В математике есть поговорка «Хорошо поставленная задача — решенная задача», а алгоритмом для ее реализации в практике служит правило Рене Декарта: «Уточняйте понятия, и вы избавите мир от заблуждений». Хорошие постановки задач нужны не только в математике, но и в государственном и муниципальном управлении. Поэтому аналоги правила Декарта актуальны и здесь.
Нина Петровна Поличка, директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
Максим Анатольевич Поличка, директор Дальневосточного центра инноваций социальной сферы, кандидат юридических наук
Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, и в ней коррупциогенным фактором названа юридико-лингвистическая неопределенность, которая определена как «употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера».
Одним из критериев, исходя из которых необходимо формулировать цели государственных программ, является конкретность, которая определяется как запрет на "размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование"[1].
А одной из характеристик требований, которые формулируют при проектировании систем любой природы, является однозначность, то есть "требование должно трактоваться единообразно всеми субъектами процесса«[2].
Постановка задачи
Несмотря на наличие перечисленных выше, а также иных аналогичных по смыслу положений в правовых документах органов власти, постановкам хороших задач в практике государственного и муниципального управления должное внимание не уделяется. В традиционном управленческом цикле, как правило, «постановка задачи» не выделяется в отдельный этап, а в перечне компетенций государственных и муниципальных служащих нет требований к знаниям и умениям его выполнения. Поэтому зачастую в органах власти решаются задачи типа «делаем то, не знаем что», а толкования одних и тех же понятий в разных структурных подразделениях одного органа власти разнятся.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти