличился, достигнув 24,5% в структуре расходов областного бюджета.
Основные направления, финансируемые из бюджета Свердловской области
В 2006 г. на образование планируется направить 4,8 млрд рублей (на 50% больше, чем в 2005 г.). Это связано прежде всего с передачей Свердловской области с муниципального уровня 161 учреждения общего образования и с федерального уровня – 16 учреждений среднего профессионального образования.
На здравоохранение предусмотрены средства в объеме 9 млрд рублей. Это на 56,4% больше, чем в прошлом году, что также мотивировано перераспределением полномочий: в государственную собственность передано 53 муниципальных учреждения здравоохранения.
Значительный объем в областном бюджете занимают расходы на социальную политику. В 2006 г. они составят 9,6 млрд рублей, что почти на треть больше аналогичного показателя 2005 г. С текущего года в оперативное управление Министерства социальной защиты населения Свердловской области передано 190 муниципальных учреждений социального обслуживания населения.
Расходы на финансирование культуры составят 594 млн рублей, причем значительно увеличены расходы на реставрацию и охрану зданий – памятников истории и культуры.
В рамках межбюджетных отношений в местные бюджеты планируется направить 15,6 млрд рублей.
– Как в области проходит реформа местных финансов?
– Реформирование местных финансов, на наш взгляд, это в первую очередь создание стимулов для улучшения качества управления местными финансами и обеспечение их устойчивости. Данную задачу предстоит решить работникам территориальных финансовых органов в 2006–2008 гг. в рамках реализации Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2006–2008 гг. на территории Свердловской области.
Одним из предназначенных для этого инструментов является созданный в областном бюджете Фонд софинансирования социальных расходов. Из областного бюджета на условиях долевого финансирования целевых расходов местным бюджетам предоставляется семь видов субсидий, в том числе на мероприятия по оздоровлению детей и подростков, капитальный ремонт общеобразовательных школ, капитальный ремонт учреждений культуры, пополнение библиотечного фонда, оснащение спортивным инвентарем детско-юношеских спортивных школ и др.
Кроме того, повышению качества управления муниципальными финансами способствует рост бюджетной дисциплины муниципальных образований. Бюджетным законодательством Российской Федерации установлены обязательные параметры формирования и исполнения бюджетов, в частности предельные размеры долга и дефицита местных бюджетов, расходов на обслуживание долга.
Меры по обеспечению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаются в Свердловской области в рамках Соглашений о порядке предоставления из областного бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований (в том числе осуществляется мониторинг соблюдения требований бюджетного законодательства органами местного самоуправления). Однако, на наш взгляд, меры, которые субъект имеет право принимать, недостаточны, поэтому в Бюджетный кодекс нужно внести соответствующие дополнения.
Важным направлением реформирования должно стать и решение проблемы снижения и погашения кредиторской задолженности местных бюджетов. Для этого необходимо перейти к управлению долгом как совокупностью всех долговых обязательств, включающих обязательства по просроченной кредиторской задолженности.
– Какие особенности Свердловской области можно выделить в этой связи?
– В соответствии с требованиями закона № 131-ФЗ Законодательным собранием Свердловской области установлены границы муниципальных образований. Статусом городского округа наделено 67 муниципальных образований, статусом муниципального района – 5, статусом городского поселения – 5 и статусом сельского поселения – 16.
Законом Свердловской области от 10 декабря 2005 г. № 117-ОЗ «О решении вопросов местного значения поселений, образованных в 2004 г. на территории Свердловской области» установлено, что в условиях переходного периода к реализации положений федерального закона № 131-ФЗ в Свердловской области при формировании бюджетов муниципальных районов в качестве составной части этих бюджетов предусматриваются доходы и расходы вновь образованных поселений, входящих в состав муниципальных районов.
Предложения Президента Российской Федерации В. Путина, сформулированные в Бюджетном послании на 2006 г., предполагают обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней, и в Свердловской области предусмотрены межбюджетные трансферты в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Реализация закона № 131-ФЗ на территории Свердловской области
Расходы областного бюджета на предоставление дотаций из областных фондов поддержки муниципальных образований в 2006 г. в свете реформирования межбюджетных отношений составят 3678,7 млн рублей – в 1,5 раза больше, чем в 2005 г. Объем субсидий из областного фонда муниципального развития на текущий год определен в сумме 612,3 млн рублей, из областного фонда софинансирования социальных расходов – в сумме 297,1 млн рублей. В целом же объем межбюджетных трансфертов увеличен почти в два раза.
– Что является основой формирования областных фондов финансовой поддержки муниципальных образований?
– Для формирования и распределения областных фондов финансовой поддержки муниципальных образований мы используем следующие методы:
1. Подушевое распределение.
2. Выравнивание «беднейших» муниципальных образований до установленного уровня бюджетной обеспеченности.
3. Замещение части дотаций дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.
4. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности, размер дотаций определяется исходя из численности жителей муниципальных районов (городских округов) – в расчете на одного жителя, часть дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности заменяется дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Свердловской области.
Фонды поддержки поселений, муниципальных районов (городских округов) формируются с учетом субвенций из бюджетов поселений, муниципальных районов (городских округов) в областные, а также с учетом безвозмездных и безвозвратных перечислений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов).
Сами же расходные потребности и доходные возможности муниципальных образований определяются исходя из оценки расходных полномочий и налогового потенциала с учетом поправочного коэффициента.
Для оценки расходных полномочий муниципальных образований установлены единые показатели в соответствии с перечнем вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством. В основе такой оценки лежит стоимость бюджетной услуги или полномочия с учетом индексации в расчете на одного потребителя и поправочного коэффициента.
Поправочные коэффициенты определяются с учетом доли населения дошкольного и школьного возраста, районных коэффициентов к заработной плате, различий в тарифах по оплате коммунальных услуг бюджетных учреждений, сложившейся инфраструктуры учреждений социальной сферы.
Для оценки налогового потенциала муниципальных образований методики устанавливают состав репрезентативной системы налогов и перечень экономических показателей, соответствующих базам налогообложения. Репрезентативная система налогов включает налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, платежи за землю, налог на имущество физических лиц. Также определены корректировочные коэффициенты, учитывающие социально-экономические особенности муниципальных образований.
– Как Вы оцениваете эффект от закрытия расчетно-кассовых центров (РКЦ) и выделения Казначейства в единую федеральную структуру?
– Для оперативного управления бюджетными средствами в 2002 г. в составе Министерства финансов Свердловской области был создан отдел казначейского исполнения бюджета, который обеспечивал единую технологическую цепочку движения бюджетных средств, документов, взаимодействие распорядителей и получателей бюджетных средств, возможность оперативного контроля и управление бюджетными финансовыми потоками.
Главной особенностью казначейских технологий, применяемой в финансовой системе Свердловской области, является финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств под их реальные потребности с одновременным осуществлением кассового расхода.
В соответствии с ч. 4 ст. 215.1 Бюджетного кодекса с 1 января 2006 г. кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. На наш взгляд, закрытие РКЦ неэффективно с точки зрения сохранности бюджетных средств, так как они обеспечивали наличными денежными средствами бюджетные учреждения, теперь эту функцию выполняют кредитные организации. Однако риск потерять бюджетные средства при размещении в кредитной организации гораздо выше, чем в РКЦ.
– Какова роль малого и среднего бизнеса, о поддержке которого так много говорят?
– Федеральной налоговой службой (ФНС) Российской Федерации для территориальных управлений не предусмотрено выделение налоговых поступлений по малым, средним или крупным предприятиям или финансово-промышленным группам (ФПГ). Однако исходя из приведенной выше структуры доходов консолидированного бюджета Свердловской области и статистических данных о налогооблагаемой прибыли за 2005 г. можно сделать вывод, что большая часть бюджета области формируется за счет поступлений от плательщиков, относящихся к категории крупного бизнеса и ФПГ.
– Какова доля неналоговых поступлений, акцизных сборов? Расскажите об основных проблемах, возникающих при работе с ними.
– На долю неналоговых доходов консолидированного бюджета области приходится 7,6% от общей суммы прибыли. При этом соотношение налоговых и неналоговых доходов составляет 11,34:1, то есть на каждый рубль неналоговых доходов приходится 11 рублей 34 копейки налоговых платежей. Отметим и то, что чем дальше от федерального центра располагается субъект Федерации, тем более ограничены его возможности по мобилизации неналоговых доходов.
В 2005 г. в консолидированный бюджет области неналоговые доходы поступили в сумме 5,1 млрд рублей (из них 2,8 млрд рублей – доходы от сдачи в аренду имущества), в местные бюджеты – в сумме 3,3 млрд рублей.
По данным Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области оформлению в федеральную собственность подлежат 7 тыс. земельных участков, где находятся самые крупные, прибыльные и платежеспособные предприятия области (пока оформлено только 500 из них). После разграничения в федеральную собственность будет передано 68,8% общей площади земель, а все доходы от арендной платы за эти земли поступят в федеральный бюджет.
Мы считаем, что целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами земельного налога и арендной платы за земли, находящиеся в государственной (федеральной и субъектов) и муниципальной собственности, в полном объеме.
Что касается акцизных сборов, на их долю в 2005 г. пришлось 5,7% от суммы доходов консолидированного (без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета) бюджета области, 48,3% (1,5 млрд рублей) из которых составили акцизы на алкогольную продукцию, в основном (83,2%) акцизы, уплачиваемые при реализации алкогольной продукции с акцизных складов.
Законом Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 107-ФЗ с 1 января 2006 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения в части отмены режима акцизного склада; таким образом, организации оптовой торговли распродают остатки продукции до 1 июля 2006 г. и прекращают свою деятельность на территории области.
В 2005 г. у предприятий – производителей алкогольной продукции на 21,5% (по отношению к предыдущему году) сократились объемы производства водки и ликероводочных изделий и на 60,5% – объемы реализации данной продукции в розничной сети.
С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, введенные новой редакцией закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В соответствии с ними новую лицензию на право производства алкогольной продукции в настоящий момент получил только один производитель – ОАО «Екатеринбургский завод ликероводочных изделий». Еще пять организаций сейчас оформляют документы для получения лицензии.
Однако в I квартале 2006 г. ни одно предприятие продукцию не производит. Это связано с общероссийской проблемой – в территориальных управлениях ФНС по Свердловской области отсутствуют спецмарки на алкогольную продукцию нового образца.
Предприятия – производители алкогольной продукции сегодня поставлены в сложнейшие условия: им необходимо изыскивать немалые средства для получения новых лицензий. Остатки спецмарок старого образца, на закупку которых в прошлом году были потрачены значительные средства, уничтожены, новых марок нет.
В бюджете Свердловской области на 2006 г. запланировано поступление 164,5 млн рублей от акцизов на алкоголь с содержанием этилового спирта более 9%, производимый на территории области. Учитывая сложившуюся ситуацию, возможность получения этих средств в полном объеме становится сомнительной.
– Использует ли Свердловская область облигационные займы? Как Вы оцениваете перспективы этого механизма?
– Субъект Федерации вправе выпустить государственные облигации в двух случаях: для реструктуризации существующего государственного долга либо для финансирования дефицита бюджета.
В связи с тем что основную часть государственного долга Свердловской области составляют государственные гарантии, не требующие прямых расходов на обслуживание, выпускать облигации в целях реструктуризации нет необходимости.
Что касается возможности дополнительных масштабных заимствований, это в первую очередь вопрос формирования дефицитного бюджета за счет инвестиционных программ, источниками финансирования которых станут средства от размещения ценных бумаг Свердловской области. При этом социально-экономическое обоснование таких программ должно содержать расчет экономической эффективности от их реализации, в том числе, к примеру, ожидаемое повышение налогового потенциала и гарантированное получение источников для погашения займов. Если решение о переходе к дефицитному бюджету области будет принято, выпуск ценных бумаг может стать одним из вариантов его покрытия, но пока говорить об этом рано.
Справка «Бюджета»
Мария Александровна СЕРОВА,
министр финансов Свердловской области
Родилась в поселке Ис Нижнетуринского района Свердловской области.
После окончания в 1971 г. Свердловского института народного хозяйства работала экономистом в Ленинском райфинотделе Свердловска.
В 1976 г. была назначена начальником отдела Свердловского горфинотдела, в 1982 г. – начальником отдела финансового управления администрации Свердловской области.
С 1995 по 1998 г. работала заместителем и первым заместителем директора Департамента финансов областного правительства.
С 1998 г. – первый заместитель министра финансов Свердловской области.
С 2003 г. исполняла обязанности министра финансов Свердловской области.
На основании постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 18 мая 2004 г. и по представлению председателя правительства Свердловской области губернатор Свердловской области Эдуард Россель назначил Марию Серову министром финансов, членом правительства Свердловской области.
Серова – заслуженный экономист Российской Федерации, награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».
– Доходы консолидированного бюджета Свердловской области за 2005 г. исполнены в сумме 67,6 млрд рублей, что на 27% выше поступлений 2004 г. При этом собственные доходы составили 64,1 млрд (94,8%), а поступления из федерального бюджета – 3,5 млрд рублей (5,2%).
Основными источниками доходов стали налоги: на доходы физических лиц (34,7% от суммы доходов консолидированного бюджета без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета), на прибыль организаций (32,8%), на имущество организаций (6,4%) и акцизы (5,7%).
В 2005 г. физические объемы производства предприятий области увеличились на 4,5%. Благоприятная конъюнктура нефтяного рынка и рынка металлов отразилась и на прибыльности компаний. К высоким финансовым результатам в экономике Свердловской области привел рост цен на продукцию металлургического комплекса. В машиностроительном комплексе увеличивается объем производства, появляются новые виды продукции. Сохраняются высокие темпы роста отгрузки товаров у предприятий, осуществляющих добычу металлических руд (150%), предприятий металлургического (140%) и химического (120%) производств.
За 2005 г. доля прибыльных организаций в общем числе компаний увеличилась на 3,4% по сравнению с 2004 г. и составила 64,8%.
По состоянию на 1 января 2006 г. на счетах областного бюджета образовалась определенная сумма кассовых остатков. Это объясняется двумя факторами: перевыполнением плановых назначений по поступлению доходов в областной бюджет на 103,9% к годовым назначениям и экономией средств за 2005 г.
В условиях снижения поступления доходов в начале 2006 финансового года это позволило областному бюджету своевременно оказать помощь муниципальным образованиям и профинансировать заработную плату, выплачиваемую в областных и муниципальных учреждениях.
– В каком объеме утвержден бюджет области на 2006 г.? Каковы сейчас приоритеты расходования бюджетных средств?
– Бюджет Свердловской области на 2006 г. определялся в условиях реформирования межбюджетных отношений. Это и принцип выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, и закрепление источников доходов по всем уровням бюджетов, в соответствии с изменениями, заложенными в бюджетном законодательстве.
В структуру областного бюджета с 2006 года вошли бюджеты четырех городских округов закрытых административно-территориальных образований (города Новоуральск и Лесной, поселки Свободный и Уральский). Также отмечу, что согласно федеральному законодательству между местными и областным бюджетами перераспределены расходные полномочия, и нагрузка на областной бюджет увеличилась практически на 50%.
Доходы консолидированного бюджета в 2006 г. запланированы на уровне 72,4 млрд рублей, причем 54,5 млрд должны составить доходы областного бюджета.
Областной бюджет на протяжении ряда лет является социально значимым. Не стал исключением и текущий год. В структуре расходов областного бюджета 45% занимают расходы на образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру и социальную защиту населения.
Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в законодательство на всех уровнях, объем межбюджетных трансфертов по сравнению с 2005 г. резко увеличился, достигнув 24,5% в структуре расходов областного бюджета.
Основные направления, финансируемые из бюджета Свердловской области
В 2006 г. на образование планируется направить 4,8 млрд рублей (на 50% больше, чем в 2005 г.). Это связано прежде всего с передачей Свердловской области с муниципального уровня 161 учреждения общего образования и с федерального уровня – 16 учреждений среднего профессионального образования.
На здравоохранение предусмотрены средства в объеме 9 млрд рублей. Это на 56,4% больше, чем в прошлом году, что также мотивировано перераспределением полномочий: в государственную собственность передано 53 муниципальных учреждения здравоохранения.
Значительный объем в областном бюджете занимают расходы на социальную политику. В 2006 г. они составят 9,6 млрд рублей, что почти на треть больше аналогичного показателя 2005 г. С текущего года в оперативное управление Министерства социальной защиты населения Свердловской области передано 190 муниципальных учреждений социального обслуживания населения.
Расходы на финансирование культуры составят 594 млн рублей, причем значительно увеличены расходы на реставрацию и охрану зданий – памятников истории и культуры.
В рамках межбюджетных отношений в местные бюджеты планируется направить 15,6 млрд рублей.
– Реформирование местных финансов, на наш взгляд, это в первую очередь создание стимулов для улучшения качества управления местными финансами и обеспечение их устойчивости. Данную задачу предстоит решить работникам территориальных финансовых органов в 2006–2008 гг. в рамках реализации Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2006–2008 гг. на территории Свердловской области.
Одним из предназначенных для этого инструментов является созданный в областном бюджете Фонд софинансирования социальных расходов. Из областного бюджета на условиях долевого финансирования целевых расходов местным бюджетам предоставляется семь видов субсидий, в том числе на мероприятия по оздоровлению детей и подростков, капитальный ремонт общеобразовательных школ, капитальный ремонт учреждений культуры, пополнение библиотечного фонда, оснащение спортивным инвентарем детско-юношеских спортивных школ и др.
Кроме того, повышению качества управления муниципальными финансами способствует рост бюджетной дисциплины муниципальных образований. Бюджетным законодательством Российской Федерации установлены обязательные параметры формирования и исполнения бюджетов, в частности предельные размеры долга и дефицита местных бюджетов, расходов на обслуживание долга.
Меры по обеспечению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаются в Свердловской области в рамках Соглашений о порядке предоставления из областного бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований (в том числе осуществляется мониторинг соблюдения требований бюджетного законодательства органами местного самоуправления). Однако, на наш взгляд, меры, которые субъект имеет право принимать, недостаточны, поэтому в Бюджетный кодекс нужно внести соответствующие дополнения.
Важным направлением реформирования должно стать и решение проблемы снижения и погашения кредиторской задолженности местных бюджетов. Для этого необходимо перейти к управлению долгом как совокупностью всех долговых обязательств, включающих обязательства по просроченной кредиторской задолженности.
– Какие особенности Свердловской области можно выделить в этой связи?
– В соответствии с требованиями закона № 131-ФЗ Законодательным собранием Свердловской области установлены границы муниципальных образований. Статусом городского округа наделено 67 муниципальных образований, статусом муниципального района – 5, статусом городского поселения – 5 и статусом сельского поселения – 16.
Законом Свердловской области от 10 декабря 2005 г. № 117-ОЗ «О решении вопросов местного значения поселений, образованных в 2004 г. на территории Свердловской области» установлено, что в условиях переходного периода к реализации положений федерального закона № 131-ФЗ в Свердловской области при формировании бюджетов муниципальных районов в качестве составной части этих бюджетов предусматриваются доходы и расходы вновь образованных поселений, входящих в состав муниципальных районов.
Предложения Президента Российской Федерации В. Путина, сформулированные в Бюджетном послании на 2006 г., предполагают обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней, и в Свердловской области предусмотрены межбюджетные трансферты в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Расходы областного бюджета на предоставление дотаций из областных фондов поддержки муниципальных образований в 2006 г. в свете реформирования межбюджетных отношений составят 3678,7 млн рублей – в 1,5 раза больше, чем в 2005 г. Объем субсидий из областного фонда муниципального развития на текущий год определен в сумме 612,3 млн рублей, из областного фонда софинансирования социальных расходов – в сумме 297,1 млн рублей. В целом же объем межбюджетных трансфертов увеличен почти в два раза.
– Что является основой формирования областных фондов финансовой поддержки муниципальных образований?
– Для формирования и распределения областных фондов финансовой поддержки муниципальных образований мы используем следующие методы:
1. Подушевое распределение.
2. Выравнивание «беднейших» муниципальных образований до установленного уровня бюджетной обеспеченности.
3. Замещение части дотаций дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.
4. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности, размер дотаций определяется исходя из численности жителей муниципальных районов (городских округов) – в расчете на одного жителя, часть дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности заменяется дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Свердловской области.
Фонды поддержки поселений, муниципальных районов (городских округов) формируются с учетом субвенций из бюджетов поселений, муниципальных районов (городских округов) в областные, а также с учетом безвозмездных и безвозвратных перечислений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов).
Сами же расходные потребности и доходные возможности муниципальных образований определяются исходя из оценки расходных полномочий и налогового потенциала с учетом поправочного коэффициента.
Для оценки расходных полномочий муниципальных образований установлены единые показатели в соответствии с перечнем вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством. В основе такой оценки лежит стоимость бюджетной услуги или полномочия с учетом индексации в расчете на одного потребителя и поправочного коэффициента.
Поправочные коэффициенты определяются с учетом доли населения дошкольного и школьного возраста, районных коэффициентов к заработной плате, различий в тарифах по оплате коммунальных услуг бюджетных учреждений, сложившейся инфраструктуры учреждений социальной сферы.
Для оценки налогового потенциала муниципальных образований методики устанавливают состав репрезентативной системы налогов и перечень экономических показателей, соответствующих базам налогообложения. Репрезентативная система налогов включает налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, платежи за землю, налог на имущество физических лиц. Также определены корректировочные коэффициенты, учитывающие социально-экономические особенности муниципальных образований.
– Для оперативного управления бюджетными средствами в 2002 г. в составе Министерства финансов Свердловской области был создан отдел казначейского исполнения бюджета, который обеспечивал единую технологическую цепочку движения бюджетных средств, документов, взаимодействие распорядителей и получателей бюджетных средств, возможность оперативного контроля и управление бюджетными финансовыми потоками.
Главной особенностью казначейских технологий, применяемой в финансовой системе Свердловской области, является финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств под их реальные потребности с одновременным осуществлением кассового расхода.
В соответствии с ч. 4 ст. 215.1 Бюджетного кодекса с 1 января 2006 г. кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. На наш взгляд, закрытие РКЦ неэффективно с точки зрения сохранности бюджетных средств, так как они обеспечивали наличными денежными средствами бюджетные учреждения, теперь эту функцию выполняют кредитные организации. Однако риск потерять бюджетные средства при размещении в кредитной организации гораздо выше, чем в РКЦ.
– Федеральной налоговой службой (ФНС) Российской Федерации для территориальных управлений не предусмотрено выделение налоговых поступлений по малым, средним или крупным предприятиям или финансово-промышленным группам (ФПГ). Однако исходя из приведенной выше структуры доходов консолидированного бюджета Свердловской области и статистических данных о налогооблагаемой прибыли за 2005 г. можно сделать вывод, что большая часть бюджета области формируется за счет поступлений от плательщиков, относящихся к категории крупного бизнеса и ФПГ.
– Какова доля неналоговых поступлений, акцизных сборов? Расскажите об основных проблемах, возникающих при работе с ними.
– На долю неналоговых доходов консолидированного бюджета области приходится 7,6% от общей суммы прибыли. При этом соотношение налоговых и неналоговых доходов составляет 11,34:1, то есть на каждый рубль неналоговых доходов приходится 11 рублей 34 копейки налоговых платежей. Отметим и то, что чем дальше от федерального центра располагается субъект Федерации, тем более ограничены его возможности по мобилизации неналоговых доходов.
В 2005 г. в консолидированный бюджет области неналоговые доходы поступили в сумме 5,1 млрд рублей (из них 2,8 млрд рублей – доходы от сдачи в аренду имущества), в местные бюджеты – в сумме 3,3 млрд рублей.
По данным Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области оформлению в федеральную собственность подлежат 7 тыс. земельных участков, где находятся самые крупные, прибыльные и платежеспособные предприятия области (пока оформлено только 500 из них). После разграничения в федеральную собственность будет передано 68,8% общей площади земель, а все доходы от арендной платы за эти земли поступят в федеральный бюджет.
Мы считаем, что целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами земельного налога и арендной платы за земли, находящиеся в государственной (федеральной и субъектов) и муниципальной собственности, в полном объеме.
Что касается акцизных сборов, на их долю в 2005 г. пришлось 5,7% от суммы доходов консолидированного (без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета) бюджета области, 48,3% (1,5 млрд рублей) из которых составили акцизы на алкогольную продукцию, в основном (83,2%) акцизы, уплачиваемые при реализации алкогольной продукции с акцизных складов.
Законом Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 107-ФЗ с 1 января 2006 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения в части отмены режима акцизного склада; таким образом, организации оптовой торговли распродают остатки продукции до 1 июля 2006 г. и прекращают свою деятельность на территории области.
В 2005 г. у предприятий – производителей алкогольной продукции на 21,5% (по отношению к предыдущему году) сократились объемы производства водки и ликероводочных изделий и на 60,5% – объемы реализации данной продукции в розничной сети.
С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, введенные новой редакцией закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В соответствии с ними новую лицензию на право производства алкогольной продукции в настоящий момент получил только один производитель – ОАО «Екатеринбургский завод ликероводочных изделий». Еще пять организаций сейчас оформляют документы для получения лицензии.
Однако в I квартале 2006 г. ни одно предприятие продукцию не производит. Это связано с общероссийской проблемой – в территориальных управлениях ФНС по Свердловской области отсутствуют спецмарки на алкогольную продукцию нового образца.
Предприятия – производители алкогольной продукции сегодня поставлены в сложнейшие условия: им необходимо изыскивать немалые средства для получения новых лицензий. Остатки спецмарок старого образца, на закупку которых в прошлом году были потрачены значительные средства, уничтожены, новых марок нет.
В бюджете Свердловской области на 2006 г. запланировано поступление 164,5 млн рублей от акцизов на алкоголь с содержанием этилового спирта более 9%, производимый на территории области. Учитывая сложившуюся ситуацию, возможность получения этих средств в полном объеме становится сомнительной.
– Субъект Федерации вправе выпустить государственные облигации в двух случаях: для реструктуризации существующего государственного долга либо для финансирования дефицита бюджета.
В связи с тем что основную часть государственного долга Свердловской области составляют государственные гарантии, не требующие прямых расходов на обслуживание, выпускать облигации в целях реструктуризации нет необходимости.
Что касается возможности дополнительных масштабных заимствований, это в первую очередь вопрос формирования дефицитного бюджета за счет инвестиционных программ, источниками финансирования которых станут средства от размещения ценных бумаг Свердловской области. При этом социально-экономическое обоснование таких программ должно содержать расчет экономической эффективности от их реализации, в том числе, к примеру, ожидаемое повышение налогового потенциала и гарантированное получение источников для погашения займов. Если решение о переходе к дефицитному бюджету области будет принято, выпуск ценных бумаг может стать одним из вариантов его покрытия, но пока говорить об этом рано.
Справка «Бюджета»
Мария Александровна СЕРОВА,
министр финансов Свердловской области
Родилась в поселке Ис Нижнетуринского района Свердловской области.
После окончания в 1971 г. Свердловского института народного хозяйства работала экономистом в Ленинском райфинотделе Свердловска.
В 1976 г. была назначена начальником отдела Свердловского горфинотдела, в 1982 г. – начальником отдела финансового управления администрации Свердловской области.
С 1995 по 1998 г. работала заместителем и первым заместителем директора Департамента финансов областного правительства.
С 1998 г. – первый заместитель министра финансов Свердловской области.
С 2003 г. исполняла обязанности министра финансов Свердловской области.
На основании постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 18 мая 2004 г. и по представлению председателя правительства Свердловской области губернатор Свердловской области Эдуард Россель назначил Марию Серову министром финансов, членом правительства Свердловской области.
Серова – заслуженный экономист Российской Федерации, награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».