Калининградская область — один из немногих регионов, который решился на размещение народных облигаций. Первый выпуск поступил в продажу еще в декабре 2021 года. Сегодня в обращении уже пятый выпуск. Плюсы и минусы инструмента, а также перспективы его развития мы обсудили с министром финансов Калининградской области Виктором Ярославовичем Порембским.
— Виктор Ярославович, как регион пришел к решению о выпуске народных облигаций?
— Для Калининградской области, как и для других регионов России, наиболее распространенным инструментом заимствований всегда были банковские кредиты и государственные облигации, обращающиеся на бирже. Однако последние три года при проведении аукционов на привлечение кредитов мы наблюдаем существенное сокращение интереса банков к предоставлению средств на срок от одного до трех лет. Я считаю, что поиск эффективных инструментов заимствований — это постоянная задача субъектов РФ, которые занимают активную бюджетную позицию и допускают на определенных этапах принятие своего главного финансового документа с дефицитом.
Наше решение о выпуске народных облигаций было подкреплено стремлением к повышению финансовой грамотности жителей Калининградской области. Финграмотность — это важный аспект привлечения инвестиций граждан в экономику, в развитие общественной инфраструктуры. И наша задача — организовать своего рода диалог власти и гражданина, когда мы, как орган власти, говорим, на что привлекаем средства, а гражданин доверяет свои деньги региону, покупая облигации и имея возможность видеть результат. Это повышает уровень доверия граждан к власти. Калининградская область с 2011 года реализует программу повышения финансовой грамотности населения области, мы были одним из пилотных регионов в проекте Министерства финансов РФ по развитию финансового просвещения, поэтому для нас решение о выпуске народных облигаций было естественным и органичным.
Ну и конечно, для нас стал примером опыт Томской области, с которой мы тесно сотрудничали в рамках проекта Министерства финансов РФ по повышению финансовой грамотности. Коллеги размещали облигации для населения Томской области более 20 лет, правда, в бумажном виде и через банки-агенты, но тем не менее результаты их действий окончательно развеяли скепсис по отношению к такому инструменту заимствований, который, не скрою, был при обсуждении идеи размещения.
— Вы приняли решение о размещении народных облигаций. А насколько сложно это было осуществить технически?
— При принятии решения мы исходили из необходимости внедрения онлайн-платформы для совершения сделок. Перед нами стояла задача обеспечить людям возможность покупать облигации без посещения каких-либо офисов и вызова курьеров. Так была выбрана площадка Московской биржи — финансовая платформа «Финуслуги». Благодаря партнерам из «Финуслуг» мы максимально оперативно согласовали с федеральным Минфином все нормативные документы, проработали коммуникационные моменты, клиентские пути, форматы обмена данными и другие технические аспекты. Агентом по размещению облигаций у нас является Национальный расчетный депозитарий (НРД), который, кроме учета сделок, взял на себя функции налогового агента. С 2021 года доход по облигациям облагается налогом на доходы физических лиц. Таким образом, тем, кто сейчас решает выпустить облигации для населения, будет гораздо проще, чем нам, так как уже есть понятный и работающий инструмент.
Если говорить о подводных камнях, то нужно понимать, что облигации для населения в отличие от классических биржевых выпусков, во-первых, в зависимости от предложенных условий и ситуации на финансовых рынках могут размещаться в течение продолжительного времени, во-вторых, могут быть в любой момент предъявлены к выкупу. Это ограничивает использование таких облигаций в качестве источника финансирования дефицита, особенно в условиях высокой неопределенности на финансовом рынке. Отмечу, что операции с народными облигациями, в отличие от классических биржевых, осуществляются в ежедневном режиме с момента начала их размещения.
— В 2023 году ряд регионов заявлял о своем желании выпустить народные облигации, однако не решился на это в связи с высокой ключевой ставкой ЦБ. Насколько эти опасения оправданны?
— Опасения регионов вполне обоснованны, ведь изменения ключевой ставки могут существенно повлиять на привлекательность народных облигаций. Собственно, сейчас это и происходит. При резком росте ключевой ставки Центробанка России и последующем повышении ставок по вкладам в банках происходит отток привлеченных средств.
По нашему опыту досрочный выкуп облигаций населением может доходить до 90 процентов от размещенного объема. Необходимо вести мониторинг и адаптировать стратегии для поддержания устойчивости и доверия к данному инструменту.
— Расскажите о результатах размещения народных облигаций. Каким видите развитие этого инструмента?
— Мы разместили уже четыре выпуска общим объемом 1,4 миллиарда рублей. 12 декабря 2023 года мы начали продажу пятого выпуска в объеме 500 миллионов рублей. По состоянию на 21 декабря было размещено 70 процентов от этого выпуска (таблица). Его отличительная особенность — возможность продажи выкупленных до срока погашения облигаций. Это один из элементов развития инструмента, который мы реализовали совместно с коллегами из «Финуслуг» и НРД. Мы планируем в 2024 году продолжить эмиссию облигаций для населения, так как при повышении ключевой ставки и сохраняющейся неопределенности на финансовом рынке необходимо оперативно регулировать доходность наших ценных бумаг, чтобы сохранить их привлекательность и конкурентоспособность.
Таблица. Размещение облигаций (все выпуски)
Выпуск 1 |
Выпуск 2 |
Выпуск 3 |
Выпуск 4 |
Выпуск 5 |
|
Объем выпуска, млн руб. |
250,00 |
136,00 |
500,00 |
500,00 |
500,00 |
Ставка купона, % |
9,00 |
7,80 |
ср. — 9,30, тек. — 8,00 |
9,50 |
13,00—11,00—12,50 ср. — 11,70, тек. — 13,00 |
Доходность к погашению (эффективная), % |
9,30 |
8,00 |
9,50 |
9,90 |
12,25 |
Срок обращения, лет |
3,00 |
2,00 |
3,50 |
2,00 |
1,30 |
Период реализации |
256 дн. (8 мес.) |
166 дн. (5 мес.) |
127дн. (4 мес.) |
2 дн. |
7 раб. дн. (70%) |
После неоднократного повышения ключевой ставки в обращении находятся облигации всех выпусков в объеме 395 миллионов рублей. Это всего около пяти процентов от объема наших коммерческих заимствований, по оценке на конец прошлого года. Соответственно, в текущих условиях сложно делать ставку на данный инструмент как на один из основных источников покрытия дефицита бюджета и отказаться от других видов заимствований. Но и отказываться от него мы не планируем. Народные облигации — это понятный и надежный инструмент инвестирования, который позволяет нам решать задачи, поставленные в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности граждан. А благодаря аналитике нашей платформы мы видим структуру владельцев облигаций. При охвате более 70 субъектов РФ в результате размещения четырех выпусков по количеству владельцев облигаций жители Калининградской области занимают третье место с долей порядка 10 процентов. При этом более 40 процентов совершают повторные приобретения облигаций (рисунок). Кроме того, на данный рынок вышли со своими облигациями город Москва и ПАО «МТС». Полагаю, это говорит о том, что у продукта есть будущее.
— В завершение нашего разговора расскажите, связываете ли вы размещение народных облигаций с развитием ESG в регионе? Планируете ли получить соответствующий рейтинг?
— Действительно, особенность наших облигаций — это их ESG-ориентированность. Мы декларируем, что средства, привлеченные от размещения облигаций, направляются на финансирование социальных и экологических проектов, и в дальнейшем с этого ракурса следим за соответствующими расходами. Это расчистка водных объектов, строительство и восстановление парков, зон отдыха, водоочистка и водоотведение, мероприятия, связанные со сбором твердых коммунальных отходов. Подробно о своих проектах мы рассказываем на портале Регионального центра финансовой грамотности. На его базе мы проводим онлайн-мероприятия, на которых говорим об облигациях региона. В этом году мы проводили их совместно с Московской биржей.
Наши выпуски облигаций для населения не проходили верификацию по критериям, которые установлены постановлением Правительства РФ[1] для ESG-рейтинга. Однако мы рассматриваем ESG-рейтинг как следующий шаг в повышении привлекательности народных облигаций.
Подготовила А. Ю. Ольховая
[1] Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 года № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации».