Версия для печати 867 Материалы по теме
Цифровизация госуправления на фоне снижения ИТ-бюджетов

Вопросы импортозамещения и поддержки ИТ-компаний в последние годы стали одними из самых обсуждаемых. Вызовы нового времени отодвинули из публичной дискуссии тему электронного правительства. Тем не менее цифровизация госуправления остается одной из ключевых национальных целей, к которым наша страна должна прийти в 2030 году. Как органы госвласти движутся на пути к цифровой трансформации, какие вызовы сейчас стоят перед российской ИТ-отраслью, рассказал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Игоревич Шадаев.

Тренды и вызовы цифровизации

С марта 2022 года в сфере цифровизации на первый план вышли вопросы, связанные с переходом на российские ИТ-продукты. По словам Шадаева, в целом отрасль справляется с ключевыми вызовами. Однако цифровизация госуправления продолжает оставаться стержневой задачей. «Это очень важное направление, потому что касается жизни всех наших граждан», — подчеркнул министр.

Он также сообщил, что темпы цифровизации в нашей стране высокие, однако довольно высоки и ожидания граждан, которые являются потребителями электронных госуслуг. По его словам, итоги проделанной работы за последние годы вполне удовлетворительные. Правительству РФ удалось значительно увеличить количество массовых услуг, предоставляемых полностью в «цифре», когда и подача заявления на получение госуслуги, и собственно сама услуга осуществляются в цифровом формате. Это первый важный тренд, который характерен для цифровизации в последние годы. Но есть еще одна, не самая приятная примета времени, — в сфере ИТ снижаются бюджетные расходы.

«Недавно мы посчитали, как у нас изменился ИТ-бюджет, и увидели драматическую тенденцию: совокупный ИТ-бюджет федеральных органов власти и регионов, за исключением Москвы, системно снижается. И получается так: у нас супермасштабные, амбициозные планы по цифровизации органов власти, есть хорошие результаты, но расходы при этом уменьшаются. Это тоже создает определенные вызовы», — отметил министр.

По его словам, учитывая динамику за четыре года, ежегодное финансирование федеральных органов власти и регионов проектов в сфере информатизации уменьшилось. При этом перед госорганами, как и прежде, стоят задачи, связанные с развитием клиентского опыта. Поэтому один из самых сложных на сегодняшний день вызовов — продолжать поддерживать те же темпы цифровизации при значительно меньшем объеме финансовых ресурсов.

«Мы заметили тревожную тенденцию: лидеры на федеральном уровне и в регионах — те, у кого есть финансовые возможности, кадры, компетенции и амбиции, — идут дальше. А у кого таких возможностей нет, у кого не хватает бюджетных ресурсов или специалистов, топчутся на месте. В результате разрыв между лидерами и отстающими увеличивается», — подчеркнул Шадаев.

По его мнению, единственное окно возможностей, чтобы сократить разрыв между лидерами и отстающими, — это платформизация, которая дает шанс уйти от «лоскутной автоматизации», от развития отдельных систем ведомств, к платформенным облачным сервисам с максимальным коэффициентом переиспользования. По словам министра, на то, чтобы органы власти заново «изобретали велосипед», сейчас просто не хватает ресурсов.

Платформизация

Платформизация ГИС сегодня реализуется на ЕЦП «ГосТех», которая позволяет за счет low-code- и no-code-компонентов относительно быстро собрать конкретные решения на базе централизованной ИТ-инфраструктуры, обеспечив их цифровую безопасность. По мнению главы Минцифры, наибольший эффект от использования платформы увидят регионы и муниципальные образования, которые выполняют типовые функции, но для развития отдельных систем не обладают достаточными ресурсами и бюджетными возможностями. Для федеральных ведомств «ГосТех» — это возможность использовать готовые компоненты, чтобы быстро собирать необходимые информационные системы, компоненты которой интегрированы между собой.

Шадаев подчеркнул, что в общей массе расходов одна из самых значимых долей ИТ-бюджета принадлежит рынку госзаказа. Сегодня необходимо искать возможности, чтобы работу отдельных отраслевых вендоров, региональных интеграторов, ИТ-компаний обеспечить в рамках платформизации. «Ростелеком», как генеральный исполнитель по созданию ИТ-инфраструктуры госуслуг, может сконцентрироваться на формировании и поддержке ядра платформы «ГосТех». Внедрение и настройку, работу с конечными заказчиками предлагается отдать на рынок.

«Фактически „Ростелеком“ готов делегировать эту работу тем компаниям, которые регион будет самостоятельно выбирать. Естественно, тарифная политика будет единая. Стоимость внедрения конкретного решения на платформе будет одинаковой, а тарифицироваться будет в зависимости от количества пользователей, объема используемых вычислительных ресурсов», — прокомментировал министр.

Гарантировать независимость от конкретного разработчика регионам поможет использование low-code-платформы. Проект отдается на реализацию подрядчикам, выбранным субъектом РФ, которые внедряют на ЕЦП конкретные цифровые решения, обеспечивая работу конкретного ведомства с учетом специфики конкретного региона. Глава Минцифры подчеркнул, что платформизация ГИС поможет оптимизировать процессы принятия решений, сделать их более автоматическими. Это не только ускорит процедуру получения госуслуг, но и позволит высвободить значительную часть чиновников. Благодаря этому в следующий период до 2030 года должно произойти перераспределение кадровых ресурсов органов власти на более эффективные, творческие направления работы.

Региональные информационные системы

Во многих субъектах страны прикладные решения до сих пор довольно сильно зависят от зарубежного «софта». Поэтому ключевая задача цифровизации госуправления — сконцентрировать большую часть усилий вокруг создания на «ГосТехе» переиспользуемых региональных сервисов. Этот процесс в первую очередь касается тех ведомств, которые в последнее время не модернизировали свои информационные системы. Минцифры определило десять базовых направлений цифровизации региональных полномочий: налоги, гранты, кредиты, отсрочка, госзакупки, импорт, продвижение, ипотека, проверки и контрсанкции.

«Надеюсь, что в конце следующего года по каждому из этих направлений будет два-три пилотных внедрения. В последующие три-четыре года мы сможем предоставить этот сервис тем регионам, у которых нет своих систем и которые будут готовы использовать „под ключ“ сервисы, безвозмездно переданные им Федерацией», — сказал главы Минцифры.

При этом он отметил, что, если в регионе уже есть своя информационная система, он не обязан переходить на «ГосТех». Но, к сожалению, две трети субъектов РФ не имеют достаточных ресурсов и возможностей самостоятельно развиваться, повышая уровень цифровизации. Поэтому многие готовы брать для внедрения уже зарекомендовавшие себя решения.

Что касается иностранного ПО, то, согласно статистике, большинство рабочих мест до сих пор оснащены продуктами Microsoft Office. И только 14% работодателей рассматривают возможность перехода на российские альтернативы. «Сегмент пользовательских привычек самый тяжелый. Многие изучали компьютер только под Windows и на Office. Привычки складывались десятилетиями, и, конечно, удобство использования этих продуктов очень высокое. Менять модель пользовательского поведения — самое сложное, это займет определенное время», — сказал министр.

По его мнению, чтобы и наши продукты стали более удобными, и пользователи на них постепенно перешли, потребуется 5–7 лет. Это естественный процесс, который Минцифры планирует стимулировать. К сожалению, резкая смена привычного окружения может доставить пользователям определенный дискомфорт. Так, например, осенью правительство Татарстана приняло решение о переводе порядка 150 тысяч компьютеров на операционную систему Astra Linux. Это рабочие станции бюджетников — работников школ, детских садов, муниципалитетов, органов власти.

«Я думаю, что таких кейсов будет все больше и больше. Человек ко всему привыкает. Считаю, что нет большой функциональной разницы между Office и тем, что уже в наличии в российских продуктах. По массовым функциям они уже сравнялись», — прокомментировал Шадаев.

М. С. Михайлова

Поделиться