Проведение ответственной долговой политики позволяет регионам минимизировать риски, связанные с заимствованиями: уменьшить их стоимость и повысить эффективность. Для Ярославской области важно поддерживать объем и структуру госдолга на уровне, позволяющем обеспечивать исполнение расходных и долговых обязательств областного бюджета, и при этом решать социально-экономические задачи.
Алексей Николаевич Долгов, министр финансов Ярославской области
Основные принципы долговой политики Ярославской области — полнота и своевременность исполнения долговых обязательств, оптимизация структуры госдолга для минимизации стоимости его обслуживания с учетом ситуации на финансовом рынке. По оценке Министерства финансов РФ, Ярославская область относится к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило региону кредитный рейтинг на уровне ruА-, прогноз «стабильный».
Новый подход
За последние годы мы изменили подход к обеспечению сбалансированности областного бюджета: основными источниками покрытия дефицита бюджета стали федеральные бюджетные кредиты и остатки средств на едином счете бюджета. В результате рыночные заимствования в структуре госдолга области значительно сократились, а увеличение объема долга обусловлено в первую очередь привлечением средств из федерального бюджета (рисунок 1).
Объем государственного долга области на 1 января 2024 года составил 53,2 миллиарда рублей, в том числе рыночного долга — 11,2 миллиарда рублей (рисунок 2). Увеличение объема долга связано с привлечением инфраструктурного бюджетного кредита, специального казначейского кредита, а также бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъекта РФ. За счет увеличения поступлений по налоговым и неналоговым доходам, несмотря на рост госдолга, уровень долговой нагрузки относительно доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений имеет тенденцию к снижению. По итогам 2023 года объем государственного долга составил 55,4% доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, рыночного долга — 11,6%. В среднесрочной перспективе мы планируем дальнейшее сокращение долговой нагрузки областного бюджета до 39% соответствующих доходов (рисунок 3).
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти