Версия для печати 360 Материалы по теме
Новые перспективы возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации

Бюджетный кодекс предписывает, что орган контроля вправе самостоятельно определить действия, которые необходимо совершить для устранения допущенных объектами контроля нарушений.

Светлана Вадимовна Костюк, заместитель начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Амурской области

Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения в суд. Исковое заявление подается о возмещении ущерба (часть 4 статьи 270.2 БК РФ). При этом понятие «ущерб публично-правовому образованию, выявленный при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» не содержится ни в БК РФ, ни в иных нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения.

По смыслу Бюджетного кодекса обращение в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ, является обязанностью органа ВГ(М)ФК. Вместе с тем судами отклоняются доводы о том, что в силу бюджетного законодательства сам факт неисполнения предписания (не обжалованного и не отмененного в установленном порядке) является основанием для взыскания такого ущерба. Имеется практика, когда судами при рассмотрении исков не усматриваются основания для обращения с указанными исками в связи с отсутствием факта причинения ущерба публично-правовому образованию. Такие случаи возникают, поскольку для определения наличия ущерба публично-правовому образованию суды руководствуются критериями, установленными нормами Гражданского кодекса. Однако нормы гражданского законодательства ориентированы прежде всего на гражданский оборот и не учитывают в полной мере особенности формирования, распределения и использования бюджетных средств, особенности бюджетных правоотношений.

Поделиться